Fordham University

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет

 

 

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Декан исторического факультета

                                                                                    ________________ В.П. Зиновьев

                                                                               «____» ___________________ 200__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Новая история стран Европы и Америки

                                                     ( XVI - XIX  вв.) 

 

 

                                                Рабочая программа

 

                                        Направление 030600 - История

 

 

 

                                      Квалификация (степень) выпускника

                                                         Бакалавр

 

 

                                                   Форма обучения

                                                            очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Томск

 

                                                            2011

1. Цели освоения учебной дисциплины:

    -проанализировать формационные и цивилизационные изменения в Новое время (XVI-XIX вв.) в странах Европы и Америки;

    -обосновать асинхронность перехода к рыночным отношениям и буржуазной государственности;

    -охарактеризовать основные альтернативы общественного сознания и культурные изменения в изучаемый период;

     - Оценить причины, ход и итоги буржуазных революций и реформ на европейском и американском континентах;

     -проследить зарождение и развитие глобальной системы международных отношений, становление и развитие основных моделей колониального господства на периферии мировой политики;

     -выработать у студентов умение работать с собственной образовательной и исследовательской инициативой.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 Данная учебная дисциплина входит в раздел Б.3: «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть »ФГОС-3 по направлению подготовки 030600 - История.

Учебная программа по Новой истории выполняется в первом семестре на третьем курсе ИФ (сентябрь-октябрь), являясь продолжением основной образовательной программы (ООП) для подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также по методологии истории.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

       В результате освоения дисциплины студент должен

 Знать:

-многообразие понятий, отражающих развитие стран Европы и Америки в Новое время, включая переходные формы от феодализма к капитализму;

-типологию и основные проблемы буржуазных революций XVI-XIX вв .;

-альтернативы общественного сознания (основные и реакцию на них);

-становление и эволюцию систем международных отношений в изучаемый период;

-механизмы формирования и трансформации переходных форм в Новое время: от абсолютизма к буржуазной государственности (республика, конституционная монархия, бонапартистское правление); от классической модели аграрной капиталистической эволюции и начала промышленного переворота в Англии к национальным вариантам промышленного переворота в отдельных странах Европы и Америки; 

-альтернативные оценки узловых тем и проблем Нового времени в глобальном, региональном и страноведческом масштабе в зарубежной и отечественной историографии.

Уметь:

-пользоваться методикой и методологией изучения и преподавания Новой истории, опираясь на формационные и цивилизационные подходы, используя сравнительно-исторический анализ; 

-выделять закономерности, общее и особенное, объективные процессы и элементы случайности в историческом развитии стран и регионов Европы и Америки в XVI-XIX вв .;

- Выделять проблемы и ставить цели в собственной образовательной траектории;

- Обосновывать выбор содержания и способы организации собственной   

  образовательной деятельности в соответствии с поставленными целями;

- Владеть  умениями И навыками комплексной Работы С различного Типа  

историческими источниками и литературой;  

- Использовать категориально-понятийный аппарат, связанный с освоением курса;

- Осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные ресурсы, включая глобальные компьютерные сети;

-использовать результаты своей общеобразовательной и научно-исследовательской деятельности в процессе обучения и после окончания вуза; применять исторические знания для объяснения современных событий.

Владеть:

 

           Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению  ВПО 030600 - История 

А)  общекультурные (ОК):

- Владеет культурой мышления; способен к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения  (ОК-1);

- Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе  (ОК-3);

- Стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен к социальной адаптации  (ОК-6);

- Осознает социальную значимость своей профессии  (ОК-8);

Б)  профессиональные (ПК)

- Способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории  (ПК-1);

- Способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории  (ПК-8);

- Умеет применять знания в области всемирной истории в своей преподавательской деятельности в рамках общеобразовательной школы  (ПК-11).

           В) профессионально-дисциплинарные компетенции (ПДК)

- Знание и понимание логики асинхронного перехода от феодализма к капитализму в странах Европы и Америки; специфики формационных и цивилизационных изменений на европейском и американском континентах в Новое время; диалектики реформ и революций в процессе трансформации переходных форм к промышленному капитализму, рыночным отношениям и буржуазной государственности в течение XVI-XIX вв .; общего и особенного в становлении систем международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности ( ПДК -2 );

- Понимание основ регулирования социально-экономических, политических отношений, международных конфликтов и войн в изучаемый период с использованием политико-психологических, социально-экономических, силовых и дипломатических методов ( ПДК - 8 );

- Владение основами и базовыми навыками прикладного анализа базиса и надстройки в Новое время (моделей аграрной капиталистической эволюции в сторону развития национальных вариантов промышленного переворота; эволюции национальных вариантов абсолютизма в сторону развития буржуазной государственности ( ПДК - 10 );

- Знание и понимание основных направлений внутренней и внешней политики ведущих стран Европы и Америки, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с царской Россией ( ПДК-13 ).

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 (+ экзамен) зачетные единицы, 167 час.

 

 

 п / п

 

       

          Разделы дисциплины

 

с

е

м

е

с

т

р

 

 

 

н

е

д

е

л

я

 

Виды учебной работы:

Формы текущего контроля успеваемости

(По неделям)

л

е

к

ц

и

и

практ. занятия

С

 

Р

 

С 

1

Вводная часть

Предмет и задачи курса. Характеристика основных источников и литературы к курсу.

Методика преподавания и изучения курса.

Я

 

1

2

 

 6

Выявление первичных представлений студентов о переходных формах к рыночным отношениям и буржуазной государственности

 

2

 

Переходная эпоха от феодализма к капитализму в странах Европы и Америки     (XVI - XIX  вв.)

Я

2

 

 

10

Контрольные вопросы

Пятиминутное эссе

Работа с понятиями

 

Лекция-беседа:  Корни западной цивилизации

 

 

2

 

 

 Аннотация

 

Проблемная лекция:  Асинхронный переход к рыночной экономике и гражданскому обществу в странах Европы и Америки

 

 

2

 

 

 Таблица

 

Лекция-беседа:  Английский (классический) вариант перехода к рыночным отношениям    

 

 

2

 

 

Эссе на тему «Спор о джентри» в мировой историографии

 

Семинар-погружение: Экспериментальный опыт Франции в процессе перехода к буржуазной государственности    

 

 

2

     2

 

 

Аннотация

 

Семинар-проблематизация: Эволюция двухпартийной системы США в Новое время

 

 

2

     2

 

 Таблица-схема

 

Лекция-беседа:  Проблема раздробленности Германии и Италии на путях формирования рыночных отношений и буржуазной государственности  

 

 

 

2

 

 

 Таблица-схема

 

Проблемная лекция: Специфика становления рыночных отношений и буржуазной государственности в странах Латинской Америки

 

2

 

 

 

3

Идеология и культура Нового времени 

Я

3

 

 

14

Контрольные вопросы

Пятиминутное эссе

Работа с понятиями

 

Лекция-беседа:   Альтернативы общественного сознания в Новое время

 

2

 

 

Коллоквиум

 

 

Проблемная лекция:  Общее и особенное в европейском и американском Просвещении

 

 

2

 

 

 

 

Тестирование 

 

 

Лекция-дискуссия: Сравнительно-исторический анализ европейского и американского либерализма

 

 

2

 

 

 

Семинар-погружение: Идеология консерватизма, национализма, романтизма, утопического социализма и марксизма как реакция на развитие рыночных отношений и буржуазной государственности (сравнить на примере стран Европы и Америки)

 

 

     2

20

Таблица

4

Буржуазные революции и реформы  XVI - XIX  вв :. общее и особенное.

 

Я

4-6

 

 

 

14

Контрольные вопросы

Пятиминутное эссе

Работа с понятиями

 

Диалектика реформы и революции в Новое время.

 

4

 

 

2

 

 

Схема

 

Лекция-беседа:  Типология буржуазных революций XVI-XIX вв.

 

 

2

 

 

 

 

Таблицы

 

 

Семинар-проблематизация: Периодизация и движущие силы буржуазных революций Нового времени.

 

 

      2

 

 

Лекция-беседа: Узловые проблемы французской революции конца XVIIIв.

 

2

 

 

 Тестирование

 

Семинар-погружение:  Решение аграрного и религиозного вопросов в процессе реформ и революций на европейском континенте и в Западном полушарии в Новое время

 

 

5

 

    2

 

 

Тестирование

 

Семинар-пресс-конференция: Дискуссии в отечественной историографии о социальной природе якобинской диктатуры. Проблема якобинского террора (московская и ленинградская школы).

 

 

     2

 

Аннтотация

 

Лекция-беседа : Общеевропейские революции 1848-1849 гг :. общее и особенное

 

6

2

 

 

Карта Европы

 

Семинар-погружение: Основные школы и направления в отечественной и зарубежной историографии в области изучения социальных революций.

 

 

      2

 

Сообщение о школе «Анналов»

5

История международных отношений и колониальной политики стран Европы и Америки в Новое время 

Я

7-8

 

 

14

Контрольные вопросы

Пятиминутное эссе

Работа с понятиями

 

Семинар-погружение: Европейская идея в Новое время.

 

7

 

      2

 

 

 

Лекция-беседа:  Сравнительно-исторический анализ испано-португальской и англо-саксонской колониальных систем.

7

2

 

 

 

 

 

Семинар-проблематизация  по темам : 

  1. Вестфальская система МО.
  2. Венская система МО.    

8

 

     4

 

 

6

Лаборатория:  Разработка форм и методов экспертизы образовательных проектов студентов.

9

 

 

2

Проектные замыслы студентов

7

Экспертный семинар: презентация и анализ исследовательских проектов студентов.

 

 

2

Контрольные вопросы

 

8

 Экспертный семинар: презентация и анализ исследовательских проектов студентов.

Рефлексивный семинар 

 

 

8

Защита проектных работ

Рефлексивная записка

 

Итог

 

 

48

   48

72

168

 

5. Образовательные технологии

В данном курсе используются информационные и проблемные лекции, лекции-беседы, организация СРС, ролевая презентация, проектные технологии. Для организации текущего контроля используются опросы, контрольные вопросы, коллоквиум. Применение данных методов должно отразить уровень освоения образовательных компетенций.

Написание ряда исследовательских работ (в форме краткого эссе и рефератов), результаты опросов и контрольных заданий, участие в инновационных формах обучения в сумме дают итоговую оценку полученных студентами компетенций.

Образовательная задача предлагаемого учебного курса - освоение навыков экспертно-аналитической деятельности, получение опыта публичных выступлений посредством защиты собственного мнения в ходе защиты проекта, умение работать с большим объемами информации.

Образовательный результат - конкретизация темы для реализации своего проектного замысла; овладение умениями отстаивать свое мнение и самопрезентации, способность студента формулировать краткие и емкие по смыслу аналитические документы на основании изученных материалов.

        Содержание образовательной деятельности - детальный анализ исторических документов, самостоятельный поиск необходимых источников в сети Интернет, анализ найденных источников - их градация по приоритетности и достоверности; презентация и обсуждение (защита) проектной работы.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Новая история стран Европы и Америки (XVI-XIX вв.)».

     Раздел 1.

     Выявление приобретённых в общеобразовательной школе знаний по курсу; их способности использовать стадиально - региональный подход, сравнительно - исторический анализ при изучении переходных форм от феодализма к капитализму.

     Контрольные вопросы:  система государственного долга; сравнить модели аграрно-капиталистической эволюции на европейском и американском континентах, национальные варианты промышленного переворота и абсолютизма; проблема американского рабства.

     Работа с понятиями:   огораживание, меркантилизм, мануфактурная стадия, фабрично-заводская стадия; республика, конституционная монархия, бонапартизм, буржуазная государственность (парламентаризм, конституционализм, электоральный процесс и т.п.).

     Аннотация  на КН. Вебера М. Протестантская этика и дух капитализма (1990).

     Раздел 2.

     Аннотация на кн.    Шарифжанова И.И. Современная английская историография буржуазной революции XVII в. Основные идейно-методологические тенденции и направления (1982). Тарле Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России (2011);

     Таблица:  Место XVI, XVII, XVIII, XIX вв. в переходную эпоху от феодализма к капитализму в странах Европы и Америки.

      Таблица:  Программы американских партий (федералисты-антифедералисты; виги-демократы; республиканцы-демократы).

     Пятиминутное эссе : Соотношение классического и логического в понимании переходных форм. Специфика первоначального накопления капитала (ПНК) в отдельных странах и регионах Европы и Америки (К.Маркс, 24 глава «Капитала». Т.1.).

     Раздел 3.

     Контрольные вопросы по научно-философской революции  XVII  в :. «Новая астрономия» Кеплера; теория государства Гоббса; метафизическая система Спинозы; монадология Лейбница; философский либерализм XVII в .; концепция «врождённых идей»; концепция линейного прогресса Ж.Кондорсе.

     Работа с понятиями:  картезианство,  пантеисты, классицизм,  натурфилософия,  классические утопии,  иезуиты,  янсинисты, физиократы. 

     Коллоквиум  по теме «Альтернативы общественного сознания и культурные изменения в Новое время». 

     Таблица:  Программные требования лютеран, просветителей, либералов, консерваторов. националистов, романтиков, утопистов-социалистов и марксистов.

     Схема-сравнение  европейских И американских просветителей: общее и особенное. 

     Раздел 4.

     Тестирование по теме:  «Буржуазные революции XVI-XIX вв :. общее и особенное »; аграрный и религиозный вопросы.

     Схема-сравнения:  Диалектика реформ и революций по странам и регионам в переходную эпоху.

      Таблица : Типология, периодизация и движущие силы буржуазных революций Нового времени.

     Работа с понятиями:  конституционалисты, жирондисты, дантонисты, якобинцы, эбертисты,  санкюлоты, Вандея, «великий страх»,   заговор во имя равенства. 

     Аннотация  на Труды А.З.Манфреда И В.Г. Ревуненкова, связанные с якобинским периодом Великой французской революции конца XVIII в.

     Раздел 5.

     Тестирование по теме:  «Сравнительно-исторический анализ Вестфальской и Венской систем международных отношений: предпосылки формирования, принципы, итоги».   

      Анализ карт  европы XVII-XIX вв.

     Итоговое написание проектной работы (рефератов, эссе)  по выбранной по собственной инициативе теме после предварительного согласования с преподавателем - объёмом 6-8 тыс. знаков.

 

     Формы итогового контроля:  защита проектных работ, экзамен.

 

     Примерная тематика проектных работ: 

  1.  «Спор о джентри» в мировой историографии.
  2. Английская (классическая) модель аграрной капиталистической эволюции: её развитие в эпоху революции XVII в. в Англии. «Великая ремонстрация».
  3. Религиозный вопрос в Европе накануне и в ходе Английской буржуазной революции XVII в. (К вопросу об идеологии раннебуржуазных революций).
  4. Парламентские реформы в Англии в XIX в. (К вопросу о диалектике реформы и революции в Новое время).
  5. Ирландский вопрос в Новое время, первый период.
  6. «Славная» революции в Англии во второй половине XVII в. «Билль о правах». (К вопросу о конституционной монархии как переходной формы к буржуазной государственности).
  7.  «Нижняя» и «верхняя» границы распространения идей Просвещения во французском обществе накануне и в годы революции конца XVIII в.
  8. Социальная природа якобинской власти во Франции в оценке «московской» и «ленинградской» школ (к вопросу о движущих силах и перспективах буржуазных революций Нового времени).
  9. Дехристианизация и проблема якобинского террора в годы Великой французской революции конца XVIII в. (К вопросу о разрыве и преемственности в ходе буржуазных революций Нового времени).
  10. Эпоха Консулата и Директории во Франции (К вопросу о бонапартизме как переходной форме буржуазной государственности в Новое время).
  11. Наполеоновские войны в Европе. Антифранцузские коалиции.
  12. Либерализм как вариант общественного развития в эпоху промышленного капитализма в странах Европы и Америки.
  13. Июльская монархия во Франции в XIX в. (Её оценка в работе К.Маркса «Классовая борьба во Франции»).
  14. Общее и особенное в революциях 1848-49 гг. в Европе.
  15. Вторая империя во Франции. Внутренняя и внешняя политика Луи Наполеона Бонапарта.
  16. Первый период Рисорджименто в Италии: итальянские якобинцы, карбонарии, мадзинисты.
  17. Второй период итальянского Рисорджименто. Завершение процесса объединения Италии.
  18. О.Бисмарк. Процесс объединения Германии «железом и кровью» во второй половине XIX в.
  19. Эволюция двухпартийной системы США в Новое время (XIX в.) Основные принципы её функционирования.
  20. Проблема боливаризма в историографии.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Источники и литература:

       I. Хрестоматии, основные документы и учебные пособия:

  1. Арзаканян, М. Ц. История Франции: [учебник для вузов по спец. "История"]. - М :. Дрофа, 2005 - 474 с.
  2. Бакунин, М. А. Избранные сочинения. Т. 5 - Петербург: Голос труда, 1922 - 213 с.
  3. Васильева, Н. Ю. "Европейская идея" от Античности до середины XIX в: учебное пособие для вузов - М:.. МГИМО-Университет, 2008.-169 с.
  4. Документы истории Великой французской революции: [учебное пособие для вузов по спец. "История"]: в 2-х т. Т. 1 - М:. Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 527 с
  5. Историография истории нового времени стран Европы и Америки: учебное пособие для вузов по спец. "История" / А. В. Адо, И. С. Галкин, И. В. Григорьева и др. ]; под ред. И. П. Дементьева .-  М. , 1990 .
  6. История Германии: учебное пособие для вузов по спец. "История": в 3-х т. Т. 1-2. -М:. Университет, 2008 - 543 
  7. История международных отношений: основные этапы с древности до наших дней: [учеб. пособие по направлению и спец. "Политология"]. - М:. Логос, 2007.-708 с
  8. Ларин, Е. А. Всеобщая история: латиноамериканская цивилизация: [учебное пособие для вузов]. - М:. Высш. . шк, 2007 - 493 с. 
  9. Любутин, К. Н. История западноевропейской философии: [учебное пособие для вузов] .- М:. Академический проект, 2005.-799 с,
  10. Марчук, Н. Н. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года): учебное пособие для вузов по направлению и спец. "История"] .- М:. Высшая школа, 2005.- 494 с.   
  11.  Новая история стран Европы и Америки: [учебник для студентов вузов по направлению подготовки и специальности "История"] / В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева, Т. М. Исламов и др. ; под ред. И. М. Кривогуза  . -. Изд  5-е изд, стер ..  -  М. : Дрофа, 2005 .
  12. Новая история стран Европы и Америки, XVI - XIX века: [учебник для студентов вузов]: в 3-х ч. Ч. 1 / под ред. А. М. Родригеса, М. В. Пономарева . -   М. : Владос, 2005 .
  13. Протопопов, А. С. История международных отношений и внешней политики России, 1648-2005: учебник для вузов по направлениям подготовки бакалавров и магистров.- М:. Аспект Пресс, 2010.- 398 с.  
  14. Ришелье, А. Ж. дю Плесси. Мемуары с иллюстрациями времен автора: [пер. с фр.]. - М: Наш дом-L'Age d'Homme.-2005.- 461 с..
  15. Саломатин, А. Ю. История государства и права в США, конец XVII-XIX вв. (От войны за независимость до завоевания экономического лидерства): учебное пособие. - М:. Юристъ, 2006 - 188 с. 
  16.  Сергеев, В. В. Внешнеполитическая история Запада от Тридцатилетней до Франко-прусской войны (1618-1871): [учебное пособие]. - Калининград: Изд-во Рос. гос. ун-та, 2007 - 183 с.
  17. Хрестоматия по новой истории: в 3-х т. Т. 1 1640 - 1815.- М: Издательство социально-экономической литературы, 1963-767 с..
  18. Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя. - М:. Просвещение, 1990 - 290 с.
  19. Чикалов, Р. А. Новая история стран Европы и США, 1815-1918 гг.: [Учебное пособие] .- М:. Высш. шк., 2005.- 550 с.
  20. Чикалов, Р. А. Новая история стран Европы и США, 1815-1918 гг. : [Учебное пособие]. - М:. Высш. шк., 2005.- 550, с.     
  21. Васильев Л. С. История Востока. Т. 1 - Изд. 3-е. - М:. Весь Мир, 2007 - 497 с.
  22. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8-ми т. Т. 5 От французской революции конца XVIII века до первой мировой войны. / [А. В. Ревякин, А. С. Намазова, Г. А. Шатохина и др.]. -   . Изд  2-е, перераб. и доп. -.   М. : Дрофа, 2002 .
  23.  История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков.- М:. Наука, 2010.- 809 с.
  24. Кревельд, Мартин ванАмериканская загадка: пер. с англ. - М:. ИРИСЭН, 2 008 .-547 с.  
  25. Метивье, Ю. Франция в XVI-XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. - М:. Издательство АСТ, 2005.-190 с.
  26. Сен-Симон, Л. Мемуары, 1691-1701.-М:. Ладомир, 2007 - 989 с.
  27. Тарле, Е. В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. - М: Гос. публичная ист. б-ка России, 2011.- 270 с,
  28. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность. - М: Росспэн, 2010 - 751 с.
  29.  Посконина, О. И. История Латинской Америки (до XX в.). - М:. Весь Мир, 2005.- 247 с.
  30. Храповицкая, Г. Н. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учебное пособие для вузов по спец. "Руссский язык и литература" .- М:. Академия, 2005.-382 с.   
  31. Акимов, Ю. Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в XVII-начале XVIII в.- СПб:. Изд-во СПб. ун-та, 2005.- 565 с. 
  32. Актуальность Канта: сборник статей. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2005.-333 с.
  33. Арон, Р. Лекции по философии истории: курс лекций в Коллеж де Франс. - М:. УРСС, 2010 - 333 с.
  34. Асонов, Н. В. Политические доктрины российского самодержавия и их модернизация. - М: Изд-во РАГС, 2009 - 294 с.
  35. Батиев, Л. В. Политические и правовые учения XVII века. - СПб: Юрид.. центр пресс, 2006 - 346 с.
  36. Блюш, Ф. Ришелье: [пер. с фр.]. - М: Молодая гвардия, 2006 - 322 с.
  37. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: / Избр. произ. - М., 1990
  38. Волков, С. Ю. Концептуальное осмысление международных отношений в Западной Европе на рубеже ХVI - XVII вв. в трактате Гуго Гроция "О праве войны и мира": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата ист. наук. 07.00.15. - Нижний Новгород, 2005 г. - 22 с.
  39. Глаголева, Е. В. Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII. - М: Молодая гвардия, 2007.- 332 с..
  40. Дебидур, А.  Дипломатическая История европы . Священный союз от Венского до Берлинского конгресса, 1814-1878. Т.1-2: пер.с фр. / Предисл. А. А. Егорова. - Ростов-на-Дону, 1995 .
  41. Длугач, Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). - М: ИФ, 2006. -249 с..
  42. Завалько, Г. А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии.-М:. КомКнига, 2006.-213 с. 
  43. Ивонина, Л. И. Мазарини. - М:. Молодая гвардия, 2007.-301 с.
  44. Исаев, С. Джеймс Мэдисон: политическая биография.- СПб: Наука, 2006 - 550 с..  
  45. Исакова, Г. А. Эволюция королевской власти во Франции (IX - XVIII вв.) // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 22: [сборник статей] / под ред. В. Ф. Воловича. - Томск, 2005. 
  46. История европейского права / Эрик Аннерс; Пер. со швед. Р. Л. Валинский, А. М. Волков, М. А. Исаев, Т. Л. Шенявская; Рос. АН, Ин-т Европы; Швед. корол. акад. наук; Отв. ред. В. Н. Шенаев; Редкол. В. М. Кудров, В. Г. Машлыкин .- М. : Наука, 1994 .
  47. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8-ми т. Т. 3 / Л. Т. Мильская, В. И. Рутенбург, М. А. Барг [и др.]; редкол:. Л. Т. Мильская, В. И. Рутенбург [и др.] (Отв ред.) .; Ин-т рос. истории, Ин-т славяноведения и балканистики .- СПб:. Азбука-классика, 2008.- 475 с. 
  48. Канделоро, Дж.  История современной Италии. [Т. 2] . -   М: Издательство иностранной литературы, тысяче девятьсот пятьдесят-восемь.  .- 522 с.  
  49. Кенигсбергер, Г. Европа раннего нового времени, 1500 - 1789 годы. - М .: Весь Мир, 2006. -319 с.
  50. Кондратенко, Т. А. Развитие английской государственности в XVI - первой половине XVII вв. в освещении британской историографии второй половины XX века: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Омск, 2009 - 200 л.
  51. Кравченко, Е. И. Макс Вебер.- М .: Весь Мир, 2009.-221 с.
  52. Куропятник, Г. П. Гражданская война в Северной Америке, 1861-1865. - М .: Наука, 2009. - 352 с. 
  53. Ломоносов, А. Г. Время собирать мысли: философические вариации. - СПб: Владимир Даль, 2010 - 383 с.
  54. Мальцев, Р. В. Германский вопрос в понимании советских историков. // Проблемы отечественной истории и историографии (XVII-XX вв.). - Томск, 2006 - С. 220-222. 
  55. Мягкова, Е. М. "Необъяснимая Вандея": сельский мир на западе Франции в XVII-XVIII веках.- М .: Академия, 2006.-281 с.
  56. Невлер, В. Е. Демократические СИЛЫ в борьбе за ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ, 1831-1860 . -  М. : Наука, одна тысячу девятьсот восемьдесят-два - 373 с..
  57. Новая история стран Европы и Америки: Первый период: учебник для студентов вузов по спец. "История" / Г. Л. Арш, В. С. Бондарчук, Л. И. Гольман и др. ; под ред. А. В. Адо и др.  -   М., 1986
  58. Освальд Шпенглер и "Закат Европы": [сб. статей] .- М .: Вузовская книга, 2006. 96 с. 
  59. Патрушев, А. И. Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель.- М .: Изд-во Моск. ун-та, 2009.- 431 с. 
  60. Прокопьев, А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555-1648.-Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. 481 с. 
  61. Россия и Франция, XVIII-XX века. Вып. 7: [сб. статей]. -М .: Наука, 2006.-404 с.  
  62. Рутенбург, В. И.   Истоки Рисорджименто: Италия в XVII-XVIII веках .-  Л .: Наука, одна тысяча девятьсот восемьдесят .- 303 с.  
  63. Серова, Ольга Васильевна.   Горчаков, Кавур и объединение Италии . -  М. : Наука, один тысяче девятьсот девяносто-семь - 352 с..
  64. Страгис, Ю. П. История экономики: учебник. - М .: Проспект, 2007.- 525 с.
  65. Сучугова, Н. Ю. Дипломатическая миссия Джона Куинси Адамса в 1809-1814 годах: русско-американские политические и культурные связи начала XIX в. - М .: Росспэн, 2007.-263 с.
  66. Тешке, Б. Миф о 1648 годе: класс, геополитика и создание современных международных отношений. - М: Издательский дом Гос. ун-та Высш. шк. Экономики, 2011 г. - 414 с.
  67. Тойнби, А. Промышленный переворот в Англии в XVIII столетии. - [. И др] М .: УРСС, 2011 - 329 с.   
  68. Трояновская, М. О.   Дискуссии по вопросам внешней политики в США (1775-1823) . -  М .: Весь Мир, 2010 .- 325 с.  
  69. Федосов, Д. Г. Андские страны в колониальную эпоху: религиозная и художественная картина мира. - М .: КомКнига, 2005 - 247 с. 
  70. Фурсов, К. А. Держава-купец: отношения английской Ост-Индской компании с английским государством и индийскими патримониями. - М .: КМК, 2006 - 364 с.
  71. Хайек, Ф. А. Дорога к рабству / П ЕР. с англ. М. Б. Гнедовского . М., 1990.    
  72. Шарифжанов, И. И. Современная английская историография буржуазной революции XVII в. Основные идейно-методологические тенденции и направления.- М., 1982.
  73. Эрланже, Ф. Эпоха дворов и королей: этикет и нравы в 1558-1715 гг. - Смоленск: Русич, 2005.- 284, с.
  74. Юшников, А. В. В. И. Герье об Ипполите Тэне как историке Великой Французской революции // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 28.- Томск, 2007 - С. 141-145.
  75. Грант, Сьюзен-М. Война для нации американской гражданской War.- NY: Routledge, 2006. XIII, 261 с.
  76. Скиннер, Q. основы современной политической мысли. Vol. 2.- Cambridge: Cambridge University Press, 2005.- 405 р.
  77. Вlanning, TCW культура власти и сила культуры старого режима Europa 1660-1789. - Oxford: Oxford University Press, 2006 - 479 с.

Журналы:

Ресурсы Интернета:

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Автор:

Соколов Николай Николаевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений

Рецензент:

 Жигалов Борис Степанович - кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений

Программу курса см. на портале ИФ ТГУ -  http://www.if.tsu.ru

Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ

 

Председатель комиссии, доцент ______________ В.Ю. Соколов

Протокол № ___ от ____ »_______