383

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР>>

 

Особенности осуществления лоббистской деятельности в

 

зарубежных институтах и международных организациях� Вне­

 

шняя политика и международный лоббизм. Современныи «ев­

ролоббизм». Специфика деятельности иностранных лоббистов

в постсоветской России.

 

СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАдАНИЙ

 

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

-

 

1.

 

Какое место занимает принятие решении в системе

 

государственного управления?

 

2.

 

Дайте характеристику основным исследователь-

 

у

 

ским направлениям в современнои теории принятия

 

-

 

политических решении.

 

3.

 

Какие методологические подходы к анализу приня-

 

v

 

тия решений доминируют в современнои политоло-

 

гии?

 

4.

 

Предложите рабочую типологию теоретических

моделей, описывающих и объясняющих принятие

 

-

 

государственных решении.

 

5.

 

Каковы общая структура и компоненты механизма

принятия политических решений?

 

6.

 

Каковы пути интерпретации метамодели структуры

МППР для построения рабочих моделей анализа от­

дельных государственных решений?

 

7.

 

Что представляют собой политико-управленческие

сети агентов государственных решений?

 

8.

 

Каким образом в содержании политических реше­

ний учитываются формулы интересов, факторы

среды и «древо» целей?

 

9.

 

Какие роли играют знания, ценности и эмоции при

принятии политических решений?

 

1 О.

 

В чем состоит роль различных регулятивов, офици­

альных норм и неформальных правил в механизме

принятия государственных решений?

 

v

 

11. Каким образом особенности организационнои

иерархии влияют на порядок принятия политических

 

решений?

 

384

 

25 Принятие ПР

 

12. Какие виды инетрументов и ресурсов необходимы

для обеспечения последовательного продвижения

государственного решения?

13. В чем состоят основные институционально-проце­

дурные и социально-функциональные отличия при­

нятия законодательных от административных реше­

ний в современной России?

14. В каких ситуациях и в каких формах проходит согла­

сование и координация работы административных и

законодательных органов при принятии государ­

ственных решений?

 

15.

 

Раскройте достоинства и недостатки циклической мо-

дели процессов принятия политических решениvи.

16. Какие фазы можно выделить в рамках политико-уп­

равленческого процесса, и какие взаимосвязи име­

ются между ними?

17. Какими путями формируется политическая повест­

ка дня?

18. Как определить основную проблему, решение кото­

рой составляет содержание государственного акта?

19. Какими способами происходит генерация множе­

ства допустимых вариантов политического реше­

ния?

20. Каковы критерии и методы отбора эффективных

государственных решени-и из совокупности допус-

тимых вариантов?

21 . К то и как делает окончательный выбор оптимально­

го проекта политического решения?

22. Каким образом происходят формальное утверж­

дение и официальная легитимация государственно­

го акта?

23. Каковы пути и способы реализации решений в госу­

дарственном секторе?

24. Какие формы контроля осуществления государ-

ственных решениvи используются в современно-и

России?

25. Какие методы оценки эффективности государствен­

ных решений адекватны российской практике?

26. Каким образом соединить критерии эффективнос­

ти и справедливости в оценке результатов выполне­

ния политических решений?

 

385

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР))

 

27. Какие технологии продвижения решений применя­

ются в административных органах РФ?

28. Какие технологии продвижения решений применя­

ются в законодательных органах РФ?

29. Каким образом лоббистами блокируется принятие

законов в парламентских институтах России?

30. В чем состоит специфика лоббистской деятельности

в зарубежных и международных организациях?

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1.

 

Предметная область, функции и структура теории

принятия политических решени�и.

 

2.

 

Методологические подходы к интерпретации приня­

тия публичных решений.

 

3.

 

Концептуальные модели принятия политических ре-

шении�.

 

4.

 

Механизм принятия политических решений: структу­

ра и компоненты («кейс-стади» отдельного ЦПР).

5. Характеристика формальных центров принятия поли­

тических решений (анализ структуры и составление

органиграммы).

6. Место неформальных группировок в процессе при­

нятия политических решений (анализ влияния и со­

ставление сетевой карты).

7. Роль норм и процедур в механизме принятия поли­

тических решений ( «кейс-стади» по реконструкции

системы официальных норм и неофициальных пра­

вил).

8. Особенности принятия законодательных решений в

представительных органах �

 

Государетвеннои власти

 

(на отдельном примере).

9. Особенности принятия административных решений

в исполнительных органах Государетвеннои� власти

(на отдельном примере).

1 О. Специфика принятия политических решений в над­

государственных институтах и международных

организациях (на отдельном примере).

 

386

 

25*

 

11.

 

Анализ формальных структур и неформальных се-

 

теи в механизме принятия внешнеполитических ре-

шений («кейс-стади>> ).

 

12.

 

Процесс принят и я политических решений: циклы,

фазы и операции (составление циклограммы и пла­

на продвижения отдельного решения).

 

13.

 

Формирование повестки дня и определение приори­

тетных проблем при подготовке политических реше­

ний ( «кейс-стади» ).

 

14.

 

Разработка альтернативных проектов в процессе

подготовки политических решений ( «кейс-стади»).

 

15.

 

Выбор оптимаЛьного решения в публичной полити­

ке: рациональные критерии и способы селекции

(анализ отдельного примера).

 

16.

 

Оценка результатов и последствий политического

решения: принцилы и методы (анализ отдельного

примера).

17. Система принятия государственных решений и тех­

нология лоббистской деятельности: определение

«точек достуnа», каналов коммуникации, способов

давления ( «кейс-стади» ).

18.

Способы и технологии блокирования политических

решений (на отдельном примере).

19.

Разработка модели и плана нейтрализации со сторо­

ны ЛПР давления лоббистских группировок (на от­

дельном примере).

20. Подготовка плана лоббистской кампании

(на отдельном примере).

 

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

1 .

Теория принятия решений в структуре социальной и

управленческои�  наук.

2.

 

Концепция принятия политических решений: предмет­

ная область, функции и направления разработки.

 

3.

 

Место и роль принятия политических решений в госу­

даретвенно-управленческом механизме.

4. Сущность и типы публичных решений.

 

387

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР>>

 

5.

 

Эксплнкативно-дескрнптнвный подход к интерпре-

тацнн принятня политических v

 

решении.

6. Норматнвно-прескриптнвный подход к интерпрета-

цни прннятня v

 

решении.

7. Основные типы моделей в анализе принятня полнтн-

ческнх v

 

решении.

8. Бнхевиоралнстская модель Г. Лассуэлла.

 

9.

 

Модель «ограниченной рациональности» Г. Сай-

мона.

 

1

 

О.

 

Инкременталистекая модель Ч. Лнндблома.

11. Смешанно-сканирующая модель А. Этцнонн.

12. Модели групповой репрезентации.

13. Сетевая модель прннятия политико-управленческих

решениvи.

14. Модели «всеобъемлющей рациональности».

15. Модели организационного неоинстнтуцнонализма.

16. Циклически-стадиальная модель процесса прннятия

г -

 

осу дарственных решении.

 

17.

 

Механизм прннятня государственных решений: общая

структура и основные компоненты.

18. Соцнально-целеполагательный субкомллекс МППР:

блоки и модули.

 

19.

 

Мотивационно-сетевой модуль МППР: агенты ре-

v

 

шении и социальные адресаты.

20. Основные участники принятия государственных ре-

v

 

шении.

21. Центры принятия политических решений (ЦПР): оп­

ределение и виды.

22. Лица, принимающие политические решения (ЛПР):

определение и виды.

 

23.

 

Роль бюрократии в механизме принятия государ-

ственных v

 

решении.

24. Роль лоббистских групп в системе принятия госу-

дарственных решениvи.

25. Контекстуально-целевой модуль МППР. Зона и ус­

ловия принятия решения.

26. Ориентационно-регулятивный субкомплекс МППР:

блоки и модули.

 

388

 

27. Когнитнвно-перцептивный модуль МППР. Когнитив­

ные стили н олерациональные коды в интерпретации

прннятия политико-управленческих v

 

решении.

28. Рациональные н экстрарациональные компоненты

принятня политических решениvи.

29. Ценноетно-регулятивный модуль МППР. Правила

игры н критерии оценки решенииv .

30. Ценностные ориентиры в механизме прннятня госу-

дарственных решениvи.

31 . Нормативные регулятивы в механизме принятия го-

сударственных решениvи.

32. Организационно-инструментальный субкомплекс

МППР: блоки и модули.

33. Инструментально-коммуникативный модуль МППР.

Способы продвижения решений.

 

34.

 

Особенности принятия государственных решений

в исполнительных институтах.

 

35.

 

Особенности принятия государственных решений

в законодательных институтах.

36. Специфика принятия государственных решений

в международных институтах.

37. Основные фазы процесса принятия политических

v

 

решении.

 

38.

 

Фаза формирования политической повестки дня.

 

39.

 

Блокировка включения вопросов в повестку дня и

способы «нерешения» социальных проблем.

40. Подготовка и селекция альтернативных вариантов

решения.

41. Утверждение государственнрго решения. Способы

согласования интересов.

42. Определение оптимального решения в государ-

v

 

ственнон политике.

 

43.

 

Специфика определения индивидуального и коллек-

тивного решения в v

 

государетвеннон политике.

 

44.

 

Фаза реализации государственных решений.

45. Фаза оценки результатов н контроля исполнения

политического решения.

46. Технологии блокирования и продвижения публичных

решениvи.

 

389

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР>>

 

111. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ

И ВИДАМ РАБОТ

 

Аудиторные занятия

(часов) Самосто я-

 

N!:!

 

Тема

 

Всего

 

тельная

работа

 

часов

 

в том числе

 

(часов)

 

лекции

 

семинары

 

1 Теория принятия решений 7 2 2 3

и практика государственного

управления

 

2 Методологические подходы 7 2 2 3

и концептуальные модели

в интерпретации политических

решении-

3 Механизм принятия полити- 7 2 2 3

-

 

ческих решении: комплексная

структура и основные

 

компоненты

 

4 Агенты и среда публично- 7 2 2 3

 

государственного решения

 

5 Ориентиры и регулятивы 7 2 2 3

политических решении-

6 Организационный дизайн 7 2 2 3

и способы продвижения

государственных решении-

 

7 Особенности принятия 14 4 4 6

решении- в законодательных

и исполнительных институтах

 

8

 

Процесс подготовки, принятия

 

7 2 2 3

 

и осуществления политических

решений: фазы и циклы

 

390

 

Аудиторные занятия

 

(часов)

 

N!:!

 

Тема

 

Вего

часов в том числе

лекции семинары

 

9

 

Формирование повестки дня

 

14 4 4

 

и определение приоритетных

 

проблем

 

10

 

Подготовка н выбор проектов

 

7 2 2

 

государственного решения

 

1 1

 

Согласование и утверждение

 

14 4 4

 

официального решения

в публичной политике

 

12

 

Реализация и контроль

 

7 2 2

 

исполнения государственных

 

решении-

 

13

 

Оценка результатов осуще-

 

ствления публичного решения

 

7 2 2

 

14 Т ехнологин продвижения

 

14

 

4 4

 

и блокирования политических

решении-

 

Итого

 

126 36 36

 

IV. ФОРМА ВНУТРИСЕМЕСТРОВОГО

И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Отчетность по курсу:

 

Промежуточное эссе 1

 

- 20%

 

Итоговое эссе 2

 

- 30%

 

Участие в учебных занятиях- 20%

Экзамен

 

- 30%

 

391

 

Самосто я-

 

тельная

 

работа

 

(часов)

 

6

 

3

 

6

 

3

 

3

 

6

 

54

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ <<ППР>>

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

ОСНОВНАЯ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА 1

 

ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ПРАКТИКА

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

v 1.

 

Амелин В. Н., Дегтярев А. А. Опыт развития при­

кладной политологии в России 11 Политическая на­

ука в России: Интеллектуальный поиск и реаль­

ность 1 _Qтв. ред.-сост. А. Д. Воскресенский. М.,

2000. с. 528-544.

 

-

 

2.

 

Дегтярев А. А. Теория принятия политических ре-

 

-

 

шении в структуре социальных и управленческих

дисциплин 11 Политические исследования. 2002.

N22. С.113-125.

 

3.

 

Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менедж­

мент в организациях. М., 1995. С. 21-42.

4. Anderson J. PuЫic Policymaking: An lntroduction.

 

Boston, 1994. Р. 4-25.

5. Dror У. PuЫic Policymaking Reexamined. New Bruns­

wick; Oxford, 1989. Р. 3-11, 320-326.

6. Lynn L. PuЫic Management as Art, Science and Profes­

sion. Chatam, 1996. Р. 143-163.

дополнительнАя v 1. Г осударственная политика и управление 1 Под ред.

Л. В. Сморгунова. СПб., 2002.

 

2.

 

Г осударственное управление: Основы теории и орга­

низации 1 Под ред. В. А. Козбаненко. М., 2000

 

.

 

3.

 

Марков С. А. Политические профессии 11 Поли­

тия. 1999. N22.

1 4. Нельсон Б. Социальная политика и управление:

Общие проблемы 11 Политическая наука: Новые

направления 1 Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клинге­

манна. М., 1999.

 

/ 5.

 

Дегтярев А. А. Предмет и структура политичес­

кой науки 11

 

lJолитическая наука в России: Интел-

 

-

 

лектуальныи поиск и реальность 1 Отв. ред.-сост.

 

А. Д. Воскресенский. М., 2000.

 

392

 

V6. Дегтярев А. А. Направление «Политико-управлен­

ческие дисциплины» 11 Политические исследова­

ния. 2001. N2

 

1.

7. Карпов А. В. Психология принятия управленческих

решений. М., 1998.

 

/8.

 

Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений.

м., 2000.

9. Сипов В. Б. Принятие стратегических решений в не­

четкой обстановке в макроэкономике, политике,

социологии, менеджменте, экологии, медицине.

м., 1995.

1 О. Sabatier Р. PuЫic Policy: Т oward Better Theories of

the Policy Process 11 Political Science: Looking to the

Future. Vol. 2 1 Ed. W. Crotty. Evanston, 1991.

11. Milward Н. What is PuЫic Management? 11 The State

of PuЫic Management 1 Ed. D. Kettl, Н. Milward.

Baltimore; L., 1996.

12. Zelikow Р. Foreign Policy Engineering: From Theory to

Practice and Back Again 11 lnternational Security.

1994. Vol. 18. N22.

ТЕМА 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

ОСНОВНАЯ

 

1. Аллисон Г. Концептуальные модели и Кубинский

ракетный кризис 11 Социально-гуманитарные зна­

ния. 2000. N26. С. 256-266; 2001. N21. С. 221-

232.

 

2.

 

Дегтярев А. А. Методологические подходы и кон­

цептуальные модели в интерпретации политичес­

ких решений 11 Политические исследования.

2003. N21. С.159-170; N22. С. 164-173; N2 3.

с. 152-163.

3. Anderson J. PuЫic Policymaking: An lntroduction.

Boston, 1994. Р. 25-36, 121-126.

4. Hi/1 М. The Policy Process in the Modern State. L.,

1997.Р. 28-47,64-91,99-109.

5. Kelly R., Р

 

alumbo D. Theories of Policy Making 11

Encyclopedia of Goverпment and Politics. Vol. 2 1

 

393

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР))

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

Ed. М. Hawkesworth , М. Коgап. L.; N. У., 1992.

Р. 643-653.

6. Under S., Peters G. The lпstitutioпal Approach to the

Theory of Policy-Makiпg: The Role of Guidaпce Mech­

aпisms iп Policy Formulation 11 Comparative PuЫic

Admiпistratioп. Vol. 1 1 Ed. М. Maor, J.-E. Lапе.

Aldershot, 1999. Р. 93-114.

1. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия 11 Бью­

кенен Дж. Сочинения. Т. 1. М., 1997.

2. Дай Т., Зиглер Х. Демократия для элиты: Введение

в американскую nолитику.М., 1984.

3. Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1990.

4. Маджоне Дж. Социальная политика и управле­

ние: идеи, интересы и институты 11 Политическая

наука: Новые направления 1 Под ред. Р. Г удина,

Х.-Д. Клингеманна. М., 1999.

5. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт

мышления 11 Thesis. 1993. Вып. 3. С.16-38.

6. Сморгунов Л. В. Сетевой подход в политике и уп­

равлении 11 Политические исследования. 2001.

N2 3.

7. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм 11 Политические

исследования. 1997. N2 1.

8. Allison G ., Zelikow Р. Esseпce of Decisioп: Explaiпiпg

the СuЬап Missile Crisis. N. У., 1999.

9. Crabb С. Policy-Makers апd Critics: Coпflictiпg

Theories of Americaп Foreigп Policy.N. У.; L., 1986.

10. Dror У. Basic Coпcepts in Advanced Policy Scieпces

11 Eпcyclopedia of Policy Studies 1 Ed. S. Nagel.

N. У., 1994.

11. Hilsman R. et al. The Politics of Policy Makiпg iп

Defeпse and Foreigп Affairs: Coпceptual Models апd

Bureaucratic Politics. Eпglewood Cliffs, 1993.

12. Knoke D. Political Networks: The Structural Per­

spective. N. У., 1990.

13. March ). А Primer оп Decisioп Makiпg: How Decisioпs

Нарреп.N. У., 1994.

14. Simon Н. Admiпistrative Behavior: А Study of Deci­

sioп-Makiпg Processes iп Admiпistrative Orgaпiza­

tioпs. N. У., 1997.

 

394

 

ОСНОВНАЯ

 

15. Smith G., Мау D. The Artificial Debate Betweeп

Ratioпalist and lпcrementalist Models of Decisioп­

Makiпg 11 Policy Process 1 Ed. М. Hill. L., 1994.

16. Teisman G. Models for Research iпto Decisioп­

Makiпg Process: Оп Phases, Streams апd Decisioп­

Makiпg Rouпds 11 PuЫic Admiпistratioп. 2000.

Vol. 78. N2 4.

 

ТЕМА З

МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ:

КОМПЛЕКСНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

 

v 1. Дегтярев А. А. Основы политической теории. М.,

1998. С.163-176.

2. Конституционно-правовой механизм осуществле­

ния внешней политики государств 1 Отв. ред. Л. М.

Энтин. М., 1986. С. 119-139.

3. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менедж­

мент в организациях. М., 1995. С. 211-230.

4. Anderson J. PuЫic Policymakiпg: Ап lпtroductioп.

Bostoп, 1994. Р. 46-79.

 

5.

 

Dror У. PuЫic Policymaking Reexamined.New Bruпs­

wick; Oxford, 1989. Р. 19-22,197-213.

6. LindЬ/om Ch., Woodhouse Е. The Policy-Makiпg

Process. Eпglewood Cliffs, 1993. Р. 2-22.

ДОПОЛНЮЕЛЬНАЯ 1. Г осударственное управление: Основы теории и

 

.А '

 

организации 1 Под ред. В. А. Козбаненко. М.,

2000.

Дегтярев А. А. Политическая власть как регуля­

тивный механизм социального общения 11 Поли-

-тические исследования. 1996. N2 3.

 

3.

 

Лейбо Ю. И. Внешнеполитический механизм бур-

жуазных стран Центральной Европы: Австрия, ФРГ,

UJвейцария.М., 1984.

4. Макаров А. А. Политическая власть в Японии: Ме­

ханизм функционирования на современном этапе.

м., 1988.

5.

Механизм формирования и осуществления внешней

политики империалистических государств в ХХ ве­

ке 1 Под ред. О. А. Колобова. Горький, 1988.

 

395

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР>>

 

6. Сергеев В. М., Цымбурский В. Л. Когнитивные

механизмы принятия решений: Модель и приложе­

ния в политологии и истории 1 1 Компьютеры и по­

знание: очерки по когнитологии. М., 1990.

7. Урьяс Ю. П. Политический механизм ФРГ. М.,

1978.

8. Херманн М. Стили лидерства в формировании

внешней политики 11 Политические исследования.

1991. N2 1.

V 9. Яновский К. Э. Политическая экономия приватиза­

ции (Механизм принятия решений) 11 Эффектив­

ность осуществления государственного управления

(период президентства Ельцина). М., 2002.

10. Kegley Ch., Wiffkopf Е. Americaп Foreign Policy:

Pattern and Process. N. У., 1996.

11. Knoke О. Policy-making in the Organizational State 11

Knoke D., Pappi F., Broadbent J., Tsujinaka У. Com­

paring Policy Networks: Labor Politics in the U. S., Ger­

maпy and Japan. Cambridge, 1996.

12. Lawfon А., Rose А. Organization апd Management in

the PuЫic Sector. L., 1994.

13. Nafan J., 0/iver J. Foreign Policy Makiпg and the

American Foreign Policy System. Baltimore, 1994.

ТЕМА 4

АГЕНТЫ И СРЕДА ПУБЛИЧНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ

 

ОСНОВНАЯ \ 1. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менедж­

мент в организациях. М., 1995. С. 68-72,81-102.

2. Ходов Л. Г. Основы государственной экономичес­

кой политики. м., 1997. с. 47-70, 77-81.

3. Anderson J. PuЫic Policymaking: An lntroduction.

Boston, 1994. Р. 46-79.

4. LindЬ/om Ch., Woodhouse Е. The Policy-Making

Process. Englewood Cliffs, 1993. Р. 73-103.

5. Hi/1 М. The Policy Process in the Modern State. L.,

1997. Р. 110-123.

6. Parsons W. PuЬiic Policy: An lntroduction to the

Theory and Practice of Policy Analysis. Aldershot,

1995. Р. 184-203.

 

396

 

дополнитЕЛЬНАЯ 1. Василенко А В. Российские нефтяные компании и

политика в переходный период. М., 1997.

t/2. Жаворонков С. В., Яновский К. Э. Политическая

экономия реформы: Механизм принятия решений

на этапах революции и стабилизации 11 Эффектив­

ность осуществления государственного управления

(период президентства Епьцина). М., 2002.

3. Колобов О. А. и др. Процесс принятия внешнепо­

литических решений: Исторический опыт США, го­

сударства Израиль и стран Западной Европы. Ниж­

ний Новгород, 1992.

4. Нойштадт Р. Президентекая власть и нынешние

президенты. М., 1997.

5. Олсон М. Логика коллективных действий: Обще­

ственные блага и теория групп. М., 1995.

" wJ6. Паппэ Я. Отраслевые лобби в правительстве Рос­

сии: 1992-1996 1 i Pro et contra. 1996. Т. 1. N2 1.

v 7. Перегудов С. П.,ЛапинаН. Ю., Семененко И. С.

Группы интересов и российское государство. М.,

 

1999.

 

/ 8.

 

Сюткина А П. Место и роль корпоративной систе­

мы представительства интересов в процессе при­

нятия политических решений в современной России

11 Власть и общество в постсоветской России: но­

вые практики и ин_sтитуты 1 Под ред. М. Н. Афана­

сьева. М., 1999.

9. Томас Дж. Участие граждан в принятии решении-

органами государственного управления 11 Граж­

данское общество: Пути становления 11 Ред.-сост.

Г. М. Квашнин. М., 1999.

10. Alexander J., Oegfyarev А., Ge/maл V. Democra­

tization Challenged: The Role of the Regional Elites

11 Fragmented Space in the Russian Federation 11

Ed. В. RuЫe, J. Koehn, N. Popson. Baltimore; L.,

2001.

11. Н ау С., Richards О. The Tangled Webs of Wes­

minster and Whitehall: The Discourse, Strategy and

Networking within the British Core Executive 11 PuЬiic

Administration. 2000. Vol. 78. N2 1.

 

397

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР>>

 

12. Р

 

emberfon Н. Policy Networks and Policy Learning:

UK Economic Policy in the 1960s and 1970s 11 PuЫic

Administration. 2000. Vol. 78. N� 4.

13. Pefers G. The Politics of Bureaucracy. N. У., 1995.

14. Smith М., Richards D., Marsh D. Structured Agency

and Agents of Structure. L., 2000.

15. W

aste R. The Ecology of City Policymaking. N. У.;

Oxford, 1989.

 

ТЕМА 5

ОРИЕНТИРЫ И РЕГУЛЯТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

ОСНОВНАЯ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1 1 . Егорова Е. В. США в международных кризисах:

Психологические аспекты принятия внешнеполити­

ческих решений. М., 1988. С.19-30, 49-56.

2. Сергеев В. М., Цымбурский В. Л. Когнитивные

механизмы принятия решений: Модель и приложе­

ния в политологии и истории. М., 1990. С. 18-34.

3. Саймон Г., Смитбург Д., Т

 

омпсон В. Менедж­

мент в организациях. М., 1995. С. 103-115.

4. Anderson J. PuЬiic Policymaking: An lntroduction.

Boston, 1994. Р. 126-134.

5. Dror У. PuЫic Policymaking Reexamined. New Bruns­

wick; Oxford, 1989. Р. 25-32, 58-69.

6. Hi/1 М. The Policy Process in the Modern State. L.,

1997. Р.175-195.

7. Parsons W. PuЬiic Policy: An lntroduction to the

Theory and Practice of Policy Analysis. Aldershot,

1995. Р. 194-203.

1. Боеводин А. И. Стратагемы - стратегии войны,

манипуляции обмана. М., 2002.

2. Генри М. Правила парламентской процедуры.

Вашингтон, 1992.

3. Заславская Т. И. О социальных факторах расхож­

дения формально-правовых норм и реальных прак­

тик 11 Куда идет Россия� Формальные институты и

реальные практики 1 Под общ. ред. Т. И�Заслав­

ской. м., 2002.

 

398

 

4. Нагель С. Соединяя капитализм, социализм и де­

мократию 11 Соединяя капитализм, социализм и

демократию: Практическая политика в России

и США 1 Под ред. В. Рукавишникова, С. Нагеля.

м., 1999.

5. Паркинсон С. Законы Паркинсона. М., 1999.

1 6. Правила подготовки нормативных правовых актов

федеральных органов исполнительной власти и их

государственной регистрации 11 Административ­

ное законодательство Российской Федерации 1

Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М., 2000.

V 7. Соловьев А. И. Особенности механизма принятия

государственных решений в постсоветской России:

социокультурные и психологические параметры 11

Куда идет Россия? Трансформация социальной сфе­

ры и социальная политика 1 По�д· Т. И. Заслав­

ской. м., 1998.

8. Цымбурский В. Л. Человек политический между

ratio и ответами на стимулы (к исчислению когнитив­

ных типов принятия решений) 11 Политические ис­

следования. 1995. N� 5.

9. Хилсмен Р. Стратегическая разведка и политичес­

кие решения. М., 1957.

1 О. Arrow К. Values and Collective Decision Making 11

Philosophy, Politics and Society 1 Ed. R. Laslett.

Oxford, 1967.

11. Axelrod R. The Cognitive Mapping Approach to De­

cision-Making 11 Structure of Decision: The Cognitive

Maps of Political Elites 1 Ed. R. Axelrod. N. У.; Prince­

ton, 1976.

12. lmmerguf Е. The Rules of the Game: The Logic of

Health Policy-Making in France, Switzerland and Swe­

den 11 Structuring Politics: Historical lnstitutionalism in

Comparative Analysis 1 Ed. S. Steinmo, К. Thelen,

F. Longstreth. Cambridge, 1992.

13. Janis 1. Victims of Groupthink: Psychological Studies of

Policy Decisioпs and Fiascoes. Boston, 1983.

14. Vertzberger У. The World in Their Minds: lnfor­

mation Processing, Cognition and Perception in For­

eign Policy Decisionmaking. Stanford, 1990.

 

399

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР»

 

ТЕМА б

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН И СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

 

ОСНОВНАЯ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

\ 1. Гибсон Д., Иванцевич Д., Доннелли Д. Организа­

ции: Поведение. Структура. Процессы. М., 2000.

с. 531-547.

2. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менедж­

мент в организациях. М., 1995. С. 211-248.

3. Allison G., Zelikow Р. Essence of Decision: Explaining

the Cuban Missile Crisis. N. У., 1999. Р. 143-163.

4. Egeberg М. The lmpact of Bureaucratic Structure on

Policy Making 11 PuЫic Administration. 1999. Vol. 77.

N� 1. Р. 155-168.

5. Hanny В., Wessels W. The Monetary Committee:

А Significant Though Not Typical Case 11 EU Com­

mittees as lnfluential Policymakers 1 Ed. М. Van Schen­

delen. Aldershot, 1998. Р. 109-126.

6. Lawfon А., Rose А. Organization and Management in

the PuЫic Sector. L., 1994. Р. 134-149 .

Г осударственное управление: Основы теории и

организации 1 Под ред. В. А. Козбаненко. М.,

2000.

2. Лютене Ф. Организационное поведение. М.,

1999.

�3. Соловьев А. И. Конфликты в государетвенно-ад­

министративной сфере 11 Политические исследо­

вания. 1997. N� 4.

4. Функционирование государственного аппарата уп­

равления 1 Под ред. Г. В. Атаманчука. М., 1998.

6.

 

Холл Р. Организации: Структуры, процессы, ре­

зультаты. СПб., 2001.

7. Graber О. Political Communication: Scope, Progress,

Promise 11 Political Science: The S tate of the

Discipline. 11 1 Ed. А. Finifter. Washington, 1993.

8. Handbook of Organizational Behavior 1 Ed. R. Golem­

Ьiewski. N. У., 1993.

9. Knoke О. et al. Legislative Procedures in the Three Na­

tions 11 Knoke D., Рappi F., Broadbent J., Т sujinaka У.

 

400

 

Comparing Policy Networks: Labor Politics in the U.S.,

Germany and Japan. Cambridge, 1996.

10. Ostrom Е. Governing the Commons: The Evolution of

lnstitutions for Collective Action. N. У., 1990.

11. О' Т oole L. Rational Choice and the PuЫic Mana­

gement of lnterorganizational Networks 11 The State

of PuЬiic Management 1 Ed. D. Kettl , Н. Milward.

Baltimore; L., 1996.

12. The Theory of lnstitutional Design 1 Ed. R. Goodin.

Cambridge, 1996.

 

ТЕМА 7

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ

 

ОСНОВНАЯ V1 . Законодательный процесс: Понятие. Институты.

 

-J2.

 

Стадии 1 Отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.

с. 31-63.

Макаренко Б. И. Указы и законы: Процесс приня­

тия законодательных решений 11 Полития. 19'[J_.

N� 3. С. 5-19.

 

-

1 ./ 3. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации:

 

Конституция и политическая практика. М., 1996.

с. 87-103.

4. Anderson J. PuЬiic Policymaking: An lntroduction.

Boston, 1994. Р. 162-178.

 

5.

 

Kervin С. Rulemaking: How Governmental Agencies

Write Law and Make Policy. Washington, 1999.

р. 2-6, 22-36.

6. LindЬ/om Ch., Woodhouse Е. The Policy-Making

Process. Englewood Cliffs, 1993. Р. 57-72.

 

7.

 

Peferson J. Playing the Transparency Game: Consul­

tation and Policy-Making in the European Commission

11 PuЫic Administration. 1995. Vol. 73. N� 3.

Р. 473-492.

 

дополнитЕЛЬНАЯ V 1. Алехин А. П., Кармалицкий Ю. М., Козлов Ю. М.

 

26 Прииятие ПР

 

Административное право Российской Федерации.

м., 2001.

 

401

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР>>

 

� 2. Бюджетная система Российской Федерации 1 Под

ред.

 

М. В. Романовского, О. В. Врублевской.М.,

1999.

 

3.

 

Дегтярев А. А. Принятие политических решений

и развитие институционального v

 

дизаина на регио-

нальном уровне (на примере Москвы) 11 Стра­

тегия и проблемы развития законодательства в

Российской Федерации на пути становления граж­

данского общества 1 Под ред. Г. М. Михалевой.

м., 2001.

\14. Исполнительная власть в Российской Федерации:

'

 

Проблемы развития.М., 1998.

1 5. Колобов О. А. и др. Процесс принятия внешнепо­

литических решений: Исторический опыт США, го-

 

\ v 6.

 

сударства Израиль и стран Западной Европы. Ниж­

ний Новгород, 1992.

Левина М. И. Парламентские процедуры как инсти­

тут парламентского права 11 Государство и право

 

1 7.

 

на рубеже веков: Проблемы истории и теории 1

Под ред. В. С.Не сесянца.

 

М. 2001..:.

Нойштадт Р. Президентекая власть и нынешние

президенты.М., 1997.

 

 

" 8. Олежек У. Принятие решений в Конгрессе 11 Раз­

деленная демократия: Сотрудничество и конфликт

между Президентом и Конгрессом 1 Под ред.

Д. Тарбера.

 

М., 1991.

9. Парламентское правоРоссии 1 Под ред. И. М. Сте­

панова, Т. Я. Хабриевой.М., 1999.

�о. Рудницкий С. В. К вопросу о политических основа­

ниях бюджетных решений 11 Бизнес и политика.

--

 

1995. N� 9-10.

 

'

 

� 11 . Управленческие процедуры j Под ред. Б. М. Лаза­

рева.М., 1988.

v 12. Шохин А. Н. Взаимодействие властей в законода­

тельном процесс е. М., 1997.

13. Cassidi В. EURIM Guide to Decisioп Makiпg in the

European Union after Amsterdam. L., 1998.

14. Schroedel J. Congress, The President, and Poli­

cymaking: А Historical Analysis. N. У.; L., 1994.

15. Sinclair В. Unortodox Lawmaking: Legislative Process

in the U. S. Congress. Washington, 1997.

 

402

 

ТЕМА 8

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ, ПРИНЯТИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ФАЗЫ И ЦИКЛЫ

ОСНОВНАЯ V1. Клементевич Т. Процесс принятия политических ре-

шений 11 Элементы теории политики /_ Под pe,g.

В. П':_Макаренко.Ростов-на-Дону, 1991. С. 386-399.

2. Законодательный процесс: Понятие. Институты.

Стадии 1 Отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.

с. 65-78.

3. Anderson J. PuЬiic Policymaking: An lntroduction.

Boston, 1994.Р. 34-40, 280-290.

4. Kervin С. Rulemaking: How Government Agencies

Write Law and Make Policy. Washington, 1999.

р. 40-46, 75-86.

5. Parsons W. PuЬiic Policy: Ап lntroduction to the

Theory and Practice of Policy Analysis. Aldershot,

1995.Р.76-81, 357-358.

6. Wasfe R. The Ecology of City Policymaking. N. У.;

Oxford, 1989. Р. 29-47.

дополнитЕЛЬНАЯ 'v 1. Военная доктрина Российской Федерации 11Рос-

сийская газета. 2000.25 апр.

2. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономичес­

кого развития: Страна, регион, город.М., 2001.

3. Кокошин А. А. Вопросы стратегического руковод­

ства обороной России.М., 2001.

\)4. Концепция внешней политики Российской Федера­

ции 11 Дипломатический вестник. 2000. N� 8.

v 5. Концепция государственной национальной политики

Российской Федерации 11 Национальная политика

России: История и современность 1 Поg ред.

С. В. Кулешова.М., 1997.

6. Концепция судебной реформы в Российской Феде­

рации 1 Под ред. Б. А. Золотухина.М., 2001.

7. Национальная доктрина образования в Российской

Федерации 11Российская газета. 2000. 6 окт.

8. Процесс принятия политических решений и полити­

ческое моделирование 11 Труды семинара «Поли­

тия»-2001. Общество и его власть: Дефекты взаи­

модействия 1 Ред. кол. С. И. Каспэ и др.М., 200 1.

 

403

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР»

 

ОСНОВНАЯ

 

A.

 

J 9. Процесс формирования и осуществления внешней

..;- политики капиталистических государств 1 Отв. ред.

В. И. Гантман. М., 1981.

1О. Тихомиров В. Б. Профессионализм политолога:

анализ, принятие решений, управление событиями

11 Социально-политический журнал. 1993.N2 3.

11. Тихомиров Ю. А. Административное право и про­

цесс: Полный курс. М., 2002.

12. Ханна У. Процесс принятия решений в организаци­

ях государственного сектора 11 Современное уп­

равление 1 Ред.- сост. Б. З. Мильнер. М., 1997.

13. Dror У. PuЬiic Policymaking Reexamined. New Bruns­

wick; Oxford, 1989.

14. George А. Strategies for Preventive Diplomacy and

Conflict Resolution: Scholarship for Policymaking 11

PS: Political Science and Politics. 2000. Vol. 33. N2 1.

15. Nacht А. U.S. Foreign Policy Strategies 11 Washing­

ton Ouarterly. 1995. Vol. 18. N2 3.

16. The Policy Cycle 1 Ed. J. Мау, А. Wildavsky. Beverly

Hills, 1978.

ТЕМА 9

ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОБЛЕМ

1. Законодательный процесс: Понятие. Институты.

Стадии 1 Отв. ред. Р . Ф. Васильев. М., 2000.

с. 179-192.

2.

 

Клементевич Т. Процесс принятия политических

решений 11 Элементы теории политики 1 Под

ред. В. П. Макаренко. Ростов-на-Дону, 1991.

с. 389-403.

 

3.

 

Карминес Э. Г., Хакфельд Р. Политическое по-

ведение: Общие проблемы 11 Политическая на-

ука: Новые направления 1 Под ред. Р. Г удина,

Х.-Д. Клингеманна. М., 1999. С. 240-245, 253-256.

 

4.

 

Anderson J. PuЬiic Policymaking: An lntroduction.

Boston, 1994.

 

Р. 84-101.

 

5.

 

Golub А. Decision Analysis: An lntegrated Approach.

N. У., 1997. Р.26-39.

 

404

 

 

6. Parsons W. PuЫic Policy: An lntroduction to the

Theory and Practice of Policy Analysis. Aldershot,

1995. Р. 125-142.

 

дополнитЕЛЬНАЯ

 

,/1. Гэдди К. Внутриполитическая повестка дня на

встрече Президентов Путина и Буша 11 Новая по-

вестка дня в -

 

россииско-американских отношениях.

 

v м., 2002.

2. Головлев В. И., Нефедов а Т. И. Г осударственная

Дума второго созыва: Роль и место в политическом

переломе. М., 2000.

\13. Мейер М. М. Механизмы и технологии формиро­

вания информационно-политической повестки дня в

российских СМИ в 1996-2000 г

 

г. {по материалам

Фонда эффективной политики): Автореф. дис . ...

канд. социолог. наук. М., 2001.

4. Парламентаризм в России: Федеральное Собрание

в 1996-1999 годах 1 Отв. ред. А. А. Захаров. М.,

2000.

 

6.

 

v 5. Стратегия для России: Повестка дня для Президен­

та-2000 1 Подред. С. А. Караганова. М., 1999.

Послание Президента Российской Федерации Фе­

деральному Собранию от 8 июля 2000 года 11 Рос­

сийская газета. 2000. 11 июля.

7.

 

8.

 

9.

 

1о.

 

11 .

 

Приоритеты законодательной деятельности Фрак­

ции «Яблоко». Законодательные приоритеты Фрак­

ции СПС в Г осударственной Думе 11 Стратегия и

проблемы развития законодательства в Российской

Федерации на пути становления гражданского об­

щества 1 Под ред. Г.М. Михалевой. М., 2001.

Программа приоритетных мер (2000-2004) по ре­

ализации Стратегии развития Российской Федера­

ции до 2010 года 1 Рук. кол. Г. Греф 11 Сегодня.

2000. 11мая .

Bachrach Р., Barats М. Two Faces of Power 11

Power 1 Ed. 5. Lukes. Oxford; Cambridge, 1986.

Hi/1 М. The Policy Process in the Modern State. L.,

1997.

Kingdon J. Agendas, Alternatives and PuЫic Policies.

N. У., 1984.

 

405

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР))

 

ТЕМА 10

ПОДГОТОВКА И ВЫБОР ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ

 

ОСНОВНАЯ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1. Законодатеnьный процесс: Понятие. Институты.

Стадии 1 Отв. ред. Р. Ф. Васиnьев. М., 2000.

с. 78-90, 152-176.

 

' J 2.

 

Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений.

м., 2000. С.15-271 35-43, 178-196.

3. Нагель С., Миллс М. Методы поиска суперопти­

мальных решений 11 Эффективность государ­

ственного управления 1 Общ. ред. С. А. Батчико­

ва, С. Ю. Глазьева. М., 1998. С. 373-398.

4. Allison G., Zelikow F. Essence of Decision: Explaining

the Cuban Missile Crisis. N. У. 1 1999. Р. 13-261 109-129.

5. Anderson J. PuЬiic Policymaking: An lntroduction.

Boston, 1994. Р. 102-115.

6. Parsons W. PuЫic Policy: An lntroduction to the

Theory and Practice of Policy Analysis. Aldershot,

1995. Р. 445-455.

 

1. Государственное управление: Основы теории и

организации 1 Под ре д. В. А. Козбаненко. М.,

2000.

Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решении-.

м., 1984.

3. Концепция проекта Федерального закона «0 поли­

тических партиях» 11 Зотова З. М. Политические

партии России: Организация и деятельность. М.,

2001.

4. Лобанов В. В. Анализ государственной политики.

м., 2о01.

5. Макарычев А. С. Идеи для политики: Эволюция си­

стемы внешнеполитической экспертизы в США.

Нижний Новгород, 1998.

6. Пояснительная записка к проекту Федерального за­

кона «0 гарантиях многопартийности и правовом

статусе политических объединений в Российской

Федерации» 11 Выборы: Законодательство и тех­

нологии. 2000. N2 11.

7. Цыгичко В. Н. Руководителю о принятии решений.

м., 1996.

 

406

 

8. Clemen R. Making Hard Decisions: An lntroduction to

Decision Analysis. Boston, 1996.

9. Dror У. PuЬiic Policymaking Reexamined. New Bruns­

wick; Oxford, 1989.

1О. Golub А. Decision Analysis: An lntegrated Approach.

N. У., 1997.

11 . Policy Options for the Strategy (1997-2001 ): Discussion

Documents. Chester, 1996.

12. Russo J., Shoemaker Р. Decision Traps: The Ten

Barriers to Brilliant Decision-Making and How to

Overcome Them. N. У., 1989.

ТЕМА 11

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

В ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

ОСНОВНАЯ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1. Гусев Л., Григорьева Ю., Аксенова Л. V Государ­

ственная Дума: Анализ голосований по внешнеполи­

тическим вопросам. М., 1996. С. 6-24.

2. Законодательный процесс: Понятие. Институты.

Стадии 1 Отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.

с. 193-232.

 

3.

 

Конышее В. Н. Принятие решений о военных интер­

венциях: Отношения Президента и Конгресса США

(1982-1991 гг.). СПб., 1999. С. 37-54.

4. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации:

Конституция и политическая практика. М., 1996.

с. 43-53, 104-108.

5. Anderson J. PuЬiic Policymaking: An lntroduction.

Boston, 1994. Р. 137-156.

6. Narcisi С. Local Authority Decision Making: The Traders

of Uffizi Gallery in Florence 11 Case Studies in PuЬiic

Service Management 1 Ed. А. Lawton, D. McKevitt.

Oxford, 1996. Р. 168-182.

 

1. Автономов А. С., Захаров А. А., Орлова Е. М.

Региональные парламенты в современной России.

М., 2000. Гл. 4.

 

2.

 

Бунин И. М., Макаренко Б. И., Назарова Н. В.

Homo Deputatus в парламенте и в политике: Анализ

опросов кандидатов и депутатов Г осударственной

Думы. М., 2001.

 

407

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР))

 

3. Галлиrан Д., Полянекий В. В., Старилов Ю. Н.

Административное право: История развития и ос­

новные современные концепции. М., 2002. Гл. 7.

 

4.

 

Г

 

осударственная Дума в весенней сессии 2000 года

(Сборник аналитических, информационных и спра­

вочных материалов) 1 Под общ. ред. Ю. А. Нисне­

вича. М., 2000.

5. Елчев В. А. Аппарат Государственной Думы и зако­

натворческий процесс. М., 1999.

6. Законодательная техника: Научно-практическое по­

собие 1 Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.

7. Никитинский В. Н. Оценка процедуры и результа­

тов голосования при принятии правовых решений 11

Советское государство и право. 1990. N2 11.

8. О порядке опубликования и вступления в силу актов

Президента

 

Российской Федерации, Правительства

Российской Федерации и нормативных правовых ак­

тов федеральных органов исполнительной власти 11

Административное законодательство Российской

Федерации 1 Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М., 2000.

\'лJ9. Раэ уваев В. В. Власть вРоссии: Бюрократическое

измерение 1 /_ Ке!iтавр.1995. ti2 4-6.

� 1О. Сатаров Г. А. Анализ политической структуры за­

конодательных органов по результатам поименных

голосований 11

 

Российский монитор: Архив совре­

менной политики. 1992. N2 1 .

\...11. Регламент Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации 11 �обрание за­

конодательстваРоссийской Федерации. 1998. N2 7.

12. Регламент ПравительстваРоссийской Федерации 1

1 Административное законодательство

 

Российской

Федерации 1 Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М., 2000.

13. Щербак А. Н. Коалиционная политика российских

партий 11 Политические исследования. 2001. N2 1.

14. Cleiber D., Shu/1 S. Justifying Presidential Decisions:

The Scope of Veto Messages 11 Congress & The

Presidency. 1999. Vol. 26. N2 1.

15. How Our Laws Are Made 1 Ed. Е. Willet. Washington,

1986.

16. Kerwin С. Rulemaking: How Government Agencies

Write Law and Make Policy. W ashington, 1999.

 

408

 

ТЕМА 12

РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

 

ОСНОВНАЯ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

1. Саймон Г., Смитбурr Д., Томпсон В. Менеджмент

в организациях. М., 1995. С. 271-282, 303-322.

2. Ходов Л. Г. Основы государственной экономичес­

кой политики. м., 1997. с. 108-123.

3. Anderson J. PuЫic Policyмaking: An lntroduction.

Boston, 1994.Р. 187-223.

4. Parsons W. PuЫic Policy: An lntroduction to the

Theory and Practice of Policy Analysis. Aldershot,

1995. Р. 187-223.

5. Pressman J., Wildavsky А. lmplementation. Berkeley,

1984. р. 163-180.

6. Sabatier Р. Т op-down and Bottom-up Approaches to

lmplementation Research: А Critical Analysis and

Suggested Synthesis 11 Policy Process 1 Ed. М. Hill.

L., 1994.Р. 266-289.

 

1.

 

Барабанов О. Н. Управление внешнеполитической

деятельностью в

 

России 11 Эффективность осуще­

ствления государственного управления (период

президентства Ельцина). М., 2002.

2. Горбачева Ж. А. Социальная политика вРоссийской

Федерации: Проблемы принятия и реализации управ­

ленческих решений за последние десять лет 11 Эф­

фективность осуществления государственного уп­

равления (период президентства Ельцина). М., 2002.

3. Г осударственное управление: Основы теории и

организации 1 Под ред. В. А. Козбаненко. М.,

2000. Гл. 4.2.

4. Кузнецов П. В., Фоминых А. К. Осуществление

властных полномочии�  координационными органами

Правительства

 

Российской Федерации в 1994-1997

годах 11 Эффективность осуществления государ­

ственного управления (период президентства Ель­

цина). М., 2002.

5. Положение об Аппарате ПравительстваРоссийской

Федерации 11 Административное законодатель­

ство

 

Российской Федерации 1 Под ред. Н. Ю. Ха­

маневой. М., 2000.

 

409

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР»

 

6. Положение о Министерстве иностранных дел Рос­

сийской Федерации 11 Административное законо­

дательство Российской Федерации 1 Под ред.

Н. Ю. Хаманевой. М.,2000.

7. Тихомиров Ю. А. Административное nраво и nро­

цесс: Полный курс. М., 2001 .

8. Уnравленческие nроцедуры 1 Под ред. Б. М. Лаза­

рева. М.,1988.

9. Штульберг В. М., Введенская В. Г. Региональная

nолитика России: Теоретические основы, задачи и

методы реализации. М., 2000.

 

1

 

О. lmplementation in PuЬiic Policy 1 Ed. Т. Younis.

Aldershot, 1990.

11. Lawfon А. lmplementing Community Саге 11 Case

Studies inPuЬiic Service Management 1 Ed. А. Lawton,

D. McKevitt. Oxford, 1996.

12. Lawton А., Rose А. Organization and Management in

thePuЬiic Sector. L., 1994.

13. Lipsky М. Street-Level

 

Bureaucracy. N. У., 1980.

14. Mazmanian 0., Sabafier P. lmplementation and

 

PuЫic

 

Policy. Latham, 1989.

15. PefersG. ThePolitics ofBureaucracy. N. У., 1995.

ТЕМА 13

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТ В ЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО РЕШЕНИЯ

ОСНОВНАЯ 1. Бухарт Г. Ретроспективный анализ производитель­

ности в государственном секторе 11 Эффектив­

ность государственного управления 1 Общ. ред.

С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М., 1998. С. 64-83.

2. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менедж­

мент в организациях. М., 1985. С. 249-272.

3. Эпштейн П. Измерение результатов деятельности

в государственном секторе 11 Эффективность го­

сударственного управления 1 Общ. ред. С. А. Бат­

чикова, С. Ю. Глазьева. М., 1998. С. 221-244,

251-262.

4. Anderson J. PuЫic Policyмaking: An lntroduction.

Boston, 1994. Р. 238-271.

5. Кпох С., McA/isfer О. Policy Evaluation: lncorporating

Users Views 11

 

PuЬiic Administration. 1995. Vol. 73.

N2 3.Р. 413-434.

 

410

 

6. Parsons W. PuЫic Policy: An lntroduction to the

Theory and Practice of Policy Analysis. Aldershot,

1995.Р. 543-559,563-568,600-613.

дополнитЕЛЬНАЯ 1. Вахрамеев А. В. Внешнеполитическая ошибка как

объект исторического и теоретического анализа 11

v

 

L- О новых подходах к решению внешнеполитических и

внешнеэкономических задач 1 Отв. ред. В. И. Даши­

чев. М., 1988.

2. Лаверд Р. Поощрение и наказание в интересах повы­

шения производительности 11 Эффективность госу­

дарственного уnравления 1 Общ. ред. С. А. Батчи­

кова, С. Ю. Глазьева. М., 1998.

3. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие реше­

ний. м., 1996.

4. Хатри Г., Фиск Д. Измерение производительно­

сти в государственном секторе 11 Эффектив­

ность государственного управления 1 Общ. ред.

С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М., 1998.

 

5.

 

Hermann Ch. Changing Course: When Governments

Choose to Redirect Foreign Policy 11 lnternational

Studies Ouarterly. 1990. Vol. 34. N2 3.

6. Nage/ S. SystematicPolicy Evaluation 11 Encyclopedia

ofPolicy Studies 1 Ed. S. Nagel. N. У., 1994.

7. Р ierson Р. When Effect Becomes Cause: Policy

Feedback and Political Change 11 World Politics.

1992. Vol. 45. N2 7.

8. Policy Evaluation: Linking Theory to Practice 1 Ed.

R. Rist. Aldershot, 1995.

9. Rossi Р., Freeman Н. Evaluation: А Systematic

Approach. NewburyPark, 1993.

10. Rufman L., Mowbray G. Understanding Program

Evaluation. L., 1983.

ТЕМА 14

ТЕХНОЛОГИИ БЛОКИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ОСНОВНАЯ 1. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская госу­

дарственность. М., 1997. С. 164-190.

2. Законодательный процесс: Понятие. Институты.

Стадии 1 Отв. ред Р. Ф. Васильев. М., 2000.

с. 131-152,280-299.

 

411

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ((ППР>>

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

3. Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-пра­

вовой институт. м. 1 1998. с. 66-1 00.

4. Сюткина А. П., Конюшко С. В. Механизм регу­

лирования лоббистской деятельности в современ­

ной России 11 Государство и право. 1998. N2 1.

с. 100-111.

5. Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С.

Группы интересов и российское государство. М.,

1999. с. 214-252.

6. Hi/1 М. The Policy Process in the Modern State. L.,

1997. Р. 196-224.

1. Зубченко Л. Евролоббизм: Стратегия и способы

действия// Реформа. 1994. N2 6.

2. Зяблюк Н. С. Практика лоббистской деятельности

в США. М., 1993.

3. Ильичева Л. П. Специфика лоббизма в условиях

политической системы России // В nомощь начина­

ющему лоббисту. Вып. 9. М., 2000.

4. Левин М. И., Левина Е. М. Лоббирование и кор­

рупция в России1/ Эффективность осуществления

государственного управления (период президент­

ства Ельцина). М., 2002.

5. Лепехин В. И. Лоббизм. М., 1995.

6.

Окуньков Л. А. Отклонение федеральных законов

главой государства// Право и экономика. 1998.

N2 9-10.

7. Перегудов С. П. Крупная российская корпорация

как социально-политический институт. М., 2000.

 

8.

 

Политика в регионах: Губернаторы и группы влия­

ния/ Под ред. И. М. Бунина. М., 2002.

9. Помощник депутата ГосударственнойДумы: Права,

обязанности и повседневная деятельность. М., 2001.

1О. Система представительства российского бизнеса:

Формы коллективного действия 1 Отв. ред.

Ю. В. Крашенинников. М., 1997.

11 . Финансово-промышленные группы и конгломераты

в экономике и политике современной России 1

Науч. ред. Я. Ш. Паппе. М., 1997.

12. Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Бере­

зовский, или История разграбления России. М., 2001.

 

412

 

13. Bachrach Р., Barafs М. Decisions and Non-Decisions:

An Analyical Framework // American Political Science

Review. 1963. N2 57.

14. Choafe Р. Agents of lnfluence: How Japan' s Lobbyists

in the United States Manipulate America' s Political and

Economic Systems. N. У., 1990.

15. DeKieffer О. The Citizen' s Guide to Lobbying Con­

gress. Chicago, 1997.

16. Yergin 0., Sfanislaw J. The Commanding Heights:

The Battle Between the Government and the Mar­

ketplace that is Remaking the Modern World. N. У.,

1998.

 

ПЕРЕЧЕНЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ  И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

1. <CD-ROM> Дегтярев А. А. Государственное уп­

равление как политический субпроцесс

 

// Катего­

рии политической науки1 Под ред. А. Ю. Мельви­

ля. м., 2003.

· 2. <www .auditorium.ru> Дегтярев А. А. Механизм

выработки и осуществления государственной поли­

тики: Процесс принятия государственных решений

//Дегтярев А. А. Основы политической теории.

м., 1998.

3. <www.kremlin.ru> Администрация Президента РФ.

4. <www.government.gov.ru> Правительство РФ.

5. <www.duma.gov.ru> ГосударственнаяДума Фе­

дерального Собрания РФ.

6. <www.council.gov.ru> Совет Федерации Феде­

рального Собрания РФ.

7. <www .mid.ru > Министерство иностранных дел РФ.

8. <www.gov.ru> Официальная Россия: Органы госу­

дарственной власти РФ.

9. <www.mos.ru> Правительство Москвы.

10. <www.csr.ru> Центр стратегических разработок.

• 11. <www.ilpp.ru> Институт права и публичной поли­

тики.

' 12. <www .legislature.ru> Фонд развития парламента­

ризма в России, Законотворчество РФ.

 

413

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ППР>>

 

· 13.

 

<www.consultant.ru> Консультант Плюс: Справоч­

ные правовые системы.

• 14. <www .garant.ru> Система Г а

рант: Законодатель­

ство с комментариями.

15. <www.inpuma.net> lnternational PuЫic Management

Network.

16. <www .nispa.sk> The Network of lnstitutes and

Schools of PuЫic Administration in Central and Eastern

Europe.

17. <www.appam.org> Association for PuЫic Policy

Analysis and Management.

18. <www .naspaa.org> National Association of Schools

of PuЬiic Affairs and Administration.

19. <www.ksg.harvard.edu> John F. Kennedy School of

Government 1 Harvard University.

20. <www .gwu.eduj-gspm> Graduate School of

Political Management 1 George W ashington Uni­

versity.

21. <www.rand.org> Rand Corporation.

22. <www .brook.edu> Brookings lnstitution.

 

414

 

*

 

Книжный дом <<Университет>>

 

*

 

представляет

Серию учебной литературы

по политологии,

 

подготовленную

МОСКОВСКОЙ

ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ

СОЦИАЛ ЬНЫХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

НАУК

в рамках

ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НФПК

Руководитель проекта -

профессор Б.Г. Капустин

Учебники и учебные пособия серии имеют гриф

Министерства образования РФ

 

П о л Я к о в Л . В . ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Теория и практика

Д Е г т ЯР Е в д. д. ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ

КАПУСТИ Н Б. Г. МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

В ПОЛИТИКЕ

МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ

Хр естоматия

 

По вопросам оптовых nоставок

обрашаться в Издательство:

УНИВЕРСИТЕТ Тел. /факс: (095) 939-40-36

книжным дом E-mail: kdu@kdu.ru