Открытые и закрытые. Закрытые вопросы подразумевают односложный ответ – да, нет, не знаю (иногда, часто, редко), имя, цифра. То есть, ответ одним словом:

– У тебя есть кошка?

– Да!

Ответ на открытый вопрос – всегда развернутый, полный, длинный:

– Почему ты любишь свою кошку?

Собеседник (если ты попал на заядлого кошатника) долго и вдохновенно рассказывает о своей любимице.

Закрытые вопросы лучше располагать в начале интервью. Пока человек ещё не разговорился, стесняется – ему проще отвечать на такие вопросы.

 

Общие и конкретные. Тема общих вопросов очень широка, они не направлены на какой-либо определённый ответ. «Расскажи что-нибудь интересное о поездке».

Конкретные вопросы противоположны общим, они направлены на очень узкую тему, предполагают именно тот, а не иной ответ. «Что лежит у тебя в правом кармане рубашки?», «Что бы тебе хотелось съесть на завтрак?».

 

Альтернативные вопросы предоставляют выбор между двумя готовыми ответами, в них употребляется или подразумевается слово «или». «Вы предпочитаете чай или кофе?».

 

Уточняющие вопросы всегда идут «вторым номером программы». Как правило, они задаются после закрытых, а также после конкретных и альтернативных вопросов, если информация, содержащаяся в предыдущем ответе, требует прояснения, дополнения, уточнения. При этом употребляется или подразумевается слово «именно».

– У Вас есть хобби?

– Да.

А какое именно?

– Цветоводство и психология.

 

Фильтрующие вопросы. Могут принадлежать к вопросам практически любого типа. Задаются не ради определённого ответа, а чтобы проверить, правду ли говорит собеседник. Вопросы такого типа очень любят следователи.

 

Пользоваться одним типом вопросов невозможно, но нужно знать и чувствовать, когда и какой вопрос задать. К примеру, альтернативный и закрытый вопросы уместны в соцопросе, когда тебе просто нужен массив информации для обработки. Но они же выглядят совершенно нелогично и глупо в телевизионном опросе на улице. Согласись, всегда интереснее узнать, почему человек так думает, а не просто услышать «да» или «нет».

 

Составляя вопросы, помни!

Слова «что», «кто», «где» и «когда» – более конкретны и быстрее приведут к получению необходимой фактической информации.

Вопросительные слова «как», «зачем» и «почему» располагают к пространным и длинным объяснениям, касающимся взглядов собеседника, его мыслей, мнений.

 

У собеседника лучше не спрашивать!

 


1. Вычеркни сразу вопросы-штампы:

«Расскажите о планах на будущее»,

«Вы с детства мечтали быть... (моряком, космонавтом, дворником)»,

«Расскажите что-нибудь интересное (какой-нибудь смешной случай)»,

«Что бы вы пожелали нашим читателям?».


2. Никогда не спрашивай о том, что и так всем известно, что легко можно узнать из других источников. Собеседник не для этого уделял тебе время!


3. Собеседника нельзя обижать, задавая неэтичные или слишком личные вопросы, например, директору школы: «Как долго Вы ещё собираетесь работать директором?».