К концу XIX века русская журналистика сформировалась как многоуровневая система, способная к дальнейшему саморазвитию. По общественно-политическому направлению периодические издания делились на три большие группы: это издания консервативные, включающие в себя официальную и частную периодику; либеральные и демократические.
Официальная правительственная печать | «Правительственный вестник» (1869-1917) (Главное управление по делам печати) «Сенатские ведомости» (Сенат) «Русский инвалид» (Военное министерство) «Торгово-промышленная газета» (Министерство финансов) «Журнал Министерства народного просвещения» «Журнал Министерства путей сообщения» «Журнал Министерства внутренних дел» Ведомости градоначальств («Ведомости Одесского градоначальства») ведомости полицейских управлений ведомости губернских управлений, епархий, городских дум, городских управ Губернские ведомости Академия наук («Известия академии наук») Университеты («Известия Императорского Томского университета», ученые записки) Известия, записки, журналы РГО, Императорского археологического общества и других обществ. |
|
Монархические издания | Газеты: «Московские ведомости» (Катков -> Грингмут с 1887) «Новое время» (Суворин) «Свет» (Комаров) |
Журналы: «Гражданин» (Мещерский) «Русский вестник» (Комаров) |
Умеренно-оппозиционная (либеральная) печать | Газеты: «Русские ведомости» «Курьер» «Неделя» «Биржевые ведомости» |
Журналы: «Вестник Европы» (Стасюлевич) «Русская мысль» (Гольцев) «Северный вестник» |
Радикально-демократическая печать и печать «легальных марксистов» | Журнал «Русское богатство» «Легальные марксисты»: журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь» |
Типологическое разнообразие легальной периодики конца XIX века определялось несколькими факторами:
– активизацией общественной жизни России, подготовкой нового революционного подъема;
– процессом капитализации, проникающим во все сферы российской жизни, в том числе в журналистику;
– появлением новых аудиторных групп: крестьян, рабочих, провинциальных жителей, городских «низов», торговцев;
– техническим прогрессом, увеличивающим возможности издателей периодики.
В конце XIX века закончилось господство «толстого» журнала – ведущим типом периодики становится газета. Статистические данные показывают стремительный количественный рост газетной периодики: если в 1891 году издавалось 70 ежедневных и 226 не ежедневных газет, то к 1912 году ежедневных выходило уже 417, из них 10 выходили два раза в день. Этот процесс связан прежде всего с капитализацией России, поскольку производство газет становится доходным делом и позволяет охватывать массовую аудиторию. Развитие типографской техники и удешевление бумаги позволяло значительно увеличить тираж: в конце XIX века тиражи некоторых газет достигали 70 тысяч экземпляров (газета «Свет»). К тому же развитие железных дорог позволяло более оперативно распространять газету, доставлять ее в самые отдаленные уголки Российской империи, а совершенствование телеграфной и телефонной связи увеличило возможность получения оперативной информации.
Современники отмечали появление двух типов прессы – «большой» и «малой», что в общих чертах соответствует делению современной печати на качественную и массовую. Это деление отражало реальную разницу не только в содержании, но и в аудиторной направленности, в целевом назначении и даже в оформлении газет и журналов.