Наш современный мир характеризуется «всеобщей проницаемостью» искусства, совершившего переход от специфической области, доступной только элитам, в область массового повседневного спроса и потребления. Своеобразие рождающегося на наших глазах постиндустриального общества помимо внедрения мощных новейших технологий в том, что искусство оказывается своеобразным «форпостом» новых технологий. Этот тезис хорошо иллюстрируется примерами того, как научные идеи и технологии будущего обеспечивают себе «место под солнцем» в изменяющейся социальной реальности посредством искусства и через искусство. То есть, с одной стороны, искусство воспринимает, принимает в себя новейшие технологии, а с другой само искусство становится технологией по продвижению в жизнь тех же новых технологий, создавая «опережающий спрос». Поясним на небольшом примере. В настоящее время еще не существует совершенной технологии клонирования человека, которая обеспечивала бы «точную копию». Эксперименты по клонированию животных выявили массу проблем (здоровье, сроки жизни и т.п.). Однако сам факт появления технологии клонирования сразу стал востребованным в таком массовом искусстве, как кино (например, фильм «Шестой день»), активно используется в развлекательной литературе. Эти фильмы (и книги) уже не только подготовили массовое сознание к появлению технологии клонирования человека, но и обеспечили спрос на технологию, которой еще нет.

Есть две сферы технологий современного мира – высокие технологии (Hi-Tech) и высокие гуманитарные технологии (Hi-Hume), активно меняющие мир и психологию человека. Как показала в своих работах Е. Жукова (2006, 2007), принципиальными отличиями высоких технологий от других технологий являются: усиление в принципиальной степени темпов и сил воздействия Hi-Tech, вызывающих обратные связи, что приводит к быстрым и необратимым системным изменениям социокультурной действительности; предрасположенность Hi-Tech-продуктов становиться звеном другого высокотехнологичного процесса; изменение порядка прохождения стадий создания технологии, при котором процесс репликации продуктов технологии запускается до начала стадии технологического процесса.