Существенные признаки содержания понятия "интенциональность". Различие физических и психических объектов. Онтологическая несамостоятельность психического объекта. Основные тезисы парадигмы "интеллект как интенциональность". Интенциональность как субъективная осознанность деятельности, понимание происходящего, приписывание объекту деятельности смысловой характеристики. Содержание аргумента "Китайская комната". Система искусственного интеллекта как неинтенциональная система. Различие естественного и искусственного интеллектов. Intendo ( лат.) - указываю на; имею в виду. Избрав, вслед за средневековыми схоластами, этот латинский глагол для образования базового понятия своего учения, Ф. Брентано в значительной степени определил тезаурус философской мысли ХХ века. Интенциональность - одно из немногих понятий, которое с высокой степенью интенсивности одновременно использовалось в очень разных, порой даже противоположных друг другу, философских школах современности. Брентано вводит понятие интенциональности для проведения решающего различия между физическими и психическими явлениями. Любая физическая вещь автономна. Это значит, что она способна существовать без какой-либо поддержки извне. Конечно, всякая физическая вещь также не мыслима без тех отношений, в которые она вступает с другими вещами. Тем не менее, анализируя суждение "Книга лежит на столе", мы не сомневаемся в том, что данное отношение является внешним для каждого из объектов, представленных здесь. И книга, и стол без какого-либо ущерба для своего существования могут быть выведены за пределы этого отношения и поставлены в связь с другими объектами. Эти новые связи могут быть манифестированы в суждениях "Книга лежит в портфеле" и "Стол находится в комнате". Такой способ отношений как раз и характеризует специфику натуралистических связей вещей объективного мира. |