В самом общем виде практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная либо духовная, целеполагающая либо спонтанная деятельность людей. Структура практики включает потребность, цель, мотив, деятельность, предмет, средства, результат.
Понятие практики имеет следующие значения:
1. Деятельность человеческого общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач (например, практика социальных революций).
2. Совокупность приемов и навыков в какой-нибудь области деятельности.
3. Круг деятельности (например, практика врача, психолога, юриста).
4. Систематически организуемая по учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве, с целью их обучения, укрепления и расширения их опыта в области приобретаемой специальности.
Понимание психолого-педагогических практик в какой-то мере аккумулирует все вышеперечисленное – практики несут в себе общественную миссию, так как направлены на изменения и достижение желаемых состояний (личности, группы, социума), вписаны в круг профессиональной деятельности, подразумевают определенную совокупность приемов и навыков деятельности.
Но это – формальная сторона практики. Часто понимание практики как раз и сводят к ее внешней форме – тренинг, арт-сессия и т. п.
Для понимания сущности, особенностей и возможностей практик, использующих средства искусства обратимся к следующему пониманию того, что такое суть психологической практики:
• Психологическая практика как рефлексия опыта и проекция его в отношения.
• Психологическая практика как со-ответствие (или процесс согласования) опыта и отношений с миром.
Таким образом, в практике «кристаллизуется» смысл опыта, проецирующийся в «практические действия». Социально-психологическая практика предстает как практика «вживания в жизнь».
Практики, использующие средства искусства, обращены не к традиционному для психологии творчества «решению творческих задач», а к спонтанно возникающим творческим состояниям и творческим переживаниям, обращенным к сверхчувственным феноменам многомерного мира. Подобного рода практики рассматриваются как проектирование феноменов (А.Г. Асмолов, 2000).
Феномен – философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).