Одной из основных классификационных группировок источников права социального обеспечения является их деление по юридической форме выражения, то есть по видам актов, содержащих нормы права социального обеспечения.

Международные правовые акты. Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Среди международных документов с точки зрения юридической обязательности для России можно выделить две разновидности:

1) обязательные,

2) рекомендательные.

Правительство РФ от своего имени в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» наделено правом заключать международные договоры в виде межправительственных соглашений. Аналогичным правом обладают и уполномоченное министерство в сфере социального обеспечения, а также иные федеральные министерства, которые компетентны заключать межведомственные международные договоры.

Конституция. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), закрепляя при этом социальную направленность политики государства, связанную с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, путем поддержки семьи, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления пенсий, пособий и иных видов социального обеспечения (ст. 7). Кроме этого, в отдельных нормах Конституции РФ уточняется социально-обеспечительный статус граждан и обязательства государства в области социального обеспечения. В частности, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 39), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), под защитой государства находятся материнство, детство и семья (ст. 38).

Законы. Поскольку система социального обеспечения населения в соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, есть основания для выделения в системе источников права социального обеспечения двух типов законодательных актов – федеральных законов и законов субъектов Федерации.

Таким образом, в сфере социального обеспечения субъекты Федерации на своей территории вправе осуществлять законодательное регулирование не только опережающе (в случае отсутствия федерального регулирования с условием приведения впоследствии регионального акта в соответствие с федеральным), либо в пределах, установленных федеральным актом (с санкции федерального законодателя), но также во всех случаях, когда речь идет о возможности самостоятельно (за счет средств собственного бюджета) финансировать нормативные решения социально-обеспечительной направленности.

Указы Президента РФ. Специфика указов Президента РФ как источников права социального обеспечения состоит в том, что они имели и имеют своей основной целью восполнение пробелов в законодательстве в силу необходимости оперативного решения возникающих проблем в сложный и противоречивый период становления новой политической и социально-экономической системы.

Постановления Правительства РФ. Данный вид нормативного правового акта играет на современном этапе в системе законодательства о социальном обеспечении ведущую роль и представляет собой самый обширный пласт источников права социального обеспечения.

Иные нормативные правовые акты. К категории иных источников права социального обеспечения относятся акты федеральных министерств и ведомств, глав администраций (президентов) и органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов муниципальных образований.

Акты судебных органов. К источникам права социального обеспечения, с определенной долей условности, можно отнести только акты (постановления и определения) Конституционного Суда РФ.

Акты, принятые в порядке социального партнерства. Как источник права социального обеспечения социально-партнерское соглашение, безусловно, обладает определенной спецификой. Она выражается в том, что по своей правовой природе соглашение предстает в юридической форме договора, что позволяет вести речь о существовании в праве социального обеспечения элементов договорного способа регулирования отношений.

Однако наличие договорных механизмов не изменяет публичный (государственный) характер социально-обеспечительных обязательств, которые приобретает государство в лице государственных (муниципальных) органов, участвующих в отношениях по социальному партнерству.

Помимо классификации источников права социального обеспечения по юридической форме выражения, существуют иные основания для их группировки. В частности, в зависимости от сферы действия источники можно разделить:

а) на федеральные;

б) региональные;

в) местные;

г) отраслевые (межотраслевые).

В зависимости от срока действия различают:

а) акты неопределенного срока действия;

б) временные акты;

в) условно срочные.

По порядку и процедуре принятия источники могут быть поделены:

а) на принимаемые в законодательном порядке;

б) принимаемые в административно-распорядительном порядке;

в) принимаемые в порядке социального партнерства.