216

Перед действующим политиком встает немало сложных вопро­

сов, многие из которых связаны с выяснением алгоритма рабо­

ты в процессе принятия политических решений. Существует ли

какая-то общая логика в процессах работы политиков и админи-

страторов? Можно ли построить некии «универсальныи алго-

 

- -

 

ритм», описывающий циклы принятия решении и аналитическои

работы? Если это возможно, то в чем состоят основные фазы и

операции, входящие в состав подобного алгоритма, а также их

последовательность и сопряженность в пространстве и време­

ни политико-управленческого процесса? И наконец, имеются ли

какие-то взаимосвязи между алгоритмами работы политиков и

аналитиков, с одной стороны, и собственно циклом реального

политического процесса-с другой? На все поставленные выше

вопросы надо дать более или менее удовлетворительные отве-

 

-

 

ты. Их прояснению и послужит содержание даннои главы.

Прежде всего следует разобрать вопрос об алгоритмах

принятия решений в государственной политике, от прояснения

которого зависят ответы на все прочие вопросы. Этот вопрос

имеет как теоретике-методологическое, так и практически-по­

литическое значение. С одной стороны, ответ на него дает воз­

можность систематизировать и описать большой объем эмпи­

рической информации, касающейся процессов принятия

решений в различных органах власти. С другой стороны, выяс­

нение данного вопроса позволит политикам и аналитикам опти­

мизировать данные процессы и повысить их результативность.

Следовательно, необходимо прежде всего смоделировать так

называемый «политике-управленческий цикл» (policy cycle), в

 

котором будут выражены наиболее общие характеристики и

фазы, объединяющие процессы принятия публичных решений в

разных государственных органах. Кроме того, необходимо оп­

ределить гран�ы цикла ППР и критерии выделения в нем внут-

ренних этапов. �