Исследования последних десятилетий (Галкина Т.П., 2001; Малинин Е.Д., 2004; Спивак В.А., 2001) показали, что культура при целенаправленной работе с ней способна выполнять множество функций для достижения эффективности организаций. Основными функциями следует назвать следующие:
Рисунок 2. Функции организационной культуры.
Адаптивная функция. Данная функция может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый касается адаптации во внешней среде: оргкультура может способствовать быстрому реагированию на вызовы среды, изменению организации в изменяющихся условиях рынка. Второй аспект связан с адаптацией новых членов коллектива: наличие сформулированных ценностей и стандартов может облегчить вхождение новичков в коллектив, уменьшить адаптационный период.
Интегративная функция. Оргкультура может объединять людей на основе общих ценностей, целей, общих представлений о мире, а также способствовать формированию разделяемых сотрудниками позитивных эмоций относительно друг друга, организации, клиентов.
Ценностная функция. Оргкультура может определять ценностные ориентиры сотрудников организации по отношению друг к другу, к руководителям, к подчиненным, к внешней среде, к клиентам организации.
Нормативная и дисциплинарная функция. В оргкультуре существуют писаные и неписаные правила, стандарты, как нужно и как не нужно себя вести, как говорить, одеваться и пр., что позволяет поддерживать определенный порядок.
Мотивационная функция. Оргкультура может не только поддерживать порядок или обеспечивать сплочение коллектива, но, если потребуется, способствовать вовлечению людей в создание успеха организации, актуализации человеческого потенциала. Благодаря оргкультуре происходит задействование нематериальной, неэкономической мотивации персонала, а роль данного вида мотивации в нынешних условиях постиндустриального общества все возрастает.
Коммуникативная функция. Культура, ее ценности, верования, истории, - является тем языком, с помощью которого люди общаются и на основе которого понимают друг друга. Человек из другой культуры не сможет быстро понять то, о чем и почему говорят сотрудники в данной организации.
Идентификационная функция. Оргкультура может способствовать тому, чтоб сотрудники считали организацию «своей», отождествляли себя с коллективом, считали цели организации своими собственными. Данная функция определяет, насколько сотрудники будут преданы и лояльны организации.