Лингводидактика – одно из древнейших направлений лингвистики. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что первые результаты лингвистической рефлексии получают выражение в виде грамматик, описывающих язык, в первую очередь, для обучения.
Лингводидактика направлена на поиск эффективных методик обучения языку и поэтому тесно связана с развитием теоретической лингвистики, т.к. формировалась на основе актуальных представлений о языке.
Как отмечает А.Н. Баранов, «методика преподавания развивается, как правило, в недрах предшествующего и имеет два возможных пути развития: либо он противопоставляет себя предшествующему методу, являясь его полной противоположностью, отвергая его недостатки, предлагая радикально новые пути развития «от противного», либо новый метод идет путем творческого логического развития старого, совершенствуя его сильные стороны, корректируя ошибочные или однобокие подходы»1.
Кроме факторов лингвистических, определяющих развитие лингводидактики, исследователь называет также экстралингвистические, которые группирует по параметру объективность vs. субъективность. К объективным он относит политические, научные, культурные, социальные и т.п. факторы, а к субъективным – личные пристрастия обучающихся. Не менее значимым является уровень развития смежных наук – педагогики, психологии.
В лингводидактике можно выделить два основных методологических направления, ориентированных на решение разных задач, а именно: