Хронологически романы можно разделить на две группы. К одной группе относятся более поздние романы, отмеченные широким использованием всех приемов и средств специфического риторического мастерства новой софистики (ссылка на 3 кадре на «софистических») (Ямвлих, Ахилл Татий, Лонг, Гелиодор). К другой – романы более ранние, не испытавшие такого рода риторических и литературных влияний.

Для романов более ранних (фрагменты романа о Нине (ссылка на 1 кадре на «отрывки из романа об ассирийском царевиче Нине»), романы Харитона, Ксенофонта Эфесского, «История Аполлония») характерна простота композиции, представляющей собой последовательную смену событий, отсутствие побочных линий и вставных сюжетов, отсутствие ученых экскурсов и описаний (экфраз (ссылка на 9 кадре на «экфраза»)), строгую приверженность к выработанному канону, а также склонность к краткому пересказу уже прежде изложенных событий.

Романы этой категории были рассчитаны на самые широкие массы. Язык их близок к «общему» литературному языку (койне (ссылка на 7 кадре на «койне»)) и не воспроизводит каких бы то ни было особенностей аттической речи.

Совсем не таковы романы другой, более поздней группы. Традиционная сюжетная схема не тяготит авторов, они обращаются с нею весьма вольно, обогащая традиционный сюжет вводными эпизодами. Уже не говоря о Гелиодоре, совершенно по-иному давшем обычную в романах хронологическую манеру изложения событий, и Ямвлих, и Ахилл Татий, и Лонг – каждый по-своему преодолевают унаследованный от прошлого канон. Ямвлих, щедро вводя новые дополнения к принятой для романа схеме, с другой стороны, выбрасывает некоторые привычные мотивы (как, например, морское плавание); это делает и Лонг, для которого авантюрный элемент вообще оказывается чем-то второстепенным. Ахилл Татий, сохраняя, казалось бы, архаический ряд обязательных для романа авантюрных эпизодов, совершенно обесценивает их, часто трактуя их лишь как повод для риторических декламаций. Можно сказать, что романы более поздней группы представляют собою настоящую мозаику наиболее распространенных во времена новой софистики разновидностей риторических упражнений. Ритмическая пышность Лонга или Ахилла Татия может быть сравнена лишь с творчеством самых изысканных софистов IV в. Язык авторов романов этой группы соответствует разнообразным оттенкам литературного языка той же поры; здесь уже вступает в силу аттицистический пуризм.

Таким образом, авторы более поздних романов – Ямвлих, Ахилл, Лонг, Гелиодор, – восприняв от своих непосредственных предшественников обработанный рассказ о разнообразных приключениях и долгих скитаниях четы любящих и о благополучном их воссоединении, расцветили его самыми изысканными средствами красноречия, выработанными и проверенными в долгой практике ораторского мастерства. Они создали тот самый тип романа, который впоследствии пленял целые поколения позднейших читателей как в Византии IX–XI вв., так и в Западной Европе в XVI и XVII столетиях.