Исходный файл для системы TEX – это текст документа вместе со спецсимволами и командами, с помощью которых системе передаются указания касательно размещения текста. Исходный текст документа не должен содержать переносов, TEX сделает их сам в том случае, если он знает как перенести данное слово. Если TEX не знает данное слово, то можно ему это объяснить – предоставить возможность для переноса записав слово так "ги\-пербо\-ла". Это дает возможность для системы перенести слово "гипербола" там, где указан символ \-. Слова отделяются друг от друга пробелами, при этом TEX не различает, сколько именно пробелов оставили между словами. Конец строки также воспринимается как пробел. Соседние абзацы должны быть отделены друг от друга пустыми строками, при этом все равно, сколько именно пустых строк стоит между абзацами, важно, чтоб была хоть одна.
Обратите внимание, что в случае слишком длинных слов и невозможности их переноса можно увеличить максимально возможное расстояние, используемое системой TEX между словами. Для этого достаточно в преамбуле написать строчку
\tolerance=1000
Большинство знаков препинания набираются очевидным образом, однако существуют символы требующие специального набора, а также существует ряд удобных команд для оформления текста. Перечислим некоторые их этих ситуаций:
1. Дефисы, минусы и тире – чтобы получить на печати дефис, короткое тире или длинное тире, надо в исходном тексте набрать один, два или три знака - соответственно. Знак минуса, в отличие от короткого тире, встречается только в математических формулах, и там он изображается просто знаком -.
2. Кавычки – существует несколько типов кавычек. Наиболее качественным способом задания кавычек, применяемых в русском языке есть следующее соответствие:
\symbol{190} \symbol{191} ⇔ русские кавычки.
В английском языке достаточно применить стандартные кавычки на клавиатуре. Отметим, что здесь использована команда \symbol, которая позволяет отобразить символ с помощью его кода (номера) в таблице символов.
3. Иногда необходимо обеспечить, чтобы два соседних слова не попали на разные строки. В этом случае между ними надо вставить символ неразрывного пробела.
4. Иногда требуется установить промежутки вручную. Чаще всего необходимо получить промежуток величиной в один или два em. Для этого служат команды: \quad, дающая промежуток в 1em, и \qquad, дающая промежуток в 2em. Команда \enskip дает промежуток, в два раза меньший, чем \quad (в стандартных шрифтах он равен ширине цифры). Также существует команда \, делающая маленький пробел. Если необходимо задать промежуток с указанием конкретной длины, можно воспользоваться командой \hspace{длина например в сантиметрах 1cm}.
5. Для смены шрифтов в тексте существует множество стандартных команд, которые можно получить в редакторе WinEdt на вкладке Typeface, но особый интерес представляет возможность смены шрифта для всего теста идущего ниже конкретной команды, такими командами являются:
\fontsize{14}{22pt} – задает размер шрифта и межстрочный интервал;
\fontfamily{cmr} – задает шрифт;
\fontseries{bx} – в зависимости от параметра делает шрифт жирным, полужирным, наклонным и т.д.;
\selectfont – обязательная команда, которая пишется после команд написанных выше, необходимая для того, чтобы изменения вступили в силу.
6. Для центрирования и выравнивания текста по краю используются окружения center и также flushleft, flushright. Внутри каждого из этих окружений можно в принципе набирать и самый обычный текст, стандартным образом разбитый на абзацы с помощью пустых строк, но при этом каждая строка получающегося абзаца будет центрирована или выровнена по левому/правому краю. Отметим, что окружение center оформляется следующим образом:
\begin{center}
текст
\end{center}
7. \newpage – принудительный разрыв страницы.
8. Рубрикация документа осуществляется, как правило, командами
\part \chapter \section \subsection \subsubsection \paragraph \subparagraph.
Это позволяет делать нумерацию заголовков и их оформление не в ручную. Разберем, как этим пользоваться, на примере команды \section. Пусть вам нужно начать раздел документа. Для этого в исходном тексте можно написать так:
\section{Раздел документа}
Команда \section принимает один обязательный аргумент – название раздела. Изменение стандартных заголовков возможно с использованием команды \renewcommand, описание которой можно найти в литературе [2, 3, 4].
9. В классах article, report и proc предусмотрена возможность оформить аннотацию ко всему документу. Это делается с помощью окружения abstract. До начала основного текста следует поместить текст аннотации между \begin{abstract} и \end{abstract}.
10. Титульный лист: Для того, чтобы оформить заголовок ко всему документу, надо сделать две вещи: задать информацию для заголовка и дать команду этот заголовок сгенерировать. Второе делается с помощью команды \maketitle. Она создаст титульный лист, если это предусмотрено классом и опциями. Если титульный лист не предусмотрен, то команда \maketitle разместит заданную вами информацию на первой странице, выбрав подходящие шрифты и сделав подобающие отступы между титульной информацией и текстом.
11. Оглавление: В процессе работы MIKTEX автоматически собирает информацию для создания оглавления и записывает ее в специальный файл с тем же именем, что у обрабатываемого файла, и расширением toc. Чтобы воспользоваться ею и напечатать оглавление, надо написать команду \tableofcontents. Все оглавление в целом будет озаглавлено словом, определяемым командой \contentsname. Если вас не устраивает стандартный стиль оформления оглавления, его можно изменить.
12. Список литературы: Имеется возможность оформить список литературы, элементы которого нумеруются автоматически. В тексте при этом надо ссылаться не на эти номера, которые могут измениться в процессе работы над документом, а на установленные условные обозначения для элементов списка литературы. Список литературы оформляется как окружение thebibliography. Это окружение имеет обязательный аргумент – номер источника, занимающий больше всего места на печати (в стандартных шрифтах все цифры имеют одинаковую ширину, так что достаточно привести в качестве аргумента, например, номер 99, если источников будет заведомо меньше 100). Каждый источник вводится командой \bibitem. У нее есть один обязательный аргумент – условное обозначение. В качестве такого обозначения можно использовать любую последовательность из букв и цифр. В тексте ссылка на источник делается с помощью команды \cite с обязательным аргументом – условное обозначение того источника, на который вы ссылаетесь. Можно сослаться сразу на несколько источников – для этого в аргументе команды \cite надо указать их обозначения через запятую (смотри пример 1).