Однако |развитая Коши основополагающая концепция имела уяз­вимое место. Коши доказывал сходимость ряда, используя арифме­тику действительных чисел. Иррациональное число он определил как границу всех таких различных дробей, которые все больше и больше приближают своими значениями иррациональное число " ([14], с. 214). В этом заколдованном круге лежала предпосылка для математических работ Георга Кантора, открывающих новые пути.

Приступая к теоретико-множественным изысканиям, Кантор не догадывался, какие революционные изменения он внесет в сферу ма­тематического мышления, особенно в отношении проблемы бесконечности. Впервые в многотысячелетней истории упомянутой проблемы удалось точно установить различия между "бесконечными количествами", и к тому же выяснить, что это дает для абстракции ступеней бесконечности. Таким образом, с этого времени расплывчатые либо мистифицированные понятия приобрели ясность.

Во всех фазисах научной мысли представления о переходе от конечного к бесконечному, о противоположности непрерывного к дискретного, соответственно, о противоречия между возникновени­ем и бытием играют значительную роль. Представление о бесконеч­ности как о потенциальной бесконечности явно обосновано Аристо­телем в его споре с Платоном и с тех пор - от К.Ф.Гаусса - доминирует в представлениях о бесконечности.

Однобокая концепция бесконечности как потенциальной бесконечности подвергнута критике Георгом Кантором и была развита им дальше введением в рассмотрение актуальной бесконечности. С математической точки зрения этот процесс привел к тому, что своим определением трансфинитных количественных чисел как классов эк­вивалентности бесконечных множеств Кантор обогатил имевшееся традиционнее понятие числа. Он сумел доказать, что не все беско­нечные множества эквивалентны друг другу. Вместе с тем стало возможным рассматривать эквивалентные бесконечные множества как как представителей одних и тех же количественных чисел - и по­строить трансфинитную арифметику (аналогично арифметике натураль­ных чисел). Наряду с обогащением понятия числа, Кантор радикаль­но расширил традиционные представления о бесконечности.

Прогресс научной мысли связан с непрерывным прояснением основных научных понятий, в том числе и понятия бесконечности. Прояснение сущности основного понятия есть не только задача отдельной науки, но обусловлено философским анализом.

А.А.Френкель, один из выдающихся специалистов теории множеств, сравнивал этот научный подвиг (Г.Кантора) с созданием коперниканской системы в астрономии, релятивистской теории или квантовой теории в физике.

Основные теоретико-множественные проблемы, которые Кантор разработал приблизительно к 1873 году, можно сформулировать сле­дующим образом:

Множества, которые можно взаимнооднозначно отобразить на множество натуральных чисел. К примеру, множества целых и рациональных чисел. Это множество определяет первое трансфинитное число АЛЕФ_0 ( АЛЕФ - Алеф, первая буква древнееврейского алфавита).

Бесконечные множества, которые нельзя взаимнооднозначно отобразить на счетное бесконечное множество. Множество вещественных чисел есть несчетное бесконечное множество, иначе говоря, континуум обозначаемый символом АЛЕФ.

Взаимнооднозначное соответствие оказывается, вместе с тем, способов устанавливать различия в бесконечностях,

Кантор предполагал, что нет возможности указать мощность АЛЕФ_ЗВЁЗДОЧКА, которая больше, чем мощность  АЛЕФ_0счетного бесконечного множества, но меньше, чем мощность континуума  . Другими словами, он был убежден, что нет  АЛЕФ_ЗВЁЗДОЧКАс условием АЛЕФЫ .Несмотря на огромные усилия, Кантору не удалось ни доказать ни опровергнуть континуум-гипотезу. Энергичные попытки доказать ги­потезу, длившиеся несколько лет, завершились после того, как теория .множеств была аксиоматизирована.

Если принять систему аксиом Цермело-Френкеля, то континуум-гипотезу нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Гипотеза Кантора, таким образом, независима от аксиом теории множеств.