![]() |
Проблемный вопрос: Соотношение формационного и цивилизационного подходов в оценке причин буржуазных революций Нового времени (вопрос поставлен представителями школы "Анналов"; отражён в трудах историков "русской школы", получил своё развитие в советской историографии и является актуальным в современной зарубежной историографии и у отечественных историков, философов и политологов пост-советского периода. |
"Русская школа" (ếcole russe), созданная на рубеже XIX-XX вв. творчеством П.А. Кропоткина, прославленной научной и преподавательской деятельностью В.И. Герье, Н.И. Кареева, И.В. Лучицкого, Е.В. Тарле, внесла достойный вклад в освоение истории Франции в Новое время. |
Осмысление французской истории стало органическим элементом политической культуры нашей страны, отмечал профессор МГУ А.В. Адо. Её постижение превратились в своеобразный код для изучения Отечественной истории (как Ветхий завет при изучении Английской революции, а Римская история – для понимания Французской революции). [1] Великая французская буржуазная революция: Указ. рус. и сов. лит. / cост.: Аксенова Г.В., Гавриличев В.А., Плавинская Н.Ю. и др.; отв. ред. Кучеренко Г.С. М.: ИНИОН; Ин-т всеобщей истории, 1987. 216 с.Адо А.В. Французская революция в советской историографии // Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М. Далина). М., 1998.- Режим доступа: http://liberte.newmail.ru/article.html.
|
Советская школа последовательно развивала учение классиков марксизма-ленинизма о единстве революционного процесса в Новое время, дополняя их вывод о том, что революция конца XVIII в. во Франции была событием европейского масштаба. Под её лозунгами, писал в своё время К. Маркс, утверждались буржуазные отношения и промышленный капитализм в XIX в. на всём европейском континенте. [2] Маркс К. Буржуазия и контрреволюция // К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения. М., 1980. С. 140-143. |
Французская революция в советской историографии |
Современная отечественная историография Французской революции конца XVIII в. переживает, по словам доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН А.В. Чудинова, очередную "смену вех". Начавшееся с середины 1980-х годов постепенное ослабление идеологического пресса в нашей стране открыло отечественным историкам широкие возможности для свободного поиска и экспериментов в области методологии и методики обучения, творческого восприятия передовых достижений зарубежной науки, в частности, при изучении причин революции во Франции. [3] Чудинов А.В. Смена вех: 200-летие Революции и российская историография // Французский ежегодник - 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: итоги юбилея. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 5-23.
|
|
Франция до 1789 г. |
|
Франция в условиях "Старого порядка" до конца XVIII в. делилась на сенешальства, женералитеты, провинции, которые не были связаны между собой таможенным союзом, не имели единых мер и весов, единой валюты и общенационального законодательства. Большинство населения Франции, и прежде всего иностранцы, были лишены правовой, социальной и религиозной защиты. Всё это задерживало начало рыночных отношений и связанный с этим процесс формирования института гражданского общества в стране. |
|
![]() |
Церковь тесно сотрудничала с королевским домом, судом и полицией, строго следила за соблюдением норм и традиций "Старого порядка". Воплощая в жизнь галликанскую религиозную доктрину, она вела непримиримую борьбу с ересью. По решению Совета церкви и приказу Парижского парламента сжигались атеистические и антигосударственные сочинения. То же самое наблюдалось в Женеве и Риме, но уже по указанию римского Папы. Примечательно, что священники Франции имели даже более высокий социальный статус по сравнению со стандартами римско-католической церкви в странах Центральной и Южной Европы, не говоря уже о протестантских странах типа Пруссии, Голландии и Англии. |
В 1685 г. французские католики усилили свои позиции, добившись отмены Нантского эдикта (1598 г.). С веротерпимостью, итогом всех многочисленных религиозных войн XVI в., было покончено. Галликанство окончательно утвердилось в качестве государственной религии. Иудеи, например, проживавшие на территории страны с незапамятных времён, получили статус иностранцев и находились в таком положении вплоть до 1791 г. |
Всё население Франции в условиях "Старого порядка" было приписано к той или иной профессиональной группе (гильдии), а также к той или иной территории (деревне, округу и т.п.). В отличие от Англии сельское хозяйство Франции не знало конвертируемых форм землепользования - двухпольного и тем более трёхпольного севооборота. На большей части страны отсутствовала аренда земли, за исключением её северо-запада. |
![]() |
Основная масса французского населения - крестьяне - была главным в стране податным сословием. За владение землёй они платили талью – подушную подать, а также массу косвенных платежей в пользу королевской казны: за продажу вина (эд), соли (габель) и т.п. Сохранялось множество феодальных повинностей крестьян, доставшиеся им из глубокой древности: шампар (оброк до ¼ урожая), баналитетные права и т.п. При этом они обязаны были исполнять многочисленные государственные и церковные повинности, включая уплату десятины.
Право собственности крестьян на землю никак не было узаконено. Непосредственно участвуя в революции, крестьяне добились этого, постепенно превращаясь в консервативную силу - противников революции. Эта тенденция в настроениях крестьян окончательно утвердилась на всём европейском континенте во второй половине XIX в. Вот почему европейские социал-демократы, в том числе французская социалистическая партия, которая образовалась к концу XIX в., не ставили перед собой задач решения аграрного вопроса в своих странах, считали крестьянство сплошной «реакционной» массой. Вы согласны с этим утверждением? Если нет, то противопоставте этому утверждению Ваши аргументы!
|
Центральной темой в мировой историографии при изучении "Старого порядка" традиционно является история зарождения, эволюции и краха французского абсолютизма. [4] В пост-советский период в отечественной историографии наметилась тенденция к увеличению интереса к правящим монархическим династиям, что, в частности, проявилось в многочисленных переводах источников и трудов зарубежных авторов по истории французской династии Бурбонов, а также в статьях и книгах по этой теме современных российских авторов: Ревякин А.В. Французские династии Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты // Новая и новейшая история. 1992. №4; Кучеренко Г.С. Людовик XVI (1754-1793). От трона до гильотины. Там же.1994. № 2; Малов В.Н. Людовик XIV: опыт психологической характеристики. Там же.1996. № 6 .- Режим доступа: http://vivovoco.rst.ru/VIVOVOCO.HTM; Французское дворянство: от Каролингов до Бурбонов // Французский ежегодник - 2001.
|
Укрепление абсолютистских порядков во Франции принято связывать с Болонским конкордатом, согласованном между церковью и государством в 1516 г. Конкордат разрешал монархам Франции назначать епископов и аббатов. Французские короли нередко сопровождали эту практику откровенным ограблением церкви, часто в пользу обедневших дворян или честолюбивых аристократов, чтобы обеспечить с их стороны лояльность к растущей власти короля. |
|
Основы королевской модернизации заложил кардинал Ришелье, оправдывавший реформирование "Старого порядка" государственными интересами страны (raison d’etate) в области внутренней и внешней политики. Этот курс продолжил его преемник кардинал Мазарини, которого активно поддерживал Людовик XIV, «Король Солнце», и его министр Жан Батист Кольбер. Реформы Кольбера стали кульминацией эпохи так называемого "просвещённого абсолютизма" во Франции. Королевская власть стала активно вмешиваться в экономику, проводя политику меркантилизма. Кольбер предложил установить жесткую систему протекционизма, использовал механизмы государственного долга для поощрения мануфактурного производства и внешней торговли, поощрял колониальную экспансию страны. Всё это толкало Францию не только на установление своего экономического и военного господства на европейском континенте, но также на расширение французского влияния в Канаде, Индии, странах Африки и Карибского бассейна.
|
![]() |
Французская монархия способствовала процессу первоначального накопления капитала и утверждению в стране рыночных отношений. Необходимости во французской революции в конце XVIII в. не было, по мнению Ф. Фюре, ибо задолго до неё, начиная с реформ Кольбера, во Франции началось «обуржуазивание» ряда регионов. [5] Фюре Ф. Постижение Французской революции / пер. с фр. Д.В. Соловьева. СПб: ИНАПРЕСС, 1998. – Режим доступа: http:liberte.newmail.ru/L-Books/Furet.html.
|
На северо-западе страны - в Парижском бассейне господствовала денежная рента, а феодальная собиралась в размере не более 20%. Издольная аренда приносили доходов больше, чем феодальные повинности. Французские власти, заботясь о пополнении королевской казны, активно поощряли развитие рыночных отношений в стране, разрешая огораживания, издавая массу королевских деклараций о распашке нови и т.д. Всё это разрушало вассально-ленные связи, исключало личную зависимость крестьян. К концу XVIII в. в Парижском бассейне насчитывалось свыше тысячи семей «новых дворян», которые в отличие от английского провинциального дворянства - "джентри" занимались не овцеводством и земледелием, а были главным образом владельцами копей и рудников. В 1791 г. герцог Орлеанский открыл первую в стране хлопчатобумажную фабрику с паровым двигателем. Дворянство контролировало угледобычу в Анзене и Кармо, железоделательное производство на заводах Крезо и Ниденбрунна, отрасли промышленности, устремлённые в будущее, господствовало в акционерных компаниях, владело предприятиями, оснащенными самой передовой для того времени техникой и нанимавшими большое количество рабочих. | ![]() |
Развитие многоукладной экономики естественным образом углубило гетерогенность (многослойность) французского общества, завершило оформление сословного строя. |
К концу XVIII в. первое сословие Франции духовенство (1% населения) имело 10 % земли. Священников в стране было около 100 000, но только малая часть из них пользовалась налогами с крестьян, в частности десятиной. Большинство служителей французской церкви было бедным, и поэтому многие из них поддержали революцию. |
Второе сословие представляли нотабли (французское дворянство), насчитывавшее к концу XVIII в. примерно 400 тыс. Однако это сословие, как и первое, не было единым. Выделялись «дворяне шпаги» (термин зародился во времена Средневековья). Это были в основном бедные дворяне, находившиеся, как правило, на военной службе у короля. Богатые дворяне - «дворяне мантии»- занимали большие должности в государстве (отсюда их титул) |
"ФЕОДАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ" В ЕВРОПЕ
Во второй половине XVIII в. в Западной Европе произошли важнейшие формационные изменения, связанные с обратимостью зарождавшихся буржуазных отношений. Начал развиваться процесс рефеодализации в форме так называемой «феодальной реакции» (в странах Южной Европы - в Италии, Испании, Португалии, этот процесс происходил век назад, в середине XVII в.). Это явление, безусловно, повлияло на все сословия, но прежде всего сказалось на дворянах, которые стремились закрепить феодальные отношения в своих странах. Во Франции, в частности, возник институт февдистов, который занимался поиском вековых повинностей крестьян. На Юге страны февдисты отыскали даже полторы тысячи крепостных, хотя в целом, как известно, Западная Европа крепостничества как социально-экономической системы не знала. Кстати сказать, должность февдиста исполнял и Робеспьер, адвокат из провинции Аррас, будущий вождь французских якобинцев. |
Тема «феодальной реакции» вызывает острые споры в мировой историографии. Авторы школы "Анналов" и их последователи в отечественной историографии (А.Д. Люблинская, А.В. Адо, А.В. Чудинов и др.) рассматривают процесс рефеодализации как ответную реакцию дворян на генезис капитализма на европейском континенте. Эти ученые считают, что феодалы всей Европы в условиях асинхронного зарождения буржуазных отношений стремились приспособиться к развитию капитализма в своих странах. Они использовали процесс рефеодализации как более доступное им средство для первоначального накопления капитала. Помещики Центральной и Восточной Европы с этой целью осуществили в первой половине ХIX в. "второе издание крепостничества". |
РОЛЬ ТРЕТЬЕГО СОСЛОВИЯ В РЕВОЛЮЦИИ
Третье сословие составляло 95-97 % населения Франции. В его рядах были французские буржуа, служащие, городской плебс (санкюлоты), крестьянство. Именно с этим сословием современные авторы связывают зарождение в XVII-XVIII вв. общественного мнения в стране. |
В настоящее время третье сословие, трансформировавшееся в средний класс, доминирует в экономической и общественно-политической жизни практически во всех странах Европы и Америки. Накануне революции XVIII в. во Франции зародилось учение физиократов, обосновавшее право частной собственности на землю в интересах патриархального мелкого крестьянского хозяйства. Физиократы отстаивали принцип невмешательства государства в экономическую жизнь, критиковали откупную систему налогов и были сторонниками установления единого налога на "чистый продукт" землевладельцев. Их учение подтолкнуло французскую монархию разрешить свободную торговлю хлебом. Однако реальное развитие рыночных отношений в стране сдерживал начавшийся в это время кризис французского абсолютизма, который процветал, как уже подчёркивалось выше, при Людовике XIV. |
Его преемник Людовик XV унаследовал власть в 5 лет. Был плохо образован. Жизненные силы потратил на многочисленных фавориток. Мадам де Помпадур в течение 20 лет вместе с королём управляла страной. В это время дворяне стали укреплять своё политическое влияние в стране, утерянное ими при Людовике XIV. |
|
При Людовике XVI активизировались местные парламенты, их во Франции было 13. Особенно активным был Парижский. С древних времён местные парламенты обязаны были регистрировать королевские законы, но к концу XVIII в. они стали добиваться больших для себя полномочий хотели, Людовик XVI, в частности, восстановить своё право вотировать королевские указы и законы. Такое право дал им герцог Орлеанский в период своего регентства при малолетнем Людовике XV. Повзрослев, Людовик XV в начале 1770-х гг.не только его отнял, но и вообще разогнал местные парламенты. Придя к власти в 1774 г., Людовик XVI восстановил местные парламенты, стремясь использовать их для сбора налогов с населения. Франция при Людовике XVI, как никогда ранее, столкнулась с массой острых проблем, прежде всего финансовых. Церковь и дворянство не платили налогов, а основная масса французов, окончательно обнищав к концу XVIII в., была не в состоянии это делать. Таможенные границы мешали формированию единого национального рынка. Франция по-прежнему была разделена на сенешальства, женералитеты, провинции; каждая из этих административных единиц имела свою валюту, свои меры весов. Сказывалось и поражение Франции в Семилетней войне 1756-1763 гг. В 1775 г. дефицит королевской казны составил 34,2 млн. ливров. К началу правления Людовика XVI государственный долг достиг уже 1,5 млрд. ливров.
|
Местные парламенты не оправдали надежд королевского дома в решении финансовых проблем. Они всё очевиднее превращались в центры сопротивления французской монархии. Эти обстоятельства склонили короля согласиться на проведение реформ, которые разработал Генеральный контролер финансов Тюрго, крупный ученый, обладавший большим практическим опытом. Тюрго предлагал ликвидировать налоговые привилегии духовенства и дворянства, положить конец глубоко порочной практике сбора налогов, основанной на системе откупов. Он также планировал сократить военные расходы и снизить уровень затрат на содержание королевского двора, на что приходилось тратить 4 - 5 % всех доходов казны. Тюрго удалось улучшить и удешевить работу финансового управления страной. Он даже сумел сократить военные расходы, но с расходами королевского двора ему не удалось справиться. В мае 1776 г. Тюрго получил отставку. Такая же участь постигла его преемника Неккера в 1781 г., когда он, опубликовав отчет о состоянии финансов (прежде Неккер фальсифицировал отчеты, скрывая наличие дефицита в бюджете), впервые показал расточительство двора. |
Финансовую ситуацию в стране усугубляли затраты королевского дома на помощь американским патриотам в их борьбе за независимость от Англии. Так Людовик XVI мстил англичанам за то, что те в ходе Семилетней войны отторгли у Франции часть её колониальных владений в Канаде. В годы войны в Америке государственный долг Франции увеличился более чем вдвое. Сложные финансовые трудности страны заставили правительство маневрировать, вернуться к планам Неккера и Тюрго. Новый Генеральный контролер Калонн порекомендовал ввести поземельный налог, который бы платили и привилегированные сословия. Решено было вынести этот вопрос на суд Совета нотаблей. Собрание нотаблей в 1787 г. отказалось утвердить новый налог. Калонн был обвинён в злоупотреблениях и отправлен в отставку. Привилегированные сословия - духовенство и дворяне - отказывались признать принцип равенства налогообложения, а без этого решить финансовые проблемы страны было невозможно. |
К концу 80-х гг. XVIII в. наступило банкротство французской казны. Половина всех королевских доходов уходила на оплату государственного долга - 126 млн. ливров ежегодно. Общий долг страны к этому времени составил 4 триллиона ливров. При этом французское правительство, в отличие, например, от английского или голландского, не имело чётко налаженной системы сбора средств на погашение своих долгов. Местные сеньоры выражали свою готовность помочь в разрешении финансовых проблем, но только при условии расширения их политических прав. Таким путём провинциальное дворянство, повторяя опыт дворянской Фронды середины XVII в., пыталось ограничить абсолютную власть короля. |
СОЗЫВ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ШТАТОВ ВО ФРАНЦИИ
В этих условиях французские аристократы и церковь потребовали созыва Генеральных штатов, высшего органа сословного представительства духовенства, дворянства и городов, активизировавшего свою деятельность со времён Столетней войны 1337-1453 гг. Аристократы и духовенство рассчитывали, используя решения национального парламента и поддержку короля, увеличить бремя налогов на третье сословие. Сменивший Калонна на посту Генерального контролёра архиепископ Тулузы Люмени де Бриенн в изменившихся обстоятельствах попытался в очередной раз склонить местные парламенты принять «план Калонна» и обойтись таким образом без созыва Генеральных штатов. Усиление роли общегосударственного парламента окончательно подорвало бы абсолютную власть Людовика XVI, что в свою очередь способствовало бы укреплению политического влияния аристократов. После отказа местных парламентов в очередной раз утвердить равенство налогооблажения король объявил об их роспуске. В стране наступила политическая анархия, и это вынудило королевский двор пойти, наконец, на созыв общенационального собрания, которое не собиралось с 1614 г.
|
|
НАКАЗЫ ВСЕХ СОСЛОВИЙ В ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ
5 мая 1789 г. начались заседания Генеральных штатов. По-существу, это означало крушение абсолютизма в стране. Вопреки воле короля Генеральные штаты вновь восстановили местные парламенты. Голосование по этому вопросу по настоянию аристократов было проведено по принципу: одно сословие - один голос. Третье сословие в результате было противопоставлено первому и второму, что фактически обрекало его на поражение при голосовании в парламенте по любому вопросу. Королевский Совет одобрил такой порядок голосования, что, безусловно, свидетельствовало о неспособности королевского дома противостоять давлению аристократов и церкви. Это, в свою очередь, настроило третье сословие против короля. |
В ходе дебатов по процедурным вопросам в Генеральных штатах появился знаменитый памфлет аббата Сийеса "Что такое Третье сословие?", побудивший депутатов от Третьего сословия добиваться расширения экономических и политических прав французского народа. Они требовали запрещения преследований со стороны властей без суда и следствия (letters de cartes), предлагали снизить налоги и собирать их со всех сословий, а также настаивали на регулярном (через 4 года) созыве национального парламента страны.
|
![]() |
Классовая и социально-экономическая дифференциация во Франции накануне революции конца XVIII в. была налицо, но не с ней было связано начало французской революции, считает большинство представителей школы "Анналов". Революция зарождалась, пишет английский историк Коббен, как "аристократическая" (типа Фронды) в форме борьбы за власть между галликанской церковью, аристократами и королём. Это наглядно показали наказы всех сословий в Генеральные Штаты. [6] Перечень изданий и источниковедческую характеристику наказов см.: Пименова Л. А. Дворянство накануне Великой французской революции. М., 1986. С. 12-21, 194.
При изучении наказов целесообразно ответить на вопрос о «верхней» и «нижней» границе распространения идей Просвещения в различных слоях французского общества. Это позволит определить сторонников и противников революции, её движущие силы на разных этапах. |
Анализ наказов объясняет широкое участие в революции, по крайней мере на первых порах, либерально настроенных дворян и широких слоёв крестьянства. Судя по наказам, все сословия французского общества в той или иной степени разделяли идеи французских просветителей, отстаивали (в годы революции - с оружием в руках) права и свободы, включая право на свободное владение землёй. При этом следует учитывать, что ни в одном из наказов от всех трёх сословий нет требования ликвидировать монархию и установить республику в стране. Большая часть наказов предлагала только ограничить власть короля путём провозглашения в стране конституционной монархии. Крестьяне выражали главным образом свою вековую мечту: ликвидировать феодальные повинности во французской деревне и установить свободную продажу земли. |
Межформационный переход в странах Европы и Америки объективно порождал буржуазные революции, хотя опыт Англии со времён "Славной революции" или России в течение XIX в. показал, что их можно было избежать. |
Французское общество к концу XVIII века было готово к восприятию цивилизационных изменений в своей стране (результат его исторического развития в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени, связанного с теорией и практикой "просвещённого абсолютизма", идеологией Века Просвещения и т.п.). Наказы в Генеральные штаты свидетельствовали, что все сословия в массе своей: и первое (священнослужители), и второе (дворяне), и третье (не только буржуазные слои, но и крестьяне и городской плебс), в той или иной мере разделяли ценности рыночной экономики и буржуазной государственности. Но Франция, как известно, из двух альтернатив: реформа или революция, выбрала последнюю. Этому процессу способствовал ряд как объективных, так и субъективных обстоятельств: экономические трудности страны после поражения Франции в Семилетней войне, отсутствие частной собственности на землю (чего добивались физиократы), борьба за власть между королевским домом и аристократами и др. Если бы Людовику XVI удалось преодолеть финансовый кризис путём компромисса с аристократами и церковью по вопросу о власти или, что более важно, все сословия Франции объединились бы на основе идей Просвещения и реформировали «Старый порядок» в своей стране по тому пути, что предлагали в свое время просветители "старшего поколения" (Вольтер, Руссо, Монтескье) или министры королевского двора Кольбер и Тюрго (все они были противниками революции), то вполне вероятно, что её удалось бы избежать. В этом нас убеждают аргументы, представленные школой "Анналов". |
Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения: революция во Франции не только случилась, но и продемонстрировала классические образцы в своём развитии, которые копировали другие европейцы в ходе революционных событий в своих странах в течение XIX в. | Видео-урок в общеобразовательной школе по теме: Франция в XVIII в. Начало Великой Французской Революции |