Плоские рычажные механизмы, содержащие лишь низшие кинематические пары, находят широкое применение в машиностроении вследствие ряда присущих им достоинств.

При метрическом синтезе (проектировании) механизмов необходимо произвести выбор кинематической схемы и определить ее основные размеры. Последние рассчитываются по заданным условиям работы, определяемым в результате изучения механизируемого технологического процесса.

При проектировании новых механизмов приходится учитывать условия геометрии, кинематики, динамики, технологичности, надежности и т. п.

Удовлетворение всех этих условий представляет весьма сложную задачу, которая требует различного подхода к механизмам и особой методики их расчета. Поэтому единой теории синтеза механизмов не существует, и кинематические схемы проектируют по отдельным группам механизмов (рычажных, кулачковых, зубчатых и др.), а также по различным условиям их работы.

Основной задачей синтеза является осуществление заданного движения рабочего органа механизма. Решение этой задачи многовариантно, т. е. одну и ту же форму движения можно осуществить механизмами различных типов.

Конструктор обычно проектирует несколько вариантов схем и после их всестороннего изучения и сравнения выбирает наилучший – оптимальный для заданных условий.

Научные методы выбора оптимального варианта схемы механизма из их множества весьма сложны. Методы определения метрических параметров (основных размеров звеньев) по уже выбранной кинематической схеме развиты в достаточной степени.

Большое распространение вследствие их надежности, технологичности и способности передавать большие усилия получили рычажные механизмы, сочленения звеньев которых образуют низшие кинематические пары. Точная обработка плоскостей и цилиндрических поверхностей элементов низших пар возможна на обыкновенных металлорежущих станках, что приводит к малой стоимости изготовления деталей этих механизмов.

Простейшие четырехзвенные механизмы имеют четыре звена, одно из которых служит стойкой (на схемах рис. 5.1 подштриховано, не пронумеровано).

Рис. 5.1. Четырехзвенные механизмы

Эти механизмы могут преобразовывать равномерное вращательное движение кривошипа в неравномерное вращательное, возвратно-поступательное или в сложное плоское движение шатуна 2, а также преобразовывать поступательное движение во вращательное. Наиболее распространены шарнирный четырехзвенник (рис. 5.1, а), кривошипно-кулисный механизм (рис. 5.1, б) и кривошипно-ползунный механизм (рис. 5.1, в).