История графического дизайна – дисциплина для профессионалов в области дизайна и рекламы. Она дает уникальную возможность взглянуть на свою профессию в исторической перспективе, глубже понять исторические корни визуальной коммуникации, сформировать собственное представление об эстетической, функциональной и социальной сторонах графического дизайна. Поэтому основной целью изучения данной дисциплины является формирование исторического понимания графического дизайна как профессионального занятия у будущих специалистов в этой области.

Мы рассматриваем дизайн как создание вещей и графических образов с их функциональной и эстетической стороны. В области графического дизайна мы в большей степени имеем дело с визуальными образами и их графическим выражением. Однако не будем забывать, что вещи и визуальные знаки очень часто неразрывно связаны между собой (например, посуда и рисунок на ней, товар и упаковка). Поэтому данное определение в случае графического дизайна не стоит сводить только к визуальным образам.

В современном понимании к области графического дизайна относится большой набор вполне утилитарных задач:

– подготовка и оформление типографской продукции (книги, брошюры, журналы и т.д.);

– разработка печатных шрифтов;

– создание различных видов печатной, наружной и электронной рекламы;

– разработка комплексных графических решений для формирования корпоративной идентичности (брендинг) и организации социальных визуальных коммуникаций (знаки, указатели);

– создание графических и функциональных решений для ресурсов в Интернет и других цифровых технологий (мультимедийные приложения, электронные игры и т.д.);

– подготовка графических решений в дизайне промышленной продукции (рисунки на ткань, оформление упаковки и т.д.).

Такое описание дает нам очень практическое или даже практичное представление о дизайне. Здесь мы должны провести различие между искусством и дизайном именно по признаку полезности и практического применения. Искусство самоценно, и его красота изначально не измеряется критериями пользы. Дизайн, напротив, прежде всего должен быть функциональным и полезным. Далее мы проследим, что это различие не всегда так очевидно и актуально в разных исторических ситуациях. Однако с профессиональной и формальной точки зрения оно является принципиальным.

На страницах этого учебного пособия пойдет речь об истории графического дизайна от самых ранних проявлений человеческого творчества до эпохи модернизма начала ХХ века. Мы будем рассматривать графический дизайн в различных аспектах:

– визуальные и эстетические характеристики;

– социально-экономическое значение;

– связь с аудиторией и публикой;

– влияние технологий;

– творческое самовыражение дизайнеров.

Здесь наше определение дизайна может быть расширено и уточнено. Дизайн – это создание вещей и графических образов с их функциональной и эстетической стороны, которое осуществляется с учетом определенных социально-экономических условий, ориентировано на потребителей (аудиторию), напрямую зависит от уровня и качества используемых технологий, предполагает профессионализм и творческое самовыражение дизайнера.