Либерализм Запада XVII-XX в. М.,1995 (под ред В.В.Согрина).
- Истоки либеральной мысли.
- Основные принципы классического либерализма Нового времени и его формы.
- Политический либерализм. Экономический либерализм. Культурный либерализм. Социальный либерализм.
- Дискуссии среди либералов XIX в .: либерализм и демократия; революционный либерализм.
ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие либерализм было впервые употреблено в 1810 году в Испании- стране, которая не была ни оплотом, ни родиной, ни даже сколько-нибудь влиятельной или заметной выразительницей либеральной идеологии. В странах же, которые всегда были главными носителями либеральной традиции, в первую очередь в Великобритании и США, это понятие стало употребляться, а тем более вошло в обиход гораздо позднее. Это историческое обстоятельство, однако, отнюдь не дает основания говорить об относительной молодости либерализма: идейно- политическая традиция, которая обрела свое название только в XIX веке, зародилась на много веков раньше, а свою зрелую, завершенную форму приобрела уже в XVII-XVIII веках.
Идейные истоки либерализма, прообразы ряда его классических концепций уходят корнями еще в античность. Но все же о зарождении либерализма в подлинном смысле можно говорить только относительно завершающей эпохи средневековья. Среди исследователей либерализма не вызывает особых споров вопрос о том, кто был его истинным отцом - основателем таковым практически единодушно признают буржуазный класс - независимых самостоятельных и по большей части имевших определенное состояние обитателей западноевропейских городов, выступивших в пору возмужания против феодально-монархических оков. Никто не оспаривает и того очевидного обстоятельства, что подлинным отечеством либерализма в котором он зародился, успешно развивался и добился триумфа, является цивилизация Запада. Судьбам либерализма в пяти ведущих странах Запада посвящена настоящая книга.
Целью книги является анализ общего и особенною в судьба к либерализма в этих странах. Уместно предварить его характеристикой основных общих принципов, черт и антиномии либерализма, что облегчит читателю отслеживание их национальных проявлений и особенностей. Первой основополагающей чертой либерализма, его ядром, был и остается индивидуализм, провозглашающий приоритет человеческой личности по отношению к обществу, государству, социальным общностям. Идея суверенитета и верховенства индивидуума логически добавляется концепцией его неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть отчуждены государством и обществом, а могут только гарантироваться и защищаться. Исторически первым неотъемлемым правом личности была объявлена свобода вероисповедания, но впоследствии, а окончательно в XVII-XVIII вв., главным неотъемлемым правом было провозглашено обладание и свободное распоряжение собственностью.
Либерализм сотворил свою первую антиномию, когда причислил обладание собственностью к естественным правам всех индивидуумов. Если все индивидуумы обладали естественным правом на собственность, то какую позицию должны были занять общество и государство по мере того, как собственность отчуждалась от все большей массы людей. Разногласия по этому вопросу породили серьезное разделение среди либералов: часть их доказывала, что все надо предоставить «естественному ходу вещей» и не вмешиваться в процесс стихийного распределения собственности, другая часть полагала, что «естественная справедливость» заключалась в проявлении заботы о тех, кто лишался права собственности, а особенно о тех, кто попадал в ряды обездоленных.
Вторая фундаментальная антиномия возникла для либерализма при
обсуждении проблемы "естественных и равных" политических прав человека.
Концепция естественно-правового равенства индивидуумов логически приводила к провозглашению принципов народного суверенитета, права каждого человека на участие в образовании политической власти и участие в государственном управлении. При таком подходе либерализм оказывался равнозначен демократии Но большинство либералов XVII-XVIII вв. как раз заняли в отношении демократии резко отрицательную позицию. Главный аргумент сводился к следующему: в условиях разделения общества на имущих, с одной стороны, и малоимущих и неимущих, с другой, последние, которые будут всегда в большинстве, неизбежно используют право голоса и политическую власть для передела собственности и установления своей тирании над богатыми. Другой аргумент, находившийся в определенном противоречии с первым, заключался в том, что неимущие будут голосовать так, как им укажут экономические владыки их округа, а поэтому предоставленное им избирательное право не будет равнозначно реальному праву политического выбора. По этим причинам предоставление избирательных прав неимущим оказалось для либерализма неприемлемо. Со временем - в XIX веке во все большей степени, а в XX веке полностью - либерализм в силу разнообразных причин стал соединяться с демократией. Но отношение либералов к демократии не становилось восторженным, а тем более апологетическим. Для них центральным стал вопрос о том, при каких условиях демократия может приносить добро, а не зло. Вопрос этот не утратил актуальности для либерализма и в конце XX века.
Еще более сложными оказались отношения либерализма с идеей равных социально-экономических прав. В отличие от социализма, либерализм относился и относится отрицательно к идее социально-экономического равенства людей, которая в практическом отношении, как показал опыт реального социализма в ХХ веке (а либералы не сомневались в этом никогда), ведет к подавлению разнообразия индивидуальных способностей и к социально-экономической стагнации общества. В XVII-XIX вв. либералы противопоставляли идее социально- экономического равенства идею равенства возможностей, которое должно было предоставить каждому индивидууму максимальные возможности для самореализации. Но и подобная идея равенства воспринималась либералами неоднозначно: ведь при ее последовательном развитии можно было, например, прийти к отрицанию права наследования, ибо именно оно в первую очередь и препятствует равенству «стартовых возможностей» индивидуумов.
На рубеже XIX-ÕÕ вв. в западном л иберал изме выдел илось новое направление, которое объявило о необходимости выработки концепции социально- экономических прав человека и предоставлении их с помощью государственного законодательства тем, кто не мог собственными усилиями выбиться из нищеты, не имел средств на образование, медицинское обслуживание, приобретение жилья. XX век в странах Запада прошел под знаком нарастающих успехов этого нового, или социал ьного, как стал и его называть, л иберал изма. Раскол между старым, классическим, и новым, социальным, либерализмом составил главный водораздел в развитии либерализма в новейшее время. В ряде случаев новые либералы, как это имеет место, например, в США, утвердили практически монополию в либерализме, так что сторонники классического, буржуазно-индивидуалистического либерализма перестали называть себя либералами, предпочитая именоваться консерваторами (по иронии судьбы ряд современных российских политиков и идеологов, поклоняющихся заветам Р.Рейгана и М.Тэтчер, именуют себя либералами, хотя в глазах их западных кумиров, особенно американских, это слово стало таким же бранным, как и социализм).
В XX веке либерализм становился во все большей мере открытой идеологией,
включающей в себя доктрины и идеи из других традиций, в том числе социалистической, что помогало ему сохранять и упрочивать свою популярность. Одновременно он становился все менее монолитным, в нем сложилось несколько течений, так что плюрализм, который либерализм исповедовал во взаимоотношениях с другими учениями, в полной мере воплотился внутри него самого. Эта открытость и многовариантность либерализма явились, по-видимому, одной из причин нараставших успехов либерализма в конкуренции с другими традициями. Но все же главная причина успехов либерализма видится в другом: он изначально заключала себе и пестовал идеи и ценности, которые в их практическом воплощении способствовал и утверждению л иберал ьных обществ и западной цивилизации в целом на ведущих позициях в мире, которые стали образцом для подражания иным регионам и странам и которые сегодня признаются, в том числе представителями иных идеологий, в качестве универсальных человеческих ценностей. Среди них неотъемлемые права человека на духовные, политические, экономические свободы, конкуренция как основа экономического и политического развития общества, плюрализм политических течений и идеологий, их открытое свободное состязание и одновременно терпимость друг к другу, приоритет личности по отношению к обществу и государству, а общества по отношению к государству, гражданское общество и свободное формирование социальных взаимосвязей, корпоративных и общих норм и обязательств в качестве первоосновы человеческого общежития, разделение властей и правовое государство как основа функционирования политической власти.
ЧАСТЬ 1. XVII-XIX века: СТАНОВЛЕНИЕ
Глава 1. Великобритания: от Дж.Локка до У.Гладстона
Британская историческая традиция богата идейно-политическими истоками либерализма. Важное место среди них принадлежит государственно-правовым документам. Именно такой документ — Великая хартия вольностей 1215 года — широко признается в качестве идеологической первоосновы произрастания либеральной традиции в Великобритании. Впрочем, по классическим меркам "либеральное" содержание хар пюи скупо: так ее экономические мотивы ограничиваются защитой неприкосновенности собственности. Идейным источником либерализма должна быть признана s первую очередь политико-правовая часть, а 39-ый параграф хартии, провозгласивший, что ни один свободный человек не может быть арестован, заключен s тюрьму, лишен собственности, изгнан без судебного приговора пэров и s нарушение законов страны, звучит почти как классическая формулировка из концепции естественных и неотчуждаемых прав человека.
В британско-эволюционном духе идеи Великой хартии вольностей дополнялись и расширялись каждое последующее столетие. В том же ХШ столетии упрочился представительный характер верховной государственной власти: парламент включил в себя не только представителей земельной аристократии, но также городскую верхушку. Взаимоотношения монархии и парламента на протяжении последующих столетий стали центральным "местом" вызревания принципов разделения властей, смешанного правления, правового государства. Подлинный же прорыв в их утверждении произошел в XVII веке, который и можно считать главным веком формирования принципов либерализма в Великобритании.
Согласно концепции, широко принятой среди разных историографических шкал, XVII век стал векам рождения современной Великобритании, та есть оформления в ней основ либерального общестsa, сохраняющихся по сегодняшний день. Огромная, если не решающая раль s формировании либеральных принципов и основ принадлежала двум Английским революциям — середины и конца XVII века. Две эти революции традиционна противопоставляются многими историками как "кровавая" и "мирная" (" славная" ), однако очевидна преемственная связь между ними, KBK и то, что без радикальной очищающей и созидающей "работы" "кровавой" революции была бы невозможна легкая победа "славной революции", как и таржестso основ либерализма.
В канун революции середины XVII века лидеры парламента стали все более смело выдвигать либеральные лозунги. В Петиции о праве 1629 года прозвучал тот, ставший знаменитым принцип, что право налогообложения может принадлежать только представительному органу власти, как и позаимствованное из Великой хартии вольностей положение о неправомочности лишения кого либо собственности или заключения в тюрьму без надлежащего судебного рассмотрения и приговора. Реакция короля — роспуск парламента— привела к тому, что оппозиция укрылась под религиозными одеждами. Идеология релипюозного протестантизма продолжала пестовать либеральные принципы: невмешательство власти в экономические дела граждан, договорное и выборное формирование властей предержащих, личная ответственность индивидуума за свои поступки и дела.
Когда s 1640-ом году парламент собрался вновь, его программа включала уже набор характерных для либерализма экономических, социальных, политических и религиозных требований. Свобода промышленности и торговли, отмена государственных монополий, свободное распоряжение земельной собственностью, признание представительного органа власти, парламента, главным носителем государственного суверенитета и создание ответственного перед парламентом правительства, ликвидация власти монархии над церковью, — эти и ppyme требования прозвучали в "Великой ремонстрации" парламента в 1641 году. Для монархии они оказались неприемлемы, страна встала на путь революции.
Революция свершила прорыв s реализации и дальнейшей разработке тех принципов, которые вскоре вошли B классику либерализма. Экономические реформы сопровождались утверждением свободы предпринимательства, торговли, распоряжения собственностью, в том числе и провозглашением закона о свободе рыцарских держаний, что означало утверждение чистой буржуазной собственности на землю для ее главного держателя — дворянства. Еще более радикальными оказались политические реформы и идеи Великой Английской революции.
В революционном лагере двумя главными силами, выступавшими выразителями либерализма, были индепенденты и лейвллеры. И если индепенденты заняли умеренную позицию, ограничиваясь защитой уже известных принципов, в политической области прежде всего требованием перераспределения B интересах буржуазных слоев избирательных округов, то левеллеры встали на радикальную позицию и выдвинули ряд новых оригинальных доктрин и требований.
Среди историков не было и нет единства в оценке идейно-политического наследия левеллерав. Ряд исследователей, зачисляя Мввеллеров в "радикальные либералы", в то же время отказывали им в праве именоваться демократами. Но большинство авторов склоняется к тому, что левеллеры одними из первых в Англии попытались соединить либерализм с демократией. Данное мнение и представляется справедливым.
Левеллеры и их признанный лидер Д.Лильберн со всей определенностью преобразовали идею государственного верховенства парламента B концепцию государственного верховенства народа. В чеканных формулировках "Народного соглашения" 1647 года обьявлялось, что государственная власть может был.ь только продуктом общественнога договора, народ является подлинным и единственным сувереном нации. Концепции народного суверенитета и общественного договора, ставшие основополагающими и классическими в либеральной идеологии, были дополнены в левеллеровской программе целой серией необычайно смелых лемокватических тпеб~ п~и
Главными стали требования упразднения монархии и провозглашения Англии республикой, ликвидации палаты лордов и признания палаты общин единственной представительницей народного суверенитета, введения регулярных двухгодичных перевыборов парламента, наконец, перераспределения избирательных округов и расширения избирательного права'.
Одним из центральных в дискуссии левеллеров и индепендентов стал вопрос об избирательном праве. И если индепенденты объявили, что право собственности является, бесспорно, главенствующим, а к выборам могут допускаться только состоятельные люди, то левеллеры полагали, что право голоса не может увязываться с величиной состояния и что даже бедные, на независимые граждане могут участвовать в образовании государственной власти. Но вот в вопросе о том, кого из представителей малообеспеченных слоев мо,кно считать независимыми и допускать к выборам, среди левеллеров возникла разноголосица, которая то и породила различающиеся интерпретации идеологии левеллеров среди историков.
Господствующим среди левеллеров было все же мнение, 1то экономическая независимость, гарантирующая и независимость политического выбора, предполагает обладание определенной собственностью. По этой причине большинство людей, работающих по найму, среди них рабочие, ученики, домашние слуги, не могут быть наделены правом голоса. Но все англичане, имевшие земельные участки, лавочки, мастерские или даже арендаторы, работающие на самих себя, должны были, независимо от их достатка, получить избирательные права. Этот политический демократизм дополнялся у левеллеров и эгалитаризмом: они были противниками имущественных контрастов и полагали, что ликвидация нищеты, с одной стороны, и ограничения роскоши и богатства, с другой, только и являются надежной основой благоденствия и политических свобод нации2. Б целом левеллеры выступили зачинателями эгалитарно-демократического течения в либерализме.
Английская революция завершилась победой индепендентов. Провозглашенный ими республиканский строй вскоре сменился режимом личной власти О. Кромвеля. Новыи общественный порядок благоприятствовал развитию умеренных вариантов либерализма, и его JlaBHblMH выразителями в постреволюционный период выступили люди, близкие по взглядам индепендентам. Греди них наибольший вклад в либеральную идеологию внесли Джан Мильтон и Джеймс Гарринггон.
И Мильтон, и Гаррингтон отстаивали концепцию естественного состояния и естественных свобод людей как образца моделирования общественных отношений. Оба они способствовали дальнейшему развитию теории народного суверенитета и общественного договора как основы образования государственной власти. Оба считали образцовым республиканскии строй и теоретизировали о возможностях его сохранения в Англии. Наиболее весомые рассуждения при этом были выдвинуты Гарринггоном.
Гарринг~он активно разрабатывал тезис: норма государственного устройства зависит не столько от благих пожелании народа. по его заключению, тем, что три четверти земель находились в руках короны, аристократии и церкви. Когда же в первой половине XVII века "баланс собственности" радикально изменился, возникла объективная потребность и вазможность смены гасударственной формы на республиканскую. Только поддержание и развитие "народного баланса собственности" могло, по его убеждению, способствовать сохранению республики. В связи с этим в его главном произведении, "Республика Океания", в семнадцатой статье составленной им конституции образцового государства устанавливается твердый предел на доходы с земельной собспзеннасти (не более " тысяч фунтов в год дЛя одного индИвидуума). Эта и другие ограничительные меры должны были. по его мнению, привести к более равномерному распределению собственности, создать баланс, необходимый для поддержания республиканских устоев.
Г аррингтон развил также идеи "смешанного правления" и ротации государственных должностных лиц, занявших ва.кное место в идеологии либерализма. В отличие от левеллеров он полагал, что парламент должен состоять из двух палат, при этом верхняя должна олицетворять мудрость нации и формироваться из самых одаренных ат природы индивидуумов ("естественной аристократии" ), а нижняя
выражать интересы всего сообщества и избираться всеми гражданами. При этом как нижняя, так и верхняя палата должны подвергаться регулярной периодической ротации, ибо мудрецов и талантов в государстве гораздо больше, нежели мест в парламенте'.
Революционная эпоха принесла с собой целый сонм оригинальных доктрин. Но освоить, а тем более воплоттпь их в жизнь английскому обществу и его элите оказалось не по плечу. После же утверждения в Англии в ! 660-ые гады режима реставрации и возвращения на престол Стюартов либерализм и его выразители стали подвергаться гонениям (книги Мильтона были сожжены!). Но и возвращение к даревалюцианньtat порядкам была невозможным. Противники абсолютизма, объединившиеся в партию вигов, вели достаточно жесткое противоборство со своими оппонентами-тори, пытаясь сохранить наиболее важные в их глазах экономические и политические нововведения. В 1679 г. они даже смогли провести через парламент Хабеас корпус акт, который, развивая принципы Великой хартии вольностей, требовал, чтобы в случае ареста любому из задержанных была предъявлена обвинение, Соперничество же вигов и тари способствовало укреплению политического плюрализма.
l680-е гг. обнаружили, что навыи "баланс собственности", о котором так много рассуждал Гаррингтан и которому было дано даже арифметическое выражение, не давал шансов на увековечение феодальна-монархического строя. В l688 году вигская оппозиция смогла свершить бескровную — — "славную" революцию, которая уже окончат льна освободила Англию от Стюартов, утвердила конституционную парламентскую монархию и освятила буржуазные социально-экономические перемены предшествующего периода.
1688-ой гад подвел итоги радикальных общественных изменений B Англии. Он высветил и одобрил ту их "меру", которая оказалась приемлемой для двух групп английской элиты — дворянства и торгоно-финансовой буржуазии.
закреплявшем всю полноту законодательной власти за парламентом, лишавшем монарха каких либо законодательных прерогатив, но сохранявшем за ним власть исполнительную. Идеологическое выражение компромиссы английской элиты получили s "Двух трактатах о правительстве" Джона Локка, написанных еще до 1688 года, но опубликованных только после свершения Славной революции. Именно эти тракта па и были широко признаны классическим выражением либерализма: отсчет его принципов 'от рабат Локка ведется не только вАнглии, , но так же s США, других западных странах.
Трактаты Локка — это полнокровное, законченное во всех частях теоретическое и одновременно пропагандистское произведение. В то же время в них мало абсолютно четких, поддающихся однозначной трактовке выводов (именно этим в значительной мере определяотся нескончаемые дискуссии о Локке среди исследователей). Расплывчатость и даже противоречивость ряда выводов Локка могут быть объяснены именно тем, что он стремился найти общий знаменатель для разных социальных интересов в английском обществе, преддожить компромиссный вариант подходов для политических сил его века — индепендентов, левеллеров, вигов, тори. Взгляды всех их так или иначе отразились s его теории. Кроме того, идеи Локка предназначены и для разных исторических ситуаций: он советует, как жить в спокойные времена и как поступать в случае наступления общественного кризиса. И все же взгляды Локка — это не какая-то эклектика, которая обрекла бы его на место в ряду заурядных мыслителей. В его трактате заключен ряд ориптнальных идеологических конструкций, в которых чутко уловлены и выражены долговременные общие интересы элиты и всего общества. Это определило непреходящее значение идей Локка.
В своих трактатах Локк решительно встал на позицию естественно правового подхода к социально-политическому моделированию: признание естественных и неотъемлемых прав людей давало возможность поиска некоторых основополагающих, нерушимых общественных истин. Вместе с тем, подход Локка к естественным правам не лишен и своеобразного историзма: он прослеживает их изменение по мере взросления человека, его более тесного взаимодействия с окружающим миром и себе подобными. Ярче всего сочетание естественно-правового подхода и историзма проявилось в интерпретации Локком собственности: именно эта его, концепция признается большинством исследователей как главное теоретическое нововведение выдающегося мыслителя.
Не подлежит сомнению, что проблема собственности — главная для Локка, каковой она, впрочем, была для многих англичан его времени. По поводу ее было сломано немало копий: отталкиваясь от одного и того же естественно правового подхода, диггеры приходили к коммунистическим, левеллеры — к умеренно-эгалитарным, а виги — к буржуазно индивидуалистическим .выводам. Подход Локка — эта своего рода попытка разрешения этого спора.
Вся земля, рассуждал Локк, делая очевидный реверанс в сторону эгалитаристов, была создана как общее достояние. Но эта общественная собственность не могла сохраниться даже в естественном состоянии .в силу характера взаимоотношений людей с природой и самими собой. Как только человек пытался использовагь окружающую его среду, в первую очередь вкладывая свой труд в землю, он неизбежно и закономерно обращал обрабатываемый участок в свою собственность4. Если бы этого не происходило, трудовои энтузиазм индивидуума лишался бы смысла, у него не было бы стимула совершенствовать обработку и использование земли. Из этого рассуждения Локкы вытекали по крайней мере три важных заключения. Вопервых то, что частная собственность имела трудовое происхождение, а посему ее справедливость трудно было оспорить.,Во-вторых та, что без возникновения и признания частной собственности прогрессивное развитие общества было невозможно. В-третьих то, что обращение индивидуумом обрабатываемой им земли или добытых им продуктов в частную собственность не ущемляла интересов и вазможностей других индивидуумов, поскольку земельные просторы были необозримы и каждый, приложив труд к земле, 'маг добиться благ, полагаясь на свой талант и трудолюбие.
Как видно, в естественном состоянии, по Локку, существовала и общественная, и частная собственность, при этом образование част- HQH собственности отвечало интересам прогресса, было справедливо, не ущемляло ничьих интересов. Рассуждая далее, Локк вновь держал линию на примирение социальных сил и политических групп, чьи взгляды на частную собственность существенно расходились. Как бы апеллируя к тем, кто таковой не обладал, Локк отказывался от узко буржуазной трактовки частной собственности н включал в нее не только недвижимость и капитал, что было общепринята, но также труд и саму жизнь человека. В интерпретации Локка все люди оказываются собственниками, ибо все они распоряжаются своим трудам и жизнью, должны дорожить и гордиться этим правам, ничуть не меньшим по значению, чем право на недвижимость и капитал. И обращаясь уже ко всем слоям общества, Локк доказывал неизбежность и полезность возникновения неравенства во владении собственностью: с появлением обмена и денег возникает фундаментальная причина неравенства, а поскольку без денег цивилизованное существование невозможно, с ними, как и с неравенством, необходимоо примириться'.
Учение Локка о собственности прочно легло в основу либерализмы. Оно удовлетворяла интересы элиты и настраивало M;lccbI ны Восприятие частной собственности как естественного и неотьемлемого права индивидуума. Менее оригинальны, но также весомы были рассуждения Локка об общественном договоре и прыве ны революцию.
Идея общественного договоры, кык первооснов!ъ! образования гасудырсгвы, уже была достаточно прочно освоена в Лнглии. Локк добавил к ней ряд нововведений. Одно из них было добыто в дискуссии с тори, доказывавшими, что отношения власть предеря llllllx, тс есть монархов, и подданных строятся по аналогии ~ отношениями в семье между отцом и детьми, когды власть отца не требуе г ци coraысия, ни договора. Локк твердо огверг эту "патриархальную" концепцию государства, заявив, что природы и бог не даровали государю власть отца и что его прерогативы вытекают исключизельно и; общественного договоры, заключаемого по добровольному corлысию подданных. Локк не предполагал, чта общественные договоры должны периодически перезыклю иться, а государственная влыкть соответственно отменяться и создаваться вновь. Для поддержыния однажды созданной власти вполне, по его мнению, было пригодно "спокойное согласие" граждан, выражающих его периодически на выборах.
И все ке Локк не отрицал и возможности замены власти даже при помощи насильственной акции подданных. В данном слу|ае он воспроизводил и интерпретировал концепцию права народа на революцию, которую s csoe время твердо защищали Лильберн и Мильтон. Интерпретация Локка гораздо более осторожна. Право граждан на вооруженное сопротивление властям, по Локку, должно использоваться крайне редко, когда их права явно попраны и не остается никакой надежды устранить зло обычным конституционным способом. Но все же это право признавалось Локком недвусмысленно. Это вытекало из фундаментальной, ставшей для либерализма классической теоретической предпосылки: признание приоритета гражданского общества в отношении государства. Общество с естественными и неотъемлемыми правами индивидуумов на жизнь, свободу, собственность возникает раньше государства, последнее образуется в первую очередь для защиты этих прав, а посему их попрание, доказывал Локк, и создает легитимную основу для революционного ниспровержения тирании.
Локк с его осторожностью и склонностью к компромиссам все же может показаться Монбланом свободомыслия среди большинства тех английских идеологов и политиков, с именами которых связывают развитие либерализма в конце XVI! — первой половине XVII! веков. Современный британский историк Г.Дикинсон, автор блестящего исследования политической мысли Великобритании ХVIII века, даже полагал, что они вообще вряд ли были "подлинными либералами"~. Действительно, вигская идеология в первой половине XVIII века развивалась s направлении все большего смягчения суждений Локка, изменения предложенных им компромиссов в интересахх узких элитных групп, размывания либеральных принципов.
А ведь среди тех, кто в первой половине XVIII века принял эстафету от Локка, были яркие личности: А. Сидней, У. Блэкстоун, Д. !Ом, Г.Болинброк. Этот период исследователи даже называют эпохой Просвещения в Великобритании. Но то было своеобразное Просвещение: в отличие ат Франции или США, где эта идеология имела своим историческим предназначением подготовку первых либерально-демократических революций и отличалась смелостью, новизной, радикализмом британское Просвещение pi13BNBil /loch B стране, B Которой эпоха буржуазных революций свершилась и где пришедшие к власти буржуазные элиты были озабочены упрочением своега положения и прав, а не думали о мобилизации поддержки народа для завоевания политической власти. Постреволюционный характер британского Просвещения предопределил его умеренность.
Политическим триумфатором той эпохи была партия вигов, находившаяся у власти почти беспрерывно с конца XVI I века до 1770-х гг. В ее действиях обнаружилась тенденция установить как политическую. так и идеологическую монополию, которая бы надежно обслуживала интересы собственнических элит, утвердившихся у власти B результате перипетий XVII века. Концепция естественных и неотьемлемых прав человека все более и более втискивалась вигскими идеологами и политиками в прокрустово ложе защиты одного права
Дополнительная литература:
Halsall P.
Liberalism
See Main Page for a guide to all contents of all sections.
Contents
- Liberalism
- Utilitarianism
- Laissez-Faire Economics
- Radical Politics
- John Stuart Mill
- Welfare Liberalism
- Feminism
- Origins
- Political Feminism
- United States
- Britain
- Other Countries
- Prohibitionism
Liberalism
- Utilitarianism
- Laissez-Faire Economics
- Adam Smith: The Principle of the Mercantile System, 1776, from Wealth of Nations. [At this Site]
- Adam Smith: The Wealth of Nations, 1776, an epitome, [At this Site]
- Thomas R. Malthus (1766-1834): First Essay on Population, 1798, excerpts [At this Site]
- Thomas Malthus (1766-1834): An Essay on the Principles of Population, 1798 [At McMaster][Full Text]
- Thomas Malthus (1766-1834): The Corn Laws [At Yale][Full Text]
- Thomas Malthus (1766-1834): The Grounds of an Opinion on the Policy of Restricting the Importation of Foreign Corn [At Yale][Full Text]
- Thomas Malthus (1766-1834): The High Price of Provisions [At Yale][Full Text]
- Thomas Malthus (1766-1834): An Inquiry into the Nature and Progress of Rent [At Yale][Full Text]
- David Ricardo (1772-1823): The Iron Law of Wages, 1817, excerpts [At this Site]
- David Ricardo: The Principles of Political Economy, 1817, an epitome [At this Site]
- David Riccardo (1772-1823): Principles of Political Economy [At McMaster][Full Text]
- Pamphlet: In Defence of Laissez-Faire, c. 1840 [At this Site]
A British argument against the Ten Hour Acts.
- Radical Politics
- John Stuart Mill
- Other Liberalisms
- Welfare Liberalism
- John Stuart Mill (1806-73): Liberalism Evaluated, 1873, from his Autobiography [At this Site]
Mill discusses how his faith in Liberalism slipped away and he began tending towards Liberal Socialism (i.e., that of Hobhouse rather than the Fabians).
- Joseph Chamberlain: The Radical Programme, 1885 [At this Site]
- W. L. Blease: The New Liberalism, 1913 [At this Site]
On the emergence of social reformist/welfare liberalism, as in the British government of 1906.
- The Earl of Rosebery: The State of Liberalism, 1908 [At this Site]
- L. T. Hobhouse: Liberalism, 1911 [At this Site]
An early 20th century restatement of Liberalism which takes account of the Marxist challenge.
Feminism
- Origins
- Political Feminism
- United States
- WEB See Library of Congress: National Women's Suffrage Association Collection, 1848-1921 [At Library of Congress]
Full texts of 167 books and other documents.
- Seneca Falls Declaration, 1848 [At this Site]
- Sojourner Truth (1797-1883): 'An't I a Woman?', 1851 [At this Site]
A rough-hewn account.
- Sojourner Truth (1797-1883): 'Ain't I a Woman?', 1851 [At this Site]
The usual cleaned-up version.
- Oliver Gilbert: Narrative of Sojourner Truth, based on information provided by Sojourner Truth, 1850 [At Project Gutenberg]
- Woman's Rights Petition to the New York Legislature, 1854 [At Furman]
- Report of the Select Committee [On the Women's Rights Petition], In Assembly, March 27, 1854 [At Furman]
- Catherine Booth (1829-1890): Female Ministry: or, Woman's Right to Preach the Gospel, 1859 [At Indiana][Full Text]
- Susan B. Anthony (1820-1906): On Women's Right to Vote, 1873 [At this Site]
- 2ND Patricia Cline Cohen: The Murder of Helen Jewett The Life and Death of a Prostitute in Nineteenth-Century New York, Chapter 1 [At NY Times: you will be asked to "sign up" to access the text]
- Hearing of the Women Suffrage Association, before the House Committee on the Judiciary, January 18, 1892 [At Hanover]
- Frances E. Willard (1839-1898): Address to Women's National Council, February 22-25, 1891 [At this Site]
- Margaret Sanger (1883-1966): Autobiography, excerpts [At this Site]
On why she became a crusader for birth control.
- Margaret Sanger (1883-1966):Woman and the New Race, 1920 [Full Text][At Project Gutenberg]
Note: this link is to an edition published as an "Eugenics classic" by the "American Life League". The text is intact (Chapter was 8 checked).
- Margaret Sanger (1883-1966): The Pivot of Civilization, full text [At Project Gutenberg]
- WEB Suffragists Oral History Project [At Berkeley]
- Jane Addams: Why Women Should Vote, 1915 [At this Site]
- The Passage of the 19th Amendment, articles from the New York Times, 1919-1920 [At this Site]
- Britain
- Other Countries
- Prohibitionism
- Abraham Lincoln: Temperance Address: Delivered before the Springfield (Illinois) Washington Temperance Society,22d February, 1842 [At Drug Library]
- H. H. Kane: A Hashish-House in New York, Harper's Monthly, Vol. 67 (November, 1883), 944-49. [At Drug Library]
- F. E. Oliver, M.D. : The Use and Abuse of Opium, Massachusetts State Board of Health, Third Annual Report (Boston: Wright and Potter, State Printers, 1872), 162-77. [At Drug Library]
- Anonymous: Confessions of a Young Lady Laudanum-Drinker, The Journal of Mental Sciences January 1889
- The Woman's Crusade of 1873-74 [At Drug Library]
A high point of anti-liquor/drugs activity.
- Woman's Christian Temperance Union: Growth of Membership and of Local, Auxiliary Unions, 1879-1921 [At this Site]
- 2ND Richard Hamm: American Prohibitionists and Violence, 1865-1920 [At Schaffer Drug Library]
|
Английский либерализм Нового времени:
Поискать «Английский либерализм Нового времени» в других поисковых системах: Google Mail.ru Bing
...Пикет членов партии "либеральная Россия" у зданияанглийского...
Все видеоролики
Дж.Лильберн: Джон Лилбёрн (англ. John Lilburne; 1614 — 29 августа 1657) — активный участникАнглийской буржуазной революции, лидер левеллеров, воевал в первой гражданской войне в чине подполковника на стороне парламента, в 1645 при формировании О. Кромвелем и парламентом армии нового образца ушёл с военной службы (несмотря на то, что ему предлагали высокий командный пост) по политическим и идеологическим соображениям (нежелание присягать Ковенанту), первоначально поддерживал партию индепендентов, позже один из идеологов радикально настроенной партии левеллеров (уравнителей); Дж.Мильтон: Джон Мильтон(Milton) (9.12.1608, Лондон, - 8.11.1674, там же), английский поэт, политический деятель, мыслитель. Сын нотариуса, близкого пуританским кругам. В 1632 году окончил Кембриджский университет, получив степень магистра искусств. Уже в ранних произведениях Мильтона (сочинения философского характера, стихи на английском и латинском языках) сказалось знакомство Мильтона с философией Ф. Бэкона и др., его близость к пуританской поэзии: "Жизнерадостный" и "Задумчивый" - лирический диптих; драматическая поэма "Комус" - аллегория борьбы целомудрия с пороком. В 1638 году Мильтон опубликовал элегию "Люсидас", полную намёков на религиозно-политическую борьбу в Англии. В 1638-1639 годах жил в Италии, в 1639 году вернулся на родину, чтобы выступить против т. н. епископальной церкви; борьба против неё была прелюдией борьбы против монархического строя. В период Английской буржуазной революции 17 века Мильтон - выдающийся публицист, сторонник индепендентов. В защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет "Ареопагитика" (1644, рус. пер. 1907). Книга "Иконоборец" (1649), обосновывающая осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства, открывает полемику с роялистскими памфлетистами Англии и континентальной Европы. В двух памфлетах "Защита английского народа" (1650 и 1654) Мильтон выступил последователем тираноборческих теорий 16 века, поборником суверенитета английской республики. В 1649-1652 годах в должности "латинского секретаря" вёл международную государственную переписку; сотрудничал в официозном журнале "Меркуриус политикус". Неоднократно высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, порицая нарушение прерогатив парламента, отсутствие религиозной свободы, расправу с демократическим движением. В памфлетах 1659-1660 годов Мильтон предупреждает о том, что торжество Реставрации приведёт к возрождению тирании. К этому времени относятся его переводы псалмов и сонеты.
После реставрации Стюартов (1660) сочинения Мильтона "Иконоборец" и оба памфлета "Защита английского народа" были публично сожжены. Избежав тюрьмы и смерти, Мильтон вёл уединённую жизнь. Его бедствия усугубила слепота. В этот период напряжённого творчества им созданы поэмы на библейском материале "Потерянный рай" (1667) и "Возвращенный рай" (1671), а также "История Британии" (1670). В первой говорится о закономерности восстания против самого бога. Мятежный образ Сатаны, при всём противоречии, которое проявил Мильтон в оценке его действий, титаничен и глубоко привлекателен, как и образы людей, нарушающих божью заповедь. Гуманист, боровшийся в Мильтоне с богобоязненным пуританином, определил сложный, противоречивый идейно-художественный комплекс поэмы. Вторая поэма Мильтона слабее, хотя и в ней содержится идея борьбы. Творческий путь Мильтон закончил блестящей трагедией "Самсон-борец" (1671, рус. пер. 1911), славящей неисчерпаемые силы народного сопротивления тирании. Творческая эволюция Мильтона шла от традиций Позднего Ренессанса к выработке самостоятельного стиля, в котором намечается общая классицистическая тенденция. Воздействие Мильтона на развитие европейской поэзии прослеживается вплоть до 30-х годов 19 века. Английского поэта и мыслителя знали и высоко ценили в России 18-19 веков, и сам Мильтон проявил интерес к России, посвятив ей "Краткую историю Московии" (1682, рус. пер. под названием "Московия Джона Мильтона", 1875);Дж.Гаррингтон: Джеймс Гаррингтон(7 ноября 1614, Алтон — 11 сентября 1677, Лондон) —английский публицист, теоретик «классического республиканизма», идеолог буржуазии и так называемого «нового дворянства»; Дж.Локк: (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет,Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма илиберализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитиеэпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости; А. Смит: (англ. Adam Smith); крещён и возможно родился 5 июня(16 июня) 1723, Керколди, Шотландия, Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия,Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современнойэкономической теории.Э.Берк: (англ. Edmund Burke; 12 января 1729, Дублин — 9 июля 1797, Биконсфилд,Бакингемшир) — английский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения, идейный родоначальник британского консерватизма;Т. Пейн: (англ. Thomas Paine; 29 января 1737 — 8 июня1809) — англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный «крёстным отцом США». Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл» (1776). В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позицийПросвещения, за что был избран в Конвент в 1792 году (хотя не говорил по-французски). В 1794 году написал важнейший философский труд «Век разума», проникнутый идеями деизма и верой в торжество разума; У. Коббет: (англ. William Cobbett; 9 марта 1763, Фарнем, Суррей — 18 июня 1835, близ Гилфорда) —английский публицист, памфлетист и историк. Выступал с критикой многих сущетсвующих в Великобритании порядков, в частности, требовал реформы парламента и упразднения «гнилых местечек»; Д. Рикардо: (англ. David Ricardo, 18 апреля 1772, Лондон — 11 сентября 1823, Гатком-Парк) — английский экономист, классикполитической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита, выявил закономерную в условияхсвободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. Развил идеи Адама Смита о том, что стоимость товаров определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта стоимость распределяется между различными классами общества. ;Дж. С. Милль: (англ. James Mill; 6 апреля1773, Нортуотер-Бридж, Шотландия — 23 июня 1836, Кенсингтон) — шотландский экономист, представительклассической школы, «рикардианец». Окончил Эдинбургский университет. Отец Дж. С. Милля. Был пастором; позже отказался от сана. Служил в Ост — Индской компании;Т.Мальтус: (англ. Thomas Robert Malthus, своё среднее имя он обычно опускал; 1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле;Р.Кобден: (англ. Richard Cobden, 3 июня 1804, Данфорд-Фарм, близ Мидхерста, Суссекс — 2 апреля 1865,Лондон) — английский политический деятель, лидер фритредеров.Фабрикант, член палаты общин в 1841—1857 и 1859—1865. Был одним из руководителей основанной в 1838 Лиги против хлебных законов. Добивался отмены привилегий земельной аристократии, пропагандировал систему неограниченной конкуренции, свободу торговли. Выступал против фабричного законодательства и профсоюзов как «недопустимой монополии». С позицийпацифизма ратовал за сокращение вооружений, международный арбитраж, резко критиковал внешнюю политикуПальмерстона. В 1848—1853 принимал участие в организации серии всеобщих конгрессов мира в Брюсселе,Париже, Франкфурте, Лондоне, Манчестере, Эдинбурге; Дж.Брайт: (Bright, John) (1811-89), англ, политик. Активный сторонник радикальных мер в викторианской Англии, один из основателей Лиги борьбы против хлебных законов, вместе с ее лидером Кобденом выступал за свободную торговлю (фритредерство). Б. отстаивал ликвидацию Ост-Индской компании, поддерживал северян в Тражданской войне в США, активно содействовал принятию в 1867 г. второй парламентской реформы и оказывал помощь Гладстону в подготовке зем. реформы в Ирландии. К концу жизни стал ярым противником гомруля; И.Бентам: (англ. Jeremy Bentham; 15 февраля1748, Лондон — 6 июня 1832, Лондон) — английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма;Д.Морлей: [Jonn Morley, с 1908 — Morley of Blackburn, 1838—] — английский писатель и политический деятель, прошедший школу английского буржуазного позитивизма, которому он остался верен всю жизнь. Свободомыслящий либерал и антиклерикал, неоднократно занимавший министерские посты; Дж.Актон:(1834—1902), английский историк. Его очерки и лекции вышли в сборниках «История свободы и другие очерки», «Исторические очерки и исследования» и др; Т.Грин:(Green) Томас Хилл (7. 4. 1836, Биркин, Йоркшир, — 26. 3. 1882, Оксфорд), английский философ-идеалист, представитель неогегельянства. Профессор Оксфордского университета (с 1878). Под влиянием немецкого классического идеализма, в особенности философии Г. Гегеля, выступил против господствовавшего в Англии позитивизма (Дж. Милль, Г. Спенсер), призывая от традиций, идущих от Дж. Локка и Д. Юма, повернуть к философии абсолютного идеализма. Г. утверждал, что действительность — это система отношений, продуцируемая "всеобщим сознанием", богом, по отношению к которому индивидуальное сознание является вторичным. В этике Г. выступал против утилитаризма, понимая мораль как самоопределение индивидуальной воли, соотносящей себя с требованиями существующего общества. Прогресс общества сводил к прогрессу самосознания личностей. Сочинения Г. опубликованы посмертно; У.Гладстон: (англ. William Ewart Gladstone; 29 декабря 1809, Ливерпуль — 19 мая 1898) — английский государственный деятель и писатель, 41-й (декабрь 1868 — февраль 1874 года), 43-й (апрель 1880 — июнь 1885 года), 45-й (февраль — август1886 года) и 47-й (август 1892 — февраль 1894 года) премьер-министр Великобритании;Дж. Чемберлен:(англ. Joseph Chamberlain; 8 июля 1836 — 2 июля 1914) — британский фабрикант, один из самых успешных и влиятельных политиков викторианской Англии. Единственный член кабинета министров, не имевший университетского образования. Вдохновитель англо-бурской войны 1899—1902 годов. Отец Остина иНевилла Чемберленов. Его имя носит центральная площадь города Бирмингема.
Два лика американского либерализма:
Поискать «Два лика американского либерализма» в других поисковых системах: Google Mail.ru Bing
Л.Харц: (англ. Louis Hartz, 8 апреля 1919, Янгстаун, Огайо — 20 января 1986, Стамбул) — американскийполитолог и влиятельный либеральный сторонник идеи американской исключительности (American exceptionalism);А. Гамильтон: (англ. Alexander Hamilton, 11 января 1755/1757—1804) — государственный деятельСША, видный деятель Первой американской буржуазной революции (Войны за независимость США). Идеолог и руководитель Партии федералистов с момента её создания. Автор программы ускоренного торгово-промышленного развития США, 1-й министр финансов США; Д.Адамс: (англ. John Quincy Adams; 11 июля 1767 года,Брэйнтри (англ.)русск., провинция Массачусетс-Бэй — 28 февраля 1848 года, Вашингтон) — 6-й Президент США (1825—1829) и первый официальный посланник США в России (1809—1814); старший сын второго президента СШАДжона Адамса; Д.Мэдисон: (англ. James Madison; 16 марта 1751 года, порт Конуэй, штат Виргиния — 28 июня 1836 года, Монтпелиэр, штат Виргиния) — четвёртый президент США, один из ключевых авторов Конституции США; Дж.Вашингтон: (англ. George Washington; 22 февраля 1732 года[2][3], Бриджс-Крик, штатВиргиния — 14 декабря 1799 года, Маунт-Вернон, штат Виргиния) — американский государственный деятель, первый президент Соединённых Штатов Америки (1789—97), Отец-основатель США, главнокомандующийКонтинентальной армии, участник войны за независимость, создатель американского института президентства;Т.Джефферсон: (англ. Thomas Jefferson; 13 апреля 1743 года, Шэдуэлл (англ.)русск., колония Виргиния (англ.)русск. — 4 июля 1826 года, Шарлотсвилл, штат Виргиния) — видный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США в 1801—1809, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. Основными событиями его президентства, успешного для страны, были покупка у Франции Луизианы (1803) иэкспедиция Льюиса и Кларка (1804—1806); Д.Мейсон: (англ. George Mason IV, 11 декабря 1725—7 октября 1792) — американский политик, один из авторов Билля о правах.Родился в богатой виргинской семье;Б.Франклин: (англ. Benjamin Franklin; 17 января 1706 — 17 апреля 1790) — политический деятель,дипломат, учёный, изобретатель, журналист, издатель, масон[1]. Один из лидеров войны за независимость США. Один из разработчиков дизайна Большой Государственной Печати США (Великой печати). Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук; Э.Джексон: (англ. Andrew Jackson, 15 марта1767 года, Уэксхоу, штат Южная Каролина, — 8 июня 1845 года, Нэшвилл, штат Теннесси) — 7-й Президент США(1829-1837). Первый президент США, избранный как кандидат от Демократической партии; считается одним из её основателей; А. Линкольн: (англ. Abraham Lincoln [ˈeɪbrəhæm ˈlɪŋkən]) (12 февраля 1809 года, Ходженвилл, штат Кентукки, — 15 апреля 1865 года, Вашингтон) — американский государственный деятель, 16-йпрезидент США (1861—1865) и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории. Вырос в семье бедного фермера. С ранних лет занимался физическим трудом. Из-за тяжёлого материального положения семьи посещал школу не более года, но сумел выучиться грамоте и полюбил книги. Став совершеннолетним, начал самостоятельную жизнь, занимался самообразованием, сдал экзамены и получил разрешение на адвокатскую практику. Во время восстания индейцев в Иллинойсе вступил в ополчение, был избран капитаном, но в боевых действиях не участвовал. Был также членом Законодательного Собрания Иллинойса, Палаты ПредставителейКонгресса США, в которой выступал против американо-мексиканской войны. В 1858 году стал кандидатом всенаторы США, но проиграл выборы; Д.Б.Кларк: (англ. John Bates Clark; 26 января 1847, Провиденс, штат Род-Айленд — 21 марта 1938, Нью-Йорк) — основатель американской школы маржинализма[1], маржиналист, автор теории предельной производительности; Г.Спенсер: (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820,Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит иМальтус; Э.Карнеги: (англ. Andrew Carnegie, МФА: [ˈændru 'kɑɹnəgi]; 25 ноября 1835 — 11 августа1919) — американский предприниматель, крупный сталепромышленник, мультимиллионер;Дж.Рокфеллер: (англ. John Davison Rockefeller; 8 июля 1839, Ричфорд, штат Нью-Йорк — 23 мая1937, Ормонд Бич, Флорида) — американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер[2][3]в истории человечества; У.Самнер: (30 октября 1840, Патерсон, Нью-Джерси, США — 12 мая 1910,Энглвуд, Нью-Джерси, США) — американский социолог, философ, экономист и публицист, профессор политических и социальных наук Йельского университета; Дж.Кэлхун: (англ. John Caldwell Calhoun, ; 18 марта 1782 — 31 марта 1850) — один из наиболее влиятельных политиков в истории США, главный идеолог рабовладельческой политики южных штатов и лоббист их интересов в федеральном правительстве. Первый вице-президент США, родившийся после провозглашения независимости, и один из двух (второй — Спиро Агню), ушедших в отставку. Его идеи использовались для обоснования сецессии южных штатов и создания КША; Л.Уорд: (Lester Frank Ward; 18 июня 1841 — 18 апреля 1913) — основатель психологического эволюционизма. Родился, жил и умер в Америке. Первый президент Американского социологического сообщества; Р.Эли: Ричард Теодор Эли(англ. Richard Theodore Ely; 13 апреля 1854, Рипли, шт. Нью-Йорк — 4 октября 1943, Олд Лайм, шт. Коннектикут) — американский экономист. Учился в Колумбийском и Гейдельбергском университетах. Доктор философии (Ph. D.) иправа (LL.D.). Преподавал в университете Джона Гопкинса и Висконсинском университете. ПрезидентАмериканской экономической ассоциации (1900-01).
Трудные судьбы французского либерализма:
Поискать «Трудные судьбы французского либерализма» в других поисковых системах: Google Mail.ru Bing
Ш.-Л.Монтескье: (Шарль-Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и де Монтескьёфр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей[1]; А. Токвиль: (Алекси́с-Шарль-Анри Клерель де Токви́льфр. Alexis-Charles-Henri Clérel de Tocqueville; 29 июля 1805, Париж, — 16 апреля 1859, Канны) —французский политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел Франции (1849). Более всего известен как автор историко-политического трактата «Демократия в Америке» (2 тома, 1835, 1840), который называют «одновременно лучшей книгой о демократии и лучшей книгой об Америке»;Вольтер: (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) — один из крупнейших французских философов-просветителейXVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; А. Тюрго: Анн Робер Жак Тюрго(фр. Anne Robert Jacques Turgot, baron de l’Aulne, барон д’Ольн; 10 мая 1727 — 18 марта 1781) — французскийэкономист и государственный деятель. Вошел в историю как один из основоположников экономического либерализма.(фр. Anne Robert Jacques Turgot, baron de l’Aulne, барон д’Ольн; 10 мая 1727 — 18 марта 1781) — французский экономист и государственный деятель. Вошел в историю как один из основоположниковэкономического либерализма; Э.-Ж.Сийес: Эммануэ́ль-Жозе́ф Сийе́с, широко известный как аббат Сийес, l’abbé Sieyès (фр. Emmanuel Joseph Sieyès, 3 мая 1748, Фрежюс — 20 июня 1836, Париж) — французский политический деятель. Более правильное, хотя менее распространённое произношение — Сиейес [sjejɛs]. ;Дестют де Траси: (фр. Antoine Louis Claude Destutt de Tracy; 20 июля 1754 — 9 марта 1836) — видный французский философ, политик и экономист. Ввел в употребление термин «идеология»; Жермена Сталь: Анна-Луиза Жермена, баронесса де Сталь-Гольштейн фр. Anne-Louise Germaine baronne de Staël-Holstein), известная просто как мадам де Сталь (фр. Madame de Staël; 1766 — 1817) — знаменитая французская писательница, дочь видного государственного деятеля Жака Неккера. ; Б. Констан: Анри́-Бенжаме́н Конста́н де Ребе́к, фр. Henri-Benjamin Constant de Rebecque (25 октября 1767, Лозанна, Швейцария—8 декабря1830) — французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции,бонапартизма и Реставрации. ; Ф.Р.Шатобриан: Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель и дипломат, один из первых представителей романтизма во французской литературе. ; Г.Барант: барон Амабль Гийом Проспер Брюжьер де Барант (1782—1866) — французский историк, публицист, дипломат и политический деятель, почётный член Петербургской академии наук; П.Руайе-Коллар: Руайе-Коллар (Royer-Collard) Пьер Поль (21.6.1763, Сомпюи, — 4.9.1845, Шатовьё), французский политический деятель, философ. Член Французской академии (1827). Ф.Гизо: Франсуа́ Пьер Гийом Гизо́ (фр. François Pierre Guillaume Guizot, 4 октября 1787, Ним — 12 сентября 1874, Валь-Рише) — французский историк, критик, политический и государственный деятель. В.Кузен: Виктор Кузен (фр. Victor Cousin; 28 ноября 1792, Париж, Франция —14 января 1867, Канны, Франция) — французский философ и политический деятель. Член Французской академии. ; Ф.Вильмен: Абель Франсуа Вильмен (фр. Abel François Villemain; 1790—1870) — французский писатель и государственный деятель; Э.Лабуле: Эдуар Рене Лефевр де Лабулэ (фр. Édouard René Lefebvre de Laboulaye; 18 января 1811, Париж — 25 мая 1883, Париж) — французский писатель, учёный, правовед, педагог, публицист и политический деятель. Отец Антуана Лабулэ. Брат Шарля Пьера Лабулэ; А. Тьер: Луи́ Адо́льф Тье́р (фр. Louis-Adolphe Thiers) (15 апреля 1797 года, Марсель, — 3 сентября 1877 года, Сен-Жермен-ан-Ле) — французский политический деятель и историк. Автор трудов по истории Великой французской революции. При Июльской монархии — несколько раз премьер-министр Франции. Первый президент французской Третьей республики (временный, до принятия конституции, 1871—1873). Член Французской академии (1833); Ж. Греви: Жюль Греви́ (фр. (François-Paul-)Jules Grévy) (15 августа 1807 года, Мон-су-Водре, деп. Юра, — 9 сентября 1891 года, Мон-су-Водре, деп. Юра) — французский политический деятель, президент Франции (Третья республика, 1879—1887). Первый президент Франции, бывший убеждённым республиканцем и активно противостоявший реставрации монархии.
Пути и драмы немецкого либерализма
Поискать «Пути и драмы немецкого либерализма» в других поисковых системах: Google Mail.ru Bing
[русские субтитры] - Немецкое телевидение насмехается над Майданом...
Все видеоролики
Теоретические основы.- На заре немецкого либерализма. —Проблема гражданского общества.—«Государственный лексикон» - библия либерализма. —Проблема конституционализма.— Либерализм и создание империи.— Либерализм в эпоху империализма. Фридрих Лист: ; Э.-Р.Хубер: ; Ф.-К.Дальман: ; Р. фон Моль: ; В. Гумбольдт: ; И. Кант: ; Ф.Гегель: ; Штейн: ; Гарденберг: ; К.Роттек: ; К.-Т.Велькер: ; Р.Вирхов: ; Ф.Вальдек: ; Ф.Дункер: ; Ф.Шульце-Делиг: ; О. Бисмарк: ; О. Рихтер: ; Э.Ласкер: ; Р.Беннингсен: ; И. Микель: ; Х. фон Герлах: ; Л.Квидде: ; Т.Барт: ; Г.Риккерт: ; В.Шюкинг: ; Р.Брейтшейд: ; Макс Вебер: ; Ф.Науман: ; Л.Бамбергер: ; Гуго Пройс: .
Поискать «немецкий либерализм в эпоху империализма» в других поисковых системах: Google Mail.ru Bing
Поискать «немецкий либерализм и создание империи.» в других поисковых системах: Google Mail.ru Bing
Поискать «Проблема конституционализма. в немецком либерализме» в других поисковых системах: GoogleMail.ru Bing
...htc desire hd a9191 2 sim ос android скачай легко Android 4 0 проблемы avi
Все видеоролики
Поискать «немецкий либерализм «Государственный лексикон» - биб..» в других поисковых системах:Google Mail.ru Bing
Поискать «Проблема гражданского общества в немецком либерализм..» в других поисковых системах:Google Mail.ru Bing
Венедиктов на Громадському Тв - Гражданское общество - Публикации...
Все видеоролики
Поискать «зарождение немецкого либерализма» в других поисковых системах: Google Mail.ru Bing
...ли чистить крышу от снега - Форум - Охрана труда - Жизнь немецких...
Все видеоролики
Поискать «Теоретические основы немецкого либерализма» в других поисковых системах: Google Mail.ru Bing
Италия: от либеральных идей к либеральному государству:
Поискать «Италия: от либеральных идей к либеральному государст..» в других поисковых системах: GoogleMail.ru Bing
Д.Вико: ; Л.Муратори: ; П.Верри: ; Ч.Беккариа: ; Марио Пагано: ; В.Куоко: ; Г.Филанджери: ; В. Альфьери: ; Н.Спедальери: ; К.Лауберг: ; Дж.Романьози: ; М. д'Адзелио: ; В.Джоберти: ; Дж.Дурнадо: ; Ч.Бальбо: ; К.Кавур: ; Дж.Мадзини: ; К.Каттанео: ; Ф.Буонаротти: ; М.Мингетти: ; Ф. де Санктис: ; Л.Луццатти: ; Ф.Криспи: ; Депретис: ; Альберто Марио: .