Перевод

Германия ,Франции и Нидерланды добились урегулирования религиозной проблемой посредством войны, и в каждом случае решение содержало оригинальные аспекты. В Германии применялась территориальная формула cuius regio, eius religio, то есть в каждом мелком государстве население должно было соответствовать религии правителя. Во Франции  Нантский эдикт 1598 года предоставлял протестантским гугенотам терпимое отношение со стороны государства, а также политические и военные средства защиты привилегий, которых они добивались. Южный Нидерланды и Испания оставались католическими странами, тогда как  голландские провинции сформировали независимую протестантскую федерацию, в которой республиканские и династические традиции были основательно сбалансированы. Терпимостькатоликов в отношении протестантов на всём Европейском континенте была обусловлена политической необходимостью (стремлением избежать религиозных войн между европейцами.  

Бывали случаи, когда Войны Религий принимали вид наднационального конфликта между Реформацией и Контрреформацией. Испанский, Савойярд и папские войска поддерживали католическое дело во Франции против гугенотов, которым помогали протестантские князья в Англии и Германии. В Нидерландах вмешались английская, французская и немецкая армии; и в море голландцы, гугеноты и английские корсары сражались в битве за Атлантику против испанского чемпиона Контрреформации. В 1588 году уничтожение испанской Армады против Англии было тесно связано с прогрессом борьбы во Франции и Нидерландах.

За этой идеологической группировкой власти преобладали национальные, династические и корыстные интересы. Лютеранский князь Морис Саксонский помог Карлу V в первом Шмалкальдская война в 1547 году, чтобы выиграть саксонское электоральное достоинство у его двоюродного брата-протестанта, Джона Фредерика; в то время как католический король Генрих II из Франции поддержал лютеранское дело во второй Шмалькальдской войне в 1552 году, чтобы закрепить французские базы в Лотарингии. Джон Казимир из Пфальца, кальвинистский чемпион протестантизма во Франции и странах с низким уровнем, поддерживал понимание с соседними князьями Лотарингии, которые вели ультракатолический Священная лига во Франции. Во французских конфликтах лютеранские немецкие князья служили против гугенотов, а наемные армии с обеих сторон часто сражались с защитниками своей религии. С одной стороны, глубокие дивизии отделяли кальвинистов от лютеранских; и, с другой стороны, политические соображения убедили умеренную католическую фракцию «Политики» противостоять Святой Лиге. Национальные и религиозные аспекты внешней политики испанского короля  Филипп II  не всегда были взаимосвязаны. Взаимное недоверие существовало между ним и его французскими союзниками, семьей Гиза, из-за амбиций их племянницы Мэри Стюарт . Его стремление увековечить французскую слабость через гражданскую войну привело его к тому, чтобы договориться с лидером гугенотов, Генриха Наваррского (впоследствии Генриха IV Франции). Его политика религиозного единства в Нидерландах отчуждала самую богатую и процветающую часть его владений. Наконец, его стремление сделать Англию и Францию ​​спутники Испании ослабили его способность подавлять протестантизм в обеих странах.

В 1562 году, через семь лет после того, как Аугсбургский мир 1555 г. установил перемирие в Германии, закрепив территориадльную и религиозную раздробленность этой страны, Франция стала центром религиозных войн, которые длились с краткими перерывами в течение 36 лет. Политические интересы аристократии и шаткая политика равновесия, проводимая вдовой Генриха II, Кэтрин де Медисис, только продлевала эти конфликты. После периода войны и резни, в которой зверства Святого Варфоломея (1572 г.) были симптоматичны фанатизму эпохи, сопротивление гугенотов короне было заменено католической оппозицией политике примирения монархии протестантам дома и анти-испанские союзы за рубежом. Восстание Святой Лиги против перспективы протестантского короля в лице Генриха Наваррского освободило новые силы среди католических низших классов, которые аристократическое руководство не могло контролировать. В конце концов Генрих победил на трон после исчезновения линии Валуа, преодолел сепаратистские тенденции в провинциях и обеспечил мир, приняв католичество. Политика династии Бурбонов возобновил традицию Фрэнсиса I, и под более поздним руководством кардинала Ришелье был реализован потенциальный авторитет монархии.

В Нидерландах мудрая бургундская политика Карла V была в значительной степени оставлена ​​Филиппом II и его лейтенантами. Налогообложение, инквизиция и подавление привилегий на какое-то время спровоцировали совместное сопротивление католиков и протестантов. Дом Апельсина, представленный Уильям I Тихий и Луис Нассау , выступал в центре восстания; и в нелегальной и гибкой личности Уильяма повстанцы нашли руководство во многом похожим на поведение Генриха Наваррского. Мешок города Антверпен мятежным испанским солдатом в 1576 году (через три года после увольнения самодержавного и способного губернатора Филиппа II герцога де Альба) завершился коммерческий спад крупнейшего экономического актива Испании. В 1579 году Алессандро Фарнезе, герцог Парма, удалось восстановить верность католических провинций, а протестантский север объявил о своей независимости. Вмешательство Франции и Англии не смогло обеспечить поражение Испании, но разгон Армады и утечка ресурсов Пармы для оказания помощи Святой Лиге во Франции позволили Соединенным провинциям Нидерландов выжить. 12-летнее перемирие было обсуждено в 1609 году, и когда кампания началась снова, она слилась с общим конфликтом Тридцатилетней войны, который, как и другие войны религии этого периода, велся в основном за конфессиональную безопасность и политическую выгоду.

жжжжжжжжжжжжжжж