В определении профессионально значимых качеств психолога наряду с профессиональной компетентностью необходимо учитывать его личностные особенности. Клиент, зачастую не замечая профессиональности психолога, обращает внимание в первую очередь на позицию, занимаемую психологом относительно него, проявление личностных качеств консультанта. Таким образом, личностные характеристики психолога становятся важным профессиональным звеном его деятельности, и определение места той или иной особенности принимает роль ведущей исследовательской задачи.
Данные, полученные студентами Томского государственного университета в рамках курса «Основы акмеологии», показали особенности восприятия разными группами населения (выпускники общеобразовательных школ, студенты непсихологических специальностей – гуманитарные и технические, взрослое население разного уровня образования и социального положения) специалистов психологических профессий. Значимость для общества профессии психолога связана с непосредственной заинтересованностью в решении собственных проблем. Однако возможность принятия поддержки со стороны профессионального психолога рассматривает менее половины опрошенных, большинство которых девушки и женщины. Невозможность решения возникающих проблем без участия специалиста обозначила четверть опрашиваемых, отмечая при этом конфиденциальность «помощи». Признание профессии психолога отмечено испытуемыми, имеющими высшее образование или получающими его. Психологическое знание как средство улучшения качества жизни принимается более чем 70 % респондентов, но «для личного пользования». Только четверть взрослой выборки не станут отговаривать детей от профессии психолога.
Таким образом, несмотря на то, что по данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день теми или иными расстройствами психической деятельности в России страдают 20 миллионов человек (не считая их близких, так или иначе втянутых в данные проблемы), психолог, а тем более клинический психолог, по-прежнему вызывает у населения настороженность.
Член Всероссийского общества психологов, заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Николаевич Ениколопов объясняет этот факт: «…просто история нашей страны была такой, что психология вообще долгие годы не развивалась. Достаточно сказать, что факультеты психологии в Москве и в Петербурге были открыты лишь в 1966 году. Был большой перерыв – больше 30 лет – даже в производстве психологов. Можно сказать, что «психолог» как профессия – это очень молодая профессия. А «клинический психолог» – еще моложе. Поэтому у большей части наших сограждан нет правильного понимания того, чем занимаются психологи, в чем их отличие от психиатров, кто они, чем занимаются отдельные виды психологов – инженерные, клинические, спортивные, педагогические и так далее. Единственная по-настоящему сейчас развернутая большая служба – это служба психологов в школе. И, на наш взгляд, как раз эта школьная служба должна была бы сотрудничать с клиническими психологами, потому что именно они выявляют всевозможные психологические проблемы и у школьников, и у их родителей, и у учителей. Поэтому они могли бы в школьной ситуации очень сильно продвинуть профилактическую образовательную программу – чтобы подрастающее поколение знало, куда обращаться в случае необходимости.