![]() |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Томский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета
________________ В.П. Зиновьев
«____» ___________________ 200__г.
Новая история стран Европы и Америки
( XVI - XIX вв.)
Рабочая программа
Направление 030600 - История
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Томск
2011
1. Цели освоения учебной дисциплины:
-проанализировать формационные и цивилизационные изменения в Новое время (XVI-XIX вв.) в странах Европы и Америки;
-обосновать асинхронность перехода к рыночным отношениям и буржуазной государственности;
-охарактеризовать основные альтернативы общественного сознания и культурные изменения в изучаемый период;
- Оценить причины, ход и итоги буржуазных революций и реформ на европейском и американском континентах;
-проследить зарождение и развитие глобальной системы международных отношений, становление и развитие основных моделей колониального господства на периферии мировой политики;
-выработать у студентов умение работать с собственной образовательной и исследовательской инициативой.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в раздел Б.3: «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть »ФГОС-3 по направлению подготовки 030600 - История.
Учебная программа по Новой истории выполняется в первом семестре на третьем курсе ИФ (сентябрь-октябрь), являясь продолжением основной образовательной программы (ООП) для подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также по методологии истории.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
-многообразие понятий, отражающих развитие стран Европы и Америки в Новое время, включая переходные формы от феодализма к капитализму;
-типологию и основные проблемы буржуазных революций XVI-XIX вв .;
-альтернативы общественного сознания (основные и реакцию на них);
-становление и эволюцию систем международных отношений в изучаемый период;
-механизмы формирования и трансформации переходных форм в Новое время: от абсолютизма к буржуазной государственности (республика, конституционная монархия, бонапартистское правление); от классической модели аграрной капиталистической эволюции и начала промышленного переворота в Англии к национальным вариантам промышленного переворота в отдельных странах Европы и Америки;
-альтернативные оценки узловых тем и проблем Нового времени в глобальном, региональном и страноведческом масштабе в зарубежной и отечественной историографии.
-пользоваться методикой и методологией изучения и преподавания Новой истории, опираясь на формационные и цивилизационные подходы, используя сравнительно-исторический анализ;
-выделять закономерности, общее и особенное, объективные процессы и элементы случайности в историческом развитии стран и регионов Европы и Америки в XVI-XIX вв .;
- Выделять проблемы и ставить цели в собственной образовательной траектории;
- Обосновывать выбор содержания и способы организации собственной
образовательной деятельности в соответствии с поставленными целями;
- Владеть умениями И навыками комплексной Работы С различного Типа
историческими источниками и литературой;
- Использовать категориально-понятийный аппарат, связанный с освоением курса;
- Осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные ресурсы, включая глобальные компьютерные сети;
-использовать результаты своей общеобразовательной и научно-исследовательской деятельности в процессе обучения и после окончания вуза; применять исторические знания для объяснения современных событий.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 - История
А) общекультурные (ОК):
- Владеет культурой мышления; способен к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);
- Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- Стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен к социальной адаптации (ОК-6);
- Осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8);
Б) профессиональные (ПК)
- Способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории (ПК-1);
- Способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
- Умеет применять знания в области всемирной истории в своей преподавательской деятельности в рамках общеобразовательной школы (ПК-11).
В) профессионально-дисциплинарные компетенции (ПДК)
- Знание и понимание логики асинхронного перехода от феодализма к капитализму в странах Европы и Америки; специфики формационных и цивилизационных изменений на европейском и американском континентах в Новое время; диалектики реформ и революций в процессе трансформации переходных форм к промышленному капитализму, рыночным отношениям и буржуазной государственности в течение XVI-XIX вв .; общего и особенного в становлении систем международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности ( ПДК -2 );
- Понимание основ регулирования социально-экономических, политических отношений, международных конфликтов и войн в изучаемый период с использованием политико-психологических, социально-экономических, силовых и дипломатических методов ( ПДК - 8 );
- Владение основами и базовыми навыками прикладного анализа базиса и надстройки в Новое время (моделей аграрной капиталистической эволюции в сторону развития национальных вариантов промышленного переворота; эволюции национальных вариантов абсолютизма в сторону развития буржуазной государственности ( ПДК - 10 );
- Знание и понимание основных направлений внутренней и внешней политики ведущих стран Европы и Америки, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с царской Россией ( ПДК-13 ).
4. Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 (+ экзамен) зачетные единицы, 167 час.
№ п / п |
Разделы дисциплины |
с е м е с т р
|
н е д е л я
|
Виды учебной работы: |
Формы текущего контроля успеваемости (По неделям) |
||
л е к ц и и |
практ. занятия |
С
Р
С |
|||||
1 |
Вводная часть Предмет и задачи курса. Характеристика основных источников и литературы к курсу. Методика преподавания и изучения курса. |
Я
|
1 |
2 |
|
6 |
Выявление первичных представлений студентов о переходных формах к рыночным отношениям и буржуазной государственности
|
2
|
Переходная эпоха от феодализма к капитализму в странах Европы и Америки (XVI - XIX вв.) |
Я |
2 |
|
|
10 |
Контрольные вопросы Пятиминутное эссе Работа с понятиями |
|
Лекция-беседа: Корни западной цивилизации |
|
|
2 |
|
|
Аннотация |
|
Проблемная лекция: Асинхронный переход к рыночной экономике и гражданскому обществу в странах Европы и Америки |
|
|
2 |
|
|
Таблица |
|
Лекция-беседа: Английский (классический) вариант перехода к рыночным отношениям |
|
|
2 |
|
|
Эссе на тему «Спор о джентри» в мировой историографии |
|
Семинар-погружение: Экспериментальный опыт Франции в процессе перехода к буржуазной государственности |
|
|
2 |
2 |
|
Аннотация |
|
Семинар-проблематизация: Эволюция двухпартийной системы США в Новое время |
|
|
2 |
2 |
|
Таблица-схема |
|
Лекция-беседа: Проблема раздробленности Германии и Италии на путях формирования рыночных отношений и буржуазной государственности |
|
|
2 |
|
|
Таблица-схема |
|
Проблемная лекция: Специфика становления рыночных отношений и буржуазной государственности в странах Латинской Америки |
|
2 |
|
|
|
|
3 |
Идеология и культура Нового времени |
Я |
3 |
|
|
14 |
Контрольные вопросы Пятиминутное эссе Работа с понятиями |
|
Лекция-беседа: Альтернативы общественного сознания в Новое время |
|
2 |
|
|
Коллоквиум
|
|
|
Проблемная лекция: Общее и особенное в европейском и американском Просвещении |
|
|
2 |
|
|
Тестирование
|
|
Лекция-дискуссия: Сравнительно-исторический анализ европейского и американского либерализма |
|
2 |
|
|
||
|
Семинар-погружение: Идеология консерватизма, национализма, романтизма, утопического социализма и марксизма как реакция на развитие рыночных отношений и буржуазной государственности (сравнить на примере стран Европы и Америки) |
|
|
2 |
20 |
Таблица |
|
4 |
Буржуазные революции и реформы XVI - XIX вв :. общее и особенное.
|
Я |
4-6
|
|
|
14 |
Контрольные вопросы Пятиминутное эссе Работа с понятиями |
|
Диалектика реформы и революции в Новое время. |
|
4
|
2 |
|
|
Схема |
|
Лекция-беседа: Типология буржуазных революций XVI-XIX вв.
|
|
2 |
|
|
Таблицы
|
|
|
Семинар-проблематизация: Периодизация и движущие силы буржуазных революций Нового времени. |
|
|
2 |
|
||
|
Лекция-беседа: Узловые проблемы французской революции конца XVIIIв. |
|
2 |
|
|
Тестирование |
|
|
Семинар-погружение: Решение аграрного и религиозного вопросов в процессе реформ и революций на европейском континенте и в Западном полушарии в Новое время |
|
5 |
|
2 |
|
Тестирование |
|
Семинар-пресс-конференция: Дискуссии в отечественной историографии о социальной природе якобинской диктатуры. Проблема якобинского террора (московская и ленинградская школы). |
|
|
2 |
|
Аннтотация |
|
|
Лекция-беседа : Общеевропейские революции 1848-1849 гг :. общее и особенное |
|
6 |
2 |
|
|
Карта Европы |
|
Семинар-погружение: Основные школы и направления в отечественной и зарубежной историографии в области изучения социальных революций. |
|
|
2 |
|
Сообщение о школе «Анналов» |
|
5 |
История международных отношений и колониальной политики стран Европы и Америки в Новое время |
Я |
7-8 |
|
|
14 |
Контрольные вопросы Пятиминутное эссе Работа с понятиями |
|
Семинар-погружение: Европейская идея в Новое время. |
|
7 |
|
2 |
|
|
|
Лекция-беседа: Сравнительно-исторический анализ испано-португальской и англо-саксонской колониальных систем. |
7 |
2 |
|
|
|
|
|
Семинар-проблематизация по темам :
|
8 |
|
4 |
|
|
|
6 |
Лаборатория: Разработка форм и методов экспертизы образовательных проектов студентов. |
9 |
|
|
2 |
Проектные замыслы студентов |
|
7 |
Экспертный семинар: презентация и анализ исследовательских проектов студентов. |
|
|
2 |
Контрольные вопросы
|
||
8 |
Экспертный семинар: презентация и анализ исследовательских проектов студентов. Рефлексивный семинар |
|
|
8 |
Защита проектных работ Рефлексивная записка |
||
|
Итог |
|
|
48 |
48 |
72 |
168 |
5. Образовательные технологии
В данном курсе используются информационные и проблемные лекции, лекции-беседы, организация СРС, ролевая презентация, проектные технологии. Для организации текущего контроля используются опросы, контрольные вопросы, коллоквиум. Применение данных методов должно отразить уровень освоения образовательных компетенций.
Написание ряда исследовательских работ (в форме краткого эссе и рефератов), результаты опросов и контрольных заданий, участие в инновационных формах обучения в сумме дают итоговую оценку полученных студентами компетенций.
Образовательная задача предлагаемого учебного курса - освоение навыков экспертно-аналитической деятельности, получение опыта публичных выступлений посредством защиты собственного мнения в ходе защиты проекта, умение работать с большим объемами информации.
Образовательный результат - конкретизация темы для реализации своего проектного замысла; овладение умениями отстаивать свое мнение и самопрезентации, способность студента формулировать краткие и емкие по смыслу аналитические документы на основании изученных материалов.
Содержание образовательной деятельности - детальный анализ исторических документов, самостоятельный поиск необходимых источников в сети Интернет, анализ найденных источников - их градация по приоритетности и достоверности; презентация и обсуждение (защита) проектной работы.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Новая история стран Европы и Америки (XVI-XIX вв.)».
Раздел 1.
Выявление приобретённых в общеобразовательной школе знаний по курсу; их способности использовать стадиально - региональный подход, сравнительно - исторический анализ при изучении переходных форм от феодализма к капитализму.
Контрольные вопросы: система государственного долга; сравнить модели аграрно-капиталистической эволюции на европейском и американском континентах, национальные варианты промышленного переворота и абсолютизма; проблема американского рабства.
Работа с понятиями: огораживание, меркантилизм, мануфактурная стадия, фабрично-заводская стадия; республика, конституционная монархия, бонапартизм, буржуазная государственность (парламентаризм, конституционализм, электоральный процесс и т.п.).
Аннотация на КН. Вебера М. Протестантская этика и дух капитализма (1990).
Раздел 2.
Аннотация на кн. Шарифжанова И.И. Современная английская историография буржуазной революции XVII в. Основные идейно-методологические тенденции и направления (1982). Тарле Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России (2011);
Таблица: Место XVI, XVII, XVIII, XIX вв. в переходную эпоху от феодализма к капитализму в странах Европы и Америки.
Таблица: Программы американских партий (федералисты-антифедералисты; виги-демократы; республиканцы-демократы).
Пятиминутное эссе : Соотношение классического и логического в понимании переходных форм. Специфика первоначального накопления капитала (ПНК) в отдельных странах и регионах Европы и Америки (К.Маркс, 24 глава «Капитала». Т.1.).
Раздел 3.
Контрольные вопросы по научно-философской революции XVII в :. «Новая астрономия» Кеплера; теория государства Гоббса; метафизическая система Спинозы; монадология Лейбница; философский либерализм XVII в .; концепция «врождённых идей»; концепция линейного прогресса Ж.Кондорсе.
Работа с понятиями: картезианство, пантеисты, классицизм, натурфилософия, классические утопии, иезуиты, янсинисты, физиократы.
Коллоквиум по теме «Альтернативы общественного сознания и культурные изменения в Новое время».
Таблица: Программные требования лютеран, просветителей, либералов, консерваторов. националистов, романтиков, утопистов-социалистов и марксистов.
Схема-сравнение европейских И американских просветителей: общее и особенное.
Раздел 4.
Тестирование по теме: «Буржуазные революции XVI-XIX вв :. общее и особенное »; аграрный и религиозный вопросы.
Схема-сравнения: Диалектика реформ и революций по странам и регионам в переходную эпоху.
Таблица : Типология, периодизация и движущие силы буржуазных революций Нового времени.
Работа с понятиями: конституционалисты, жирондисты, дантонисты, якобинцы, эбертисты, санкюлоты, Вандея, «великий страх», заговор во имя равенства.
Аннотация на Труды А.З.Манфреда И В.Г. Ревуненкова, связанные с якобинским периодом Великой французской революции конца XVIII в.
Раздел 5.
Тестирование по теме: «Сравнительно-исторический анализ Вестфальской и Венской систем международных отношений: предпосылки формирования, принципы, итоги».
Анализ карт европы XVII-XIX вв.
Итоговое написание проектной работы (рефератов, эссе) по выбранной по собственной инициативе теме после предварительного согласования с преподавателем - объёмом 6-8 тыс. знаков.
Формы итогового контроля: защита проектных работ, экзамен.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Журналы:
Ресурсы Интернета:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Автор:
Соколов Николай Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений
Рецензент:
Жигалов Борис Степанович - кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений
Программу курса см. на портале ИФ ТГУ - http://www.if.tsu.ru
Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ
Председатель комиссии, доцент ______________ В.Ю. Соколов
Протокол № ___ от ____ »_______