А ведь всего несколько лет назад никто ни о каком Веб 2.0 даже не слышал. Да и термина такого тогда еще не существовало. Как свидетельствует всезнающая Википедия, проникновение этого понятия в массы началось с публикации в сентябре 2005 года статьи Тима О’Рейлли (основателя и владельца крупнейшего издательства, специализирующегося на компьютерной тематике, и известного ИТ-эксперта, заслужившего признание своими предсказаниями тенденций мирового технологического развития), озаглавленной «What Is Web 2.0» и затем перепечатанной на русском языке в № 37 и № 38 журнала «Компьютерра» от 11 и 18 октября прошлого года под названием «Что такое Веб 2.0».
![]() |
Тим О’Рейлли |
В этой статье автор связал появление большого количества сайтов, объединённых некоторыми новаторскими принципами и признаками, с общим направлением движения всего международного интернет-сообщества и назвал совокупность этих принципов и признаков «Веб 2.0», в противовес «старому» Веб 1.0. Какова же предыстория появления этой статьи?
В конце 90-х XX столетия Америка была переполнена свободными капиталами, и все они устремились в Интернет. Главными героями того времени были недавние студенты-программисты, в одночасье превратившиеся в миллионеров, благодаря тому что их сайт, созданный ради развлечения, вдруг стал конкурировать с ведущими IT-гигантами за мировое господство. Если название молодой компании заканчивалось на «.com» («дотком»), это служило сигналом инвесторам для её скорейшей покупки. Сайты, торгующие кормом для собак и дизайнерской одеждой, выходили на биржу и вдруг начинали стоить больше, чем крупные металлургические предприятия. Тогда это явление называлось и-коммерцией, в историю же вошло как «интернет-пузырь». В марте 2001 года котировки доткомов на бирже NASDAQ, достигнув своего пика, начали опускаться. Сначала на 10 %, потом на 20 %, а к осени 2001 года рухнули на все 70 %. Волшебная сказка для тысяч инвесторов закончилась разорением. Сайты, торгующие собачьим кормом и дизайнерской одеждой, погибли.
Крах доткомов осенью 2001 года стал для Веб поворотным пунктом, – писал О’Рейлли. – Многие решили, что феномен Веб был слишком раздут, хотя на самом деле «мыльные пузыри» и, как результат этого, падение акций – неизбежно сопутствуют всем технологическим революциям. Падение акций обычно происходит тогда, когда новая технология готова занять центральное место на сцене. На волне поднимаются и мошенники, и те, кто действительно добился успеха, – и в какой-то момент приходит понимание, чем первые отличаются от вторых. Концепция Веб 2.0 родилась в совместном мозговом штурме издательства O’Reilly Media и компании MediaLive International. Веб-пионер и вице-президент издательства Дейл Дохерти отмечал, что сам-то Веб далек от краха и даже более важен, чем раньше, раз уж впечатляющие новые приложения и сайты появляются с завидной регулярностью. Больше того, у фирм, переживших коллапс, было нечто общее. Родилась организация Web 2.0 Conference, участники которой предприняли попытку понять, что же происходит с Интернетом. Первым их шагом было сравнение сайтов Веб 1.0 и Веб 2.0.
![]() |
Объекты, категории, параметры | Веб 1.0 | Веб 2.0 |
---|---|---|
Функции участников информационного процесса | Разграничение функций и возможностей разработчиков и пользователей сайтов, создателей и потребителей их контента. | Пользователи сайтов могут выступать в роли их соразработчиков и соавторов контента. |
Архитектура программного обеспечения | ПО создаётся в расчёте на параметры персональных компьютеров и представляет собой совокупность программных продуктов с закрытыми исходными кодами и программными интерфейсами. К пользователям предъявляются требования, связанные с необходимостью приобретения и применения лицензированного и платного ПО. | ПО создаётся для использования в Сети и представляет собой программную платформу – комплекс необходимых участникам информационного процесса сервисов и приложений с открытыми исходными кодами и интерфейсами. Практикуется использование программ, распространяемых бесплатно, – по лицензии GNU FDL. |
Назначение и применение приложений | Любое приложение является законченной и, как правило, оригинальной программой (пакетом программ), обеспечивающей пользователю решение строго определённых задач. | Ориентация на разработку и применение постоянно совершенствуемых («вечная бета-версия»), универсальных, общедоступных и предельно упрощённых приложений с максимальным использованием уже известных программных элементов и решений. |
Пользовательский интерфейс | Средства пользовательского интерфейса предназначены для обеспечения посетителям сайтов максимальных удобств при потреблении содержащейся в них информации. | CSS, AJAX и другие технологии предоставляют пользователям возможность принимать участие в работе с информацией наравне с разработчиками сайтов, а также обеспечивают повышенную эргономичность. |
Особенности дизайна | Структура и дизайн сайтов взаимосвязаны и взаимозависимы, языки разметки (HTML и XHTML) используются преимущественно для отображения информации, которая не предназначена для вмешательства со стороны пользователя (а зачастую – и для широкого распространения), а всё управление сайтами (включая интерфейс и навигацию) сосредоточено в руках их владельцев. | Происходит разделение структуры и дизайна сайтов, внедряется семантическая разметка, при которой язык разметки (XML) предназначается исключительно для описания информации, «отчуждаемой» от её источника, становящейся общедоступной, свободно пополняемой и корректируемой. Управление сайтами приобретает децентрализованный характер, в соответствии с которым пользователи могут контролировать интерфейс самостоятельно. |
Работа с контентом | Информация организована таксономично (в соответствии со структурой сайтов и иерархией рубрик), формой её представления являются веб-страницы с присвоенными им адресами, а средствами организованного хранения – каталоги, библиотеки и БД. Для работы с контентом его потребителю необходимо посещение сайтов с использованием их адресации, навигационных инструментов и односторонних тематических ссылок. Создателем и распорядителем контента считается владелец соответствующего сайта, чьи права охраняются законом. | Информация организована фолксономично (в виде «облака тегов»), формой её представления чаще всего являются блоги, а средствами организации разрозненных и распределённых данных – программные интерфейсы. В Веб 2.0 собственным адресом обладает каждый микроэлемент контента, перемещение между ними осуществляется по двусторонним тематическим ссылкам. Создателем контента считается «коллективный разум» аудитории Интернета, а распорядителем – всё сетевое сообщество. |
Возможности развития и совершенствования | Развитие и совершенствование приложений и сервисов производится силами компаний программной индустрии и зависит от их производственного потенциала и скорости их реакции на потребности рынка. | Развитие и совершенствование приложений и сервисов происходит непрерывно: использование постоянно расширяющегося спектра готовых программных компонентов, базирующихся на технологиях Веб 2.0 и свободно распространяемых по Сети, позволяет создавать необходимые приложения и сервисы с максимальной оперативностью (в некоторых случаях – в течение пяти минут). |
Роль и место в технологической и социальной системе Интернета | Интернет представляет собой гигантское информационное пространство, которое обладатели информации используют для её публикации, а потребители – для поиска и применения. Наличие определённых регламентов информационной деятельности в Интернете позволяет в некоторой степени упорядочить происходящие в нём процессы и установить меру ответственности участвующих в этих процессах юридических и физических лиц. | Главной задачей Интернета становится обеспечение коммуникации между участниками глобального информационного процесса. Любые регламенты и модерирующие этот процесс инстанции упраздняются, а все его участники превращаются в свободных и независимых членов единого и ничем не ограниченного интернет-сообщества. |