Актуальность методики контент-анализа в современной науке связана с несколькими характеристиками, которые отмечаются еще в классических работах:

Кроме названных характеристик можно указать еще на следующие:

Контент-аналитические исследования становятся все более популярными и при оценке информации в бизнес-структурах и все чаще встречаются подобные предложения:

«Контент-анализ – новая услуга компании Парк.РУ, основная решаемая задача – выявление и оценка PR-активности в СМИ тех или иных участников рынка. Основными потребителями информации в данном формате являются маркетинговые службы, PR-агентства или соответствующие отделы компании-заказчика. Предоставляемые статистические данные собираются для масштабного процесса оценки рекламной активности конкурентов заказчика для текущего и стратегического планирования собственной деятельности в области public relations» [2].

Таким образом, контент-анализ выходит за пределы строго научного функционирования, переходя в область актуальных прикладных исследований, связанных с оценкой информации и востребованных в различных сферах современного общества, и даже в область «Технологий разведки для бизнеса» [3].

Предметом предлагаемого учебного пособия является освещение теоретических основ методики контент-анализа, истории формирования этого метода и освоение способов практического использования в различных гуманитарных сферах.

Целью курса является формирование системы знаний о методике контент-анализа.


В результате обучения должны быть сформированы следующие представления:

— о сущности метода контент-анализа;

— о сферах его использования;

— об истории формирования метода;

— о видах контент-анализа;

— о процедуре проведения различных видов контент-анализа.


Учащиеся должны выработать навыки:

— проведения контент-аналитического исследования;

— практической работы с программой Контент-анализ 1.6.