С одной стороны, XVII в. – время наибольшего развития приказной системы. Во второй половине века исследователи фиксируют существование свыше 40 постоянных и еще такое же число временно действующих приказов. С другой стороны, по мере роста числа приказов все отчетливее проявлялись недостатки приказной системы.

Приказные люди за работой. Рисунок из старинной рукописи.

Осознавая эти недостатки, власть в середине XVII в. предпринимала попытки ее реформирования. Так, 1650-е гг. были созданы счетный приказ (1656 г.) и приказ тайных дел (1654 г.). Первый должен был отвечать за финансовую дисциплину, а второй задумывался как орган, координирующий работу прочих приказов. Со своими задачами новые ведомства справиться не смогли и превратились в два очередных приказа. Система была настолько запутана, что в начале XVIII в. Петру I придется от нее отказаться. Однако и в XVII столетии приказная система сыграла свою немаловажную роль. Дело в том, что именно внутри приказов сформировалась категория профессиональных управленцев – бюрократический аппарат – одно из условий существования абсолютизма.