По мнению многих исследователей, непрерывного развития жанра романа от античности до Нового времени не было. Возникнув в эпоху Возрождения, современный роман, однако, испытал влияние античных романных единств как генетически, так и в плане непосредственного влияния. Существовавшая в античной литературе повествовательная форма содержит в потенциале те принципы изображения жизни, которые нашли свое продолжение в новой литературе, в современном романе.
Античный роман во многом обусловил возникновение и развитие европейской художественной прозы. Открытия греческих и римских романистов заимствовались повествовательной техникой нового романа. Новеллистика активно использовала сюжеты и мотивы.
Например, это романы Г. Кальпренеда «Кассандра» (1642–1645), «Клеопатра» (1647–1658), М. де Скюдери «Артамен, или Великий Кир» (1649–1653), «Клелия, римская история» (1654–1660), С. Ричардсона «Памела, или Вознаграждённая добродетель» (1740–1741), «Кларисса, или История молодой леди» (1747–1748), «История сэра Чарльза Грандисона» (1753) и Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Эмиль, или О воспитании» (1762).
Готье Кальпренед (de Costes, сеньор de la Calprenède; 1609 г. – 22 октября 1663 г.) – французский романист. Занимал в Париже маловажную придворную должность. Его многотомные исторические романы «Кассандра» (1642–1645), героиня которого – дочь персидского царя Дария, и «Клеопатра» (1647–1658) – характерные героически-галантные произведения XVII в. с массой вставных эпизодов с запутанными интригами и утомительными деталями.
Мадлен де Скюдери (фр. Madeleine de Scudéry; 15 ноября 1607 г., Гавр – 2 июня 1701 г., Париж) – французская писательница, представительница прециозной литературы.
Сэмюэл Ричардсон (англ. Samuel Richardson; 19 августа 1689 г., Дербишир – 4 июля 1761 г., Парсонс-Грин) – английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX в. Известность ему принесли три эпистолярных романа: «Памела, или Вознаграждённая добродетель» (1740–1741), «Кларисса, или История молодой леди» (1747–1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» (1753).
Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712 г., Женева – 2 июля 1778 г., Эрменонвиль, близ Парижа) – французский писатель, мыслитель, композитор. Энциклопедист эпохи Просвещения.
Например, некоторые вставные новеллы из «Метаморфоз» Апулея были использованы Дж. Боккаччо в «Декамероне».
Джованни Боккаччо (итал. Giovanni Boccaccio [bokˈkattʃo]; июнь или июль 1313 г., Чертальдо или Флоренция – 21 декабря 1375 г., Чертальдо) – знаменитый итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения.
К различным типам античных романов восходят плутовской, пасторальный романы Нового времени. Роман «большой дороги», приключений, позволяющий автору развернуть широкие социально-бытовые картины также, безусловно, восходит к романам древних греков и римлян.
Плутовской роман – европейский литературный жанр, появившийся в Испании в позднее Возрождение как антипод литературного аристократизма и морализаторства. Героями плутовских романов становились жулики, авантюристы, прохиндеи, как правило, вызывающие симпатию читателя. Их жертвами становились добропорядочные обыватели, чиновники, криминальные элементы, а также такие же плуты, как и они. К этому типу романов относятся, например, «Ласарильо с Тормеса» (1553) анонимного автора, «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (1626) Кеведо и Вильегаса, «Похождения Симплициссимуса» (1668) Гриммельсгаузена, «Жиль Блаз» (1715–1735) Лесажа, «Кандид, или Оптимизм» (1759) Вольтера.
Франсиско Гомес де Кеведо и Сантибаньес Вильегас (исп. Francisco Gómez de Quevedo y Santibáñez Villegas; 14 сентября 1580 г., Мадрид – 8 сентября 1645 г., Вильянуэва де лос Инфантес) – испанский поэт и прозаик.
Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен (нем. Hans Jacob Christoffel von Grimmelshausen, ок. 1622 г., Гельнхаузен – 17 августа 1676 г., Ренхен) – немецкий писатель, автор популярного романа «Приключения Симплициссимуса», одного из величайших произведений немецкой литературы XVII в.
Ален Рене Лесаж (фр. Alain-René Lesage; 6 мая 1668 г., Сарзо, ныне департамент Морбкан – 17 ноября 1747 г., Булонь-сюр-Мер, ныне департамент Па-де-Кале) – французский сатирик и романист, бретонец по происхождению.
Вольтер (фр. Voltaire; 21 ноября 1694 г., Париж – 30 мая 1778 г., там же; урождённый Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet) – один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII в., поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.
Пасторальный роман – жанр европейской литературы XV–XVII вв. В рамках литературы Ренессанса и барокко возрождаются античные влияния, включая влияние греческого любовного романа и пасторали. В соединении с рыцарской традицией они порождают пасторальный роман («Диана» (1558–1559) Х. Монтемайора, «Галатея» (1585) М. де Сервантеса, «Аркадия» (1590) Ф. Сидни, «Астрея» (1607–1618) О. д'Юрфе).
Хорхе Монтемайор (Jorge de Montemayor; ок. 1520–1562 г.) – псевдоним испанского писателя, настоящая фамилия которого осталась неизвестной. Монтемайор дебютировал сборником канцон, попавшим в папский индекс запрещенных книг. Главное его произведение, сыгравшее значительную роль в истории европейского романа, – пасторальный роман «Диана» (1558–1559). Монтемайор явился в нём законченным выразителем придворной литературы в её идиллической форме.
Мигель де Сервантес Сааведра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra; 29 сентября 1547 г., Алькала-де-Энарес – 23 апреля 1616 г., Мадрид) – всемирно известный испанский писатель и солдат. Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа «Дон Кихот».
Филип Сидни (англ. Philip Sidney; 30 ноября 1554 г. – 17 октября 1586 г.) – английский поэт и общественный деятель елизаветинской эпохи. Ф. Сидни стал зачинателем английской пасторали. В 1590 г. был опубликован незавершённый роман Сидни «Аркадия», в котором вольно чередовались проза и стихи, повествующий о захватывающих приключениях двух влюблённых принцев в благословенном краю, идиллическое описание которого воскрешало образ античной Аркадии, но в то же время в нём угадывается пейзаж родной поэту Англии.
Оноре д’Юрфе (фр. Honoré d'Urfé; 11 февраля 1568 г. – 1 июня 1625 г.) – французский писатель XVII в. Ещё в середине 1580-х гг. Юрфе начал писать свой знаменитый пасторальный роман «Астрея» («L’Astrée»), первая часть которого вышла в 1607 г., вторая – в 1610 г., третья – в 1618 г.
Типичный и очень распознаваемый литературный жанр; на протяжении всей сюжетной линии автор помещает героя в рискованные проблематичные положения, из которых он выбирается на глазах у читателя; следует эпохе, обычаям, литературным взглядам автора; показывает красивую сторону изобретательности и находчивости, риска и авантюры, напряженного ожидания. Как самостоятельный обособившийся жанр, роман пробивается в литературу только к концу Средних веков. К этому типу могут быть отнесены, например, такие романы, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1564) Ф. Рабле (ссылка на 2 кадре «Ф. Рабле»), «Путешествия Гулливера» (1726) Дж. Свифта, «Робинзон Крузо» (1719), «Капитан Сингльтон» (1720), «Молль Флендерс» (1722), Д. Дефо, «Приключения Родрика Рэндома» (1748), «Приключения Перигрина Пикля» (1751), «Путешествие Хамфри Клинкера» (1771) Т. Дж. Смоллетта, «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Г. Филдинга.
Джонатан Свифт (англ. Jonathan Swift; 30 ноября 1667 г., Дублин, Ирландия – 19 октября 1745 г., Дублин) – англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.
Даниель Дефо (англ. Daniel Defoe; родился под именем Daniel Foe; около 1660 г., Криплгейт – 26 апреля (или 24, точная дата под вопросом) 1731 г., Мурфилдс) – английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа.
Тобайас Джордж Смоллетт (англ. Tobias Smollett; 19 марта 1721 г. – 17 сентября 1771 г.) – шотландский драматург, поэт, переводчик и один из лидеров английского классического эпоса, мастер плутовской интриги и зачинатель просветительского романа воспитания, чьё творчество повлияло на многих авторов, таких как Чарльз Диккенс.
Чарльз Джон Гаффам Диккенс (англ. Charles John Huffam Dickens; 1812 – 1870) – английский писатель.
Генри Филдинг (англ. Henry Fielding; 22 апреля 1707 г., Шарфам, Сомерсет, Англия – 8 октября 1754 г., Лиссабон) – знаменитый английский писатель и драматург XVIII в., известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа «История Тома Джонса, найденыша». Один из основоположников европейского реалистического романа.
Античный роман – это первые шаги того жанра, который с XIX в. занимает центральное положение в жанровой системе литературы европейских стран.
Кроме того, не иссякает читательский интерес к самим античным романам. Греческие романы были очень популярны в Византии, где жанр романа испытал влияние античности. Многочисленные переводы на новые европейские языки свидетельствуют о неизменной популярности античного романа в Европе. Захватывающий сюжет, множество удивительных приключений, неизменное торжество добра, любви и верности привлекают читателей до сегодняшнего дня.
Например, романы Евматия Макремволита «Исмина и Исминий», Феодора Продрома «Роданфа и Досикл», Никиты Евгениана «Дросилла и Харикл».
Евматий (также Евстафий) Макремволит (также Макремболит) – византийский писатель и чиновник второй половины XI в. Автор популярного романа «Исмина и Исминий», написанного как подражание греческим романам II–III вв., дошедшего до наших дней во множестве рукописей.
Феодор Продром (греч. Θεόδορος Πρόδρομος) – византийский писатель XII в.
Никита Евгениан (Νικήτας ὁ Εὐγενειανός) – византийский писатель второй половины XII в. Автор романа в 9 книгах «Дросилла и Харикл» (Δρόσιλλα καὶ Χαρικλέας), написанного ямбическим триметром и имеющего некоторое сходство с романом Феодора Продрома «Роданфа и Досикл».
Читательский интерес, в свою очередь, обеспечивает всё новые и новые цитатные и аллюзивные обращения к античным романам в мировой культуре, и прежде всего в литературе.