1. Участие голоса и шума в образовании согласных звуков
а) Сонорные согласные (лат. sonus – звук) – согласные, которые образуются с помощью голоса и незначительного шума (тон преобладает над шумом).
б) Шумные согласные, которые подразделяются на
У шумных согласных признак глухость / звонкость может быть самостоятельным (он проявляется, когда согласные стоят в сильной позиции) и несамостоятельным, обретенным, «вынужденным» (он проявляется, когда согласные стоят в слабой позиции).
Сильная позиция шумных согласных по глухости / звонкости
|
Слабая позиция шумных согласных по глухости / звонкости
|
1. Положение перед гласным звуком.
![]() 2. Положение перед согласными [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
![]() |
1. Оглушение (звонкие парные оглушаются, т. е. меняются на глухие):
а) в абсолютном конце слова;
![]() б) перед глухими согласными.
![]() 2. Озвончение (глухие парные согласные, стоящие перед звонкими (но не перед [в], [в’] и не перед сонорными), озвончаются, т. е. меняются на звонкие).
![]() |
– звонкие согласные – согласные, которые образуются при колебании голосовых связок и смыкании или сближении артикуляционных органов полости рта и носа (шум преобладает над тоном).
– глухие согласные – согласные, которые создаются без участия голосовых связок, только за счет смыкания или сближения артикуляционных органов полости рта и носа (присутствует только шум).
2. Парность / непарность шумных согласных звуков
согласные звуки |
парные по звонкости / глухости
(11 пар)
|
непарные
|
||||||||||
глухие
|
[п]
|
[п’]
|
[ф]
|
[ф’]
|
[к]
|
[к’]
|
[т]
|
[т’]
|
[ш]
|
[с]
|
[с’]
|
[х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]
|
звонкие
|
[б]
|
[б’]
|
[в]
|
[в’]
|
[г]
|
[г’]
|
[д]
|
[д’]
|
[ж]
|
[з]
|
[з’]
|
|
3. Место образования согласных звуков (участие активного органа речи (языка, губ) в образовании преграды) и способ их образования («работа» активного органа речи при создании преграды)
Способ образования согласного звука характеризует положение органов речи, создающих преграду. По способу образования согласные делятся на два класса: смычные и щелевые.
При образовании смычных звуков органы речи полностью смыкаются и закрывают проход воздушной струе.
При образовании щелевых звуков органы речи не смыкаются, а образуют, сблизившись, очень узкую щель, через нее с трением проходит воздушная струя, возникает шум, который мы воспринимаем как согласные звуки.
4. Твердость / мягкость согласных звуков
В русском языке в определенных позициях в слове происходит мена твердого согласного на парный ему мягкий. Эта мена вызвана влиянием звуков друг на друга.
Пример: замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш’] (барабанчик [бараб`ан’ч’ик], барабанщик [бараб`ан’ш’ик])
Пример: смягчение [с] перед [н’] и [т’] (песня [п’`эс’н’а], кость [кос’т’]); смягчение [з] перед [н’] и [д’] (жизнь [жыз’н’], гвозди [гв`оз’д’и])
твердость / мягкость согласных звуков
|
||||||||||
парные
(15 пар)
|
непарные
|
|||||||||
твердые
|
[б]
|
[в]
|
[г]
|
[д]
|
[з]
|
[л]
|
[м]
|
[н]
|
всегда
твердые
|
всегда
мягкие
|
мягкие
|
[б']
|
[в']
|
[г']
|
[д']
|
[з']
|
[л']
|
[м']
|
[н']
|
[ж]
|
[ч’]
|
твердые
|
[р]
|
[п]
|
[ф]
|
[к]
|
[с]
|
[т]
|
[х]
|
|
[ш]
|
[й']
|
мягкие
|
[р']
|
[п']
|
[ф']
|
[к']
|
[с']
|
[т']
|
[х']
|
|
[ц]
|
[ш’]
|
Всегда твердые «ж» – [ж], «ш» – [ш], «ц» – [ц].
Всегда мягкие «ч» – [ч’], «й» – [й'], «щ» – [ш’].