1. Структура учебно-методического комплекса:

Учебно-методический комплекс (УМК) "Ботаника" разработан в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров "Развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками".

Учебно-методический комплекс адресован учащимся 9-10-х классов средних общеобразовательных школ, а также всем желающим повысить свой уровень знаний. Комплекс ориентирован на систематическое изучение строения и жизнедеятельности, основных групп растений, грибов и лишайников, закрепление полученных знаний.

Учебно-методический комплекс содержит интерактивную и неинтерактивную части.

Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью компьютерных технологий, составляют:

· электронное учебное пособие

· тестирующий модуль

· глоссарий

Представленные компоненты встроены в электронное учебное пособие «Ботаника».

Электронное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения теоретического материала. Материал каждой темы курса структурирован в виде гипертекста, который дополнен иллюстративным материалом.

Тестирующий модуль представлен набором тестовых заданий. Встречаются тесты следующих видов: единственного и множественного выбора, тесты на восстановление последовательности. Объем тестовых заданий составляет 100 вопросов разного уровня сложности. Выполнение тестовых заданий дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы.

В глоссарии представлены термины, которые либо не встречаются, либо приводятся в тексте пособия без объяснения. Однако они часто встречаются в ботанической литературе и необходимы для ее понимания.

В электронное учебное пособие встроена рабочая программа курса.  В рабочей программе курса "Ботаника" отражены цели и задачи изучения курса, содержание деятельности учащихся, приводится содержание программы с подробным описанием всех изучаемых разделов,  список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.


2. Содержание учебно-методического комплекса:

Содержание электронного учебного пособия соответствует рабочей программе курса, составленной с учетом требований государственного стандарта общего образования. Программа курса имеет линейную структуру, так как предусматривает последовательное изучение материала. На начальном этапе учащиеся должны получить представление об общих структурных и физиологических свойствах растительного организма, о строении и физиологии отдельных тканей и органов растения. После этого можно приступать к рассмотрению основных систематических групп.

Одной из основных задач курса «Ботаника»  является формирование общих знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений; знакомство с главными понятиями ботаники, основными группами растений и грибов.

В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление

- об основах анатомического и морфологического строения органов цветкового растения;

- об основных и дополнительных функциях органов, их видоизменениях;

- об особенностях строения и размножения основных групп растений;

- о значении растений в природе и практической деятельности человека;

Пособие состоит из введения и 3 разделов.

Во Введении дано определение ботаники, определение растений и грибов, кратко описано значение растений в формировании биосферы, основные этапы становления ботаники как науки.

Раздел 1. Строение и размножение цветковых растений

1.1. Особенности строения растительной клетки: пластиды, клеточная стенка, плазмодесмы, диктиосомы, вакуоли. Ткани растений (образовательные, покровные, основные, механические и проводящие).

1.2. Вегетативные и генеративные органы (определение). Корень: определение, внешнее и внутреннее строение, корневые системы, развитие, основные и дополнительные функции.

1.3. Побег: определение, строение, развитие побега из почки. Стебель: определение, функции, первичное и вторичное строение, ветвление стебля.

1.4. Лист: определение, функции, морфология листьев. Строение листа в связи с его функциями. Видоизменения листьев. Листопад.

1.5. Жизненный цикл и размножение растений, жизненный цикл и размножение цветковых. Редукция гаметофитов у семенных.

1.6. Строение цветка: околоцветник, андроцей, гинецей. Однодомные и двудомные растения, соцветия. Опыление и его типы. Образование пыльцы и семязачатка. Двойное оплодотворение.  

1.7. Образование плодов и семян. Преобразование структур семязачатка после оплодотворения, образование семени. Образование, функции плодов. Классификация плодов.

1.8. Вегетативное размножение, его значение и формы.

Раздел 2. Классификация царства Растения

2.1. Низшие растения. Водоросли. Особенности строения клеток водорослей.  Отделы Бурые и Зеленые водоросли. Значение водорослей в сообществах, использование водорослей человеком.

2.2. Отдел Мохообразные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизненный цикл и размножение мхов. Класс Листостебельные мхи, зеленые и сфагновые, особенности строения. Распространение, места обитания, значение мхов.

2.3. Отдел Папоротникообразные. Отдел Хвощевидные. Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизненных циклов, значение в природе и практической деятельности.

2.4. Семенные растения. Сравнительная характеристика размножения споровых и семенных растений, значение семян.

2.5. Отдел Голосеменные. Класс Хвойные. Особенности строения и размножения, представители, распространение и значение хвойных.

2.6. Отдел Покрытосеменные. Характеристика отдела как наиболее прогрессивной группы растений. Характеристики классов Двудольные и Однодольные. Основные семейства (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, лилейные, злаковые).

2.7. Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, клетки эукариот, выход и эволюция растений на суше. Риниофиты.

Раздел 3. Грибы и лишайники

3.1. Царство Грибы. Характеристика царства, особенности строения клеток и тела грибов, особенности обмена веществ. Способы и формы размножения грибов. Отделы Оомицеты, Настоящие грибы. Представители классов сумчатые и базидиальные грибы. Значение грибов в сообществах.

3.2. Лишайники. Особенности строения и физиологии лишайников как симбиотических организмов. Состав и строение лишайников, значение в природе и практической деятельности.

Тестирующий модуль

Форма итогового контроля – зачет. Тестовые задания представлены в сетевой тестирующей системе, они включают 100 вопросов, сгруппированных в 20 содержательных блоков в соответствии с основными разделами программы курса. Для проверки и анализа знаний учащимся предлагается пройти тестовые задания, сгруппированные в билет из 20 вопросов. Выбор заданий осуществляется тестирующей системой случайным образом. Тестовые задания могут быть использованы учащимися при повторении материала и подготовке к итоговым или вступительным экзаменационным испытаниям по курсу "Ботаника".

Глоссарий

Глоссарий включает перечень основных терминов и понятий, встречающихся в курсе.


3. Используемая литература

Основная

Жизнь растений. Т. 1-5. М., Просвещение, 1976.

1. Клетка, корень, стебель, лист.  2. Размножение растений.  3. Растения и среда.  4. Низшие, высшие растения. Атласы. Учебное пособие. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, М.: Издательство МГУ, 2000 – 2003.

Дополнительная

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х т. Москва: Мир, 1990.

2. Биологический энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1986.


4. Автор (составитель)

Лукьянцев Владимир Владимирович - научный сотрудник института биологии и биофизики, старший преподаватель Биологического института, стаж работы 29 лет, старший преподаватель факультета довузовского обучения, автор курса "Биология" для учащихся подготовительных курсов и учебных центров ТГУ, учебно-методических комплексов «Зоология», «Анатомия и физиология человека». Имеет многолетний опыт работы в довузовской подготовке школьников с применением спутниковых и сетевых технологий.