Из жанров – предшественников античного романа – одним из наиболее близких к римскому сатирическому роману, в частности к Петрониеву «Сатирикону», считается обычно жанр «Менипповой сатуры». «Мениппова сатура» представляет собой вид диатрибы, т.е. беседы на морально-философские темы, в которой автор обращается к публике, спорит с воображаемым противником, пересыпая свой рассказ поговорками, шутками, цитатами из поэтов.
Огромное значение на формирование жанра мениппеи имела популярно-философская диатриба (лат. diatriba, др.-греч. διατριβή), создателем которой считается Бион из Борисфена, одно время бывший слушателем Кратета. По преданию, Эратосфен сказал, что «Бион первый нарядил философию в лоскутное одеяло гетеры, так как его речь была смешана из выражений разного стиля». Корни диатрибы уходят в фольклор, в устные народные поэтические сказы, что вообще характерно для многих эллинистических жанров (идиллия (ссылка на 7 кадре на «идиллия»), новелла (ссылка на 72 кадре на «новелле»)).
Бион Борисфенит (др.-греч. Βίων Βορυσθενεΐτης; 325–250 гг. до н.э.), античный философ-киник (ссылка на 6 кадре на «киников») и писатель. Родился на северном побережье Черного моря, в Ольвии, около устья Борисфена (совр. Днепр). Сын вольноотпущенника и лаконской проститутки. Из-за воровства отца вся семья была продана в рабство; хозяином Биона стал некий ритор, по завещанию которого Бион получил свободу и денежное наследство. Эти деньги дали ему возможность получить образование в Афинах, где он посещал почти все известные философские школы. Как сообщается, Бион вел бродячий образ жизни, проповедуя среди низов кинические истины, критикуя условности и предрассудки. Излюбленным жанром Биона была пародия, наполненная шутливыми неологизмами, фольклорными мотивами, народными (часто бранными) выражениями.
Кратет Фиванский (IV–III вв. до н.э.) – древнегреческий философ-киник (ссылка на 6 кадре на «киников»), наиболее известный ученик Диогена Синопского.
Эратосфен Киренский (Ἐρατοσθένης ὁ Κυρηναῖος; 276–194 гг. до н.э.) – греческий математик, астроном, географ и поэт.
Свою классическую форму жанр греческой диатрибы, приобрёл в творчестве Телета, автора III века до н.э., подражавшего Биону. Его диатрибы представляют собой рассуждения по различным житейским вопросам в духе кинической морали. В жанре диатрибы писал также эпикурейский (ссылка на 6 кадре на «эпикурейцев») философ Филодем из Гадары, но от его сатир почти ничего не сохранилось. Основатели кинической школы (ссылка на 6 кадре на «киников») Антисфен и Диоген придали диатрибе сатирический характер. Излагая положения кинической этики, они сопровождали их остроумной шуткой или сатирическим выпадом в адрес философского противника. Жанр диатрибы сами греки относили к области «серьезно-смешного»: серьезные истины для легкости восприятия облекались в юмористическую форму. В какой-то период становления обоих жанров диатриба Биона сближается и, возможно, даже смыкается с мениппеей. В дальнейшем в диатрибе станет преобладать поучительная струя, в мениппее – сатирическая.
Филодем из Гадары (др.-греч. Φιλόδημος; ок. 110 г. до н.э., Гадара – ок. 40 или 35 г. до н.э., Геркуланум) – древнегреческий философ-эпикуреец (ссылка на 6 кадре на «эпикурейцев») и поэт.
Антисфен (др.-греч. Άντισθένης; 444/435 г. до н.э., Афины – 370/360 г. до н.э., Афины) – древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма (ссылка на 6 кадре на «киников»).
Диоген Синопский (др.-греч. Διογένης Σινωπεύς; ок. 412 г. до н.э., Синоп – 10 июня 323 г. до н.э., Коринф) – древнегреческий философ, ученик Антисфена (ссылка выше на «Антисфен»), основателя школы киников (ссылка на 6 кадре на «киников»).
Признаки диатрибы – моральная тема, обличительный пафос, сочетание серьезности и насмешки (spoudogeloion), личные обращения к читателю-адресату, возражения самому себе и ответы на эти возражения, широкое использование сравнений, аналогий, примеров, притч, мифов, сентенций, раскрывающих и объясняющих доказываемый философский тезис. Диатрибам была присуща простота изложения, образная форма, фольклорные мотивы. Вместе с тем в них использовались риторические приёмы.