Германия ,Франции и Нидерланды добились урегулирования религиозной проблемой посредством войны, и в каждом случае решение содержало оригинальные аспекты. В Германии применялась территориальная формула cuius regio, eius religio, то есть в каждом мелком государстве население должно было соответствовать религии правителя. Во Франции Нантский эдикт 1598 года предоставлял протестантским гугенотам терпимое отношение со стороны государства, а также политические и военные средства защиты привилегий, которых они добивались. Южный Нидерланды и Испания оставались католическими странами, тогда как голландские провинции сформировали независимую протестантскую федерацию, в которой республиканские и династические традиции были основательно сбалансированы. Терпимостькатоликов в отношении протестантов на всём Европейском континенте была обусловлена политической необходимостью (стремлением избежать религиозных войн между европейцами.
Бывали случаи, когда Войны Религий принимали вид наднационального конфликта между Реформацией и Контрреформацией. Испанский, Савойярд и папские войска поддерживали католическое дело во Франции против гугенотов, которым помогали протестантские князья в Англии и Германии. В Нидерландах вмешались английская, французская и немецкая армии; и в море голландцы, гугеноты и английские корсары сражались в битве за Атлантику против испанского чемпиона Контрреформации. В 1588 году уничтожение испанской Армады против Англии было тесно связано с прогрессом борьбы во Франции и Нидерландах.
За этой идеологической группировкой власти преобладали национальные, династические и корыстные интересы. Лютеранский князь Морис Саксонский помог Карлу V в первом Шмалкальдская война в 1547 году, чтобы выиграть саксонское электоральное достоинство у его двоюродного брата-протестанта, Джона Фредерика; в то время как католический король Генрих II из Франции поддержал лютеранское дело во второй Шмалькальдской войне в 1552 году, чтобы закрепить французские базы в Лотарингии. Джон Казимир из Пфальца, кальвинистский чемпион протестантизма во Франции и странах с низким уровнем, поддерживал понимание с соседними князьями Лотарингии, которые вели ультракатолический Священная лига во Франции. Во французских конфликтах лютеранские немецкие князья служили против гугенотов, а наемные армии с обеих сторон часто сражались с защитниками своей религии. С одной стороны, глубокие дивизии отделяли кальвинистов от лютеранских; и, с другой стороны, политические соображения убедили умеренную католическую фракцию «Политики» противостоять Святой Лиге. Национальные и религиозные аспекты внешней политики испанского короля Филипп II не всегда были взаимосвязаны. Взаимное недоверие существовало между ним и его французскими союзниками, семьей Гиза, из-за амбиций их племянницы Мэри Стюарт . Его стремление увековечить французскую слабость через гражданскую войну привело его к тому, чтобы договориться с лидером гугенотов, Генриха Наваррского (впоследствии Генриха IV Франции). Его политика религиозного единства в Нидерландах отчуждала самую богатую и процветающую часть его владений. Наконец, его стремление сделать Англию и Францию спутники Испании ослабили его способность подавлять протестантизм в обеих странах.
В 1562 году, через семь лет после того, как Аугсбургский мир 1555 г. установил перемирие в Германии, закрепив территориадльную и религиозную раздробленность этой страны, Франция стала центром религиозных войн, которые длились с краткими перерывами в течение 36 лет. Политические интересы аристократии и шаткая политика равновесия, проводимая вдовой Генриха II, Кэтрин де Медисис, только продлевала эти конфликты. После периода войны и резни, в которой зверства Святого Варфоломея (1572 г.) были симптоматичны фанатизму эпохи, сопротивление гугенотов короне было заменено католической оппозицией политике примирения монархии протестантам дома и анти-испанские союзы за рубежом. Восстание Святой Лиги против перспективы протестантского короля в лице Генриха Наваррского освободило новые силы среди католических низших классов, которые аристократическое руководство не могло контролировать. В конце концов Генрих победил на трон после исчезновения линии Валуа, преодолел сепаратистские тенденции в провинциях и обеспечил мир, приняв католичество. Политика династии Бурбонов возобновил традицию Фрэнсиса I, и под более поздним руководством кардинала Ришелье был реализован потенциальный авторитет монархии.
В Нидерландах мудрая бургундская политика Карла V была в значительной степени оставлена Филиппом II и его лейтенантами. Налогообложение, инквизиция и подавление привилегий на какое-то время спровоцировали совместное сопротивление католиков и протестантов. Дом Апельсина, представленный Уильям I Тихий и Луис Нассау , выступал в центре восстания; и в нелегальной и гибкой личности Уильяма повстанцы нашли руководство во многом похожим на поведение Генриха Наваррского. Мешок города Антверпен мятежным испанским солдатом в 1576 году (через три года после увольнения самодержавного и способного губернатора Филиппа II герцога де Альба) завершился коммерческий спад крупнейшего экономического актива Испании. В 1579 году Алессандро Фарнезе, герцог Парма, удалось восстановить верность католических провинций, а протестантский север объявил о своей независимости. Вмешательство Франции и Англии не смогло обеспечить поражение Испании, но разгон Армады и утечка ресурсов Пармы для оказания помощи Святой Лиге во Франции позволили Соединенным провинциям Нидерландов выжить. 12-летнее перемирие было обсуждено в 1609 году, и когда кампания началась снова, она слилась с общим конфликтом Тридцатилетней войны, который, как и другие войны религии этого периода, велся в основном за конфессиональную безопасность и политическую выгоду.
Germany, France, and the Netherlands each achieved a settlement of the religious problem by means of war, and in each case the solution contained original aspects. In Germany the territorial formula of cuius regio, eius religio applied—that is, in each petty state the population had to conform to the religion of the ruler. In France, the Edict of Nantes in 1598 embraced the provisions of previous treaties and accorded the Protestant Huguenots toleration within the state, together with the political and military means of defending the privileges that they had exacted. The southern Netherlands remained Catholic and Spanish, but the Dutch provinces formed an independent Protestant federation in which republican and dynastic influences were nicely balanced. Nowhere was toleration accepted as a positive moral principle, and seldom was it granted except through political necessity.
There were occasions when the Wars of Religion assumed the guise of a supranational conflict between Reformation and Counter-Reformation. Spanish, Savoyard, and papal troops supported the Catholic cause in France against Huguenots aided by Protestant princes in England and Germany. In the Low Countries, English, French, and German armies intervened; and at sea Dutch, Huguenot, and English corsairs fought the Battle of the Atlantic against the Spanish champion of the Counter-Reformation. In 1588 the destruction of the Spanish Armada against England was intimately connected with the progress of the struggles in France and the Netherlands.
Behind this ideological grouping of the powers, national, dynastic, and mercenary interests generally prevailed. The Lutheran duke Maurice of Saxony assisted Charles V in the first Schmalkaldic War in 1547 in order to win the Saxon electoral dignity from his Protestant cousin, John Frederick; while the Catholic king Henry II of France supported the Lutheran cause in the second Schmalkaldic War in 1552 to secure French bases in Lorraine. John Casimir of the Palatinate, the Calvinist champion of Protestantism in France and the Low Countries, maintained an understanding with the neighbouring princes of Lorraine, who led the ultra-Catholic Holy League in France. In the French conflicts, Lutheran German princes served against the Huguenots, and mercenary armies on either side often fought against the defenders of their own religion. On the one hand, deep divisions separated Calvinist from Lutheran; and, on the other hand, political considerations persuaded the moderate Catholic faction, the Politiques, to oppose the Holy League. The national and religious aspects of the foreign policy of Philip II of Spain were not always in accord. Mutual distrust existed between him and his French allies, the family of Guise, because of their ambitions for their niece Mary Stuart. His desire to perpetuate French weakness through civil war led him at one point to negotiate with the Huguenot leader, Henry of Navarre (afterward Henry IV of France). His policy of religious uniformity in the Netherlands alienated the most wealthy and prosperous part of his dominions. Finally, his ambition to make England and France the satellites of Spain weakened his ability to suppress Protestantism in both countries.
In 1562, seven years after the Peace of Augsburg had established a truce in Germany on the basis of territorialism, France became the centre of religious wars which endured, with brief intermissions, for 36 years. The political interests of the aristocracy and the vacillating policy of balance pursued by Henry II's widow, Catherine de Médicis, prolonged these conflicts. After a period of warfare and massacre, in which the atrocities of St. Bartholomew's Day (1572) were symptomatic of the fanaticism of the age, Huguenot resistance to the crown was replaced by Catholic opposition to the monarchy's policy of conciliation to Protestants at home and anti-Spanish alliances abroad. The revolt of the Holy League against the prospect of a Protestant king in the person of Henry of Navarre released new forces among the Catholic lower classes, which the aristocratic leadership was unable to control. Eventually Henry won his way to the throne after the extinction of the Valois line, overcame separatist tendencies in the provinces, and secured peace by accepting Catholicism. The policy of the Bourbon dynasty resumed the tradition of Francis I, and under the later guidance of Cardinal Richelieu the potential authority of the monarchy was realized.
In the Netherlands the wise Burgundian policies of Charles V were largely abandoned by Philip II and his lieutenants. Taxation, the Inquisition, and the suppression of privileges for a time provoked the combined resistance of Catholic and Protestant. The house of Orange, represented by William I the Silent and Louis of Nassau, acted as the focus of the revolt; and, in the undogmatic and flexible personality of William, the rebels found leadership in many ways similar to that of Henry of Navarre. The sack of the city of Antwerp by mutinous Spanish soldiery in 1576 (three years after the dismissal of Philip II's autocratic and capable governor, the Duke de Alba) completed the commercial decline of Spain's greatest economic asset. In 1579 Alessandro Farnese, Duke di Parma, succeeded in recovering the allegiance of the Catholic provinces, while the Protestant north declared its independence. French and English intervention failed to secure the defeat of Spain, but the dispersal of the Armada and the diversion of Parma's resources to aid the Holy League in France enabled the United Provinces of the Netherlands to survive. A 12-year truce was negotiated in 1609, and when the campaign began again it merged into the general conflict of the Thirty Years' War, which, like the other wars of religion of this period, was fought mainly for confessional security and political gain.
John Hearsey McMillan Salmonжжжжжжжжжжжжжжж