Планирование и разработка системы мониторинга включают пять этапов:

  1. Анализ целей проекта, проводящийся для получения четкого представления о плане проекта. Качественный мониторинг зависит от ясно определенных целей. Логико-структурный подход помогает обеспечить четкую формулировку целей и составить план мероприятий таким образом, чтобы направить их на достижение результатов и целей. Такая логическая последовательность упрощает отбор используемых для мониторинга показателей.
  2. Обзор процедур осуществления проекта с целью определить потребности в информации на различных уровнях структуры управления проектом. Уровень детализации требующейся информации и периодичность представления отчетов различны в зависимости от уровня управления. По существу, на данном этапе проводится согласование потребностей в информации с уровнями принятия решений.
  3. Обзор показателей, используемых для количественной оценки достижения целей. Внутри работающего над выполнением проекта коллектива первоочередное внимание уделяется физическому и финансовому мониторингу мероприятий и результатов. Инструментом такого мониторинга является ведение качественных записей, позволяющих проводить сравнения действительных расходов с бюджетом и достигнутого прогресса с графиком мероприятий проекта.
  4. Разработка форм отчетности, дающих менеджерам различных уровней проекта доступ к адекватной и своевременной информации, что упрощает аналитическую работу.
  5. Подготовка предназначенного для системы мониторинга плана осуществления проекта. В таком плане указываются требуемые персонал, навыки и подготовка, а также четко распределяются обязанности по сбору информации и отчетности.

Аннотация. Проект МППА – это практическое руководство по организации комплексного процесса планирования и оценки проекта. В соотношении с логико-структурным подходом его нужно рассматривать как одну из возможных технологий разработки общего содержания и логико-структурной матрицы проекта. Однако проект МППА невозможно применять к уже разработанным проектам, как в случае логико-структурного подхода. Метод МППА основывается на вовлечении всех участников, заинтересованных сторон в планирование самого проекта, выработку критериев и процедур (системы) оценивания. В этом контексте в МППА представление о результате и его оценивании – это представление о способах организации совместной деятельности для совместного определения результатов (а не их качества, как в случае с ЛСП), определения критериев и процедур их оценивания. Поэтому содержание проекта МППА раскрывается через описание организации деятельности на семинарах, посвященных совместному планированию и оценке (рис. 1).

Организаторами семинаров являются не участники и разработчики какого-либо конкретного проекта, а специалисты (фасилитаторы), владеющие методами МППА. Основа проекта МППА – методика, основанная на принципе широкого участия. Это базовое условие достижения совместной договоренности заинтересованными сторонами. Таким образом, различные (и нередко конфликтные) точки зрения могут интегрироваться в план, имеющий логическую последовательность, а путем выяснения возможных разногласий достигается учитывающее их соглашение. Следовательно, после начала воплощения проекта в жизнь между заинтересованными сторонами будет меньше трений.

Поскольку все заинтересованные стороны присутствуют при принятии решений, процесс работы в проекте становится очевидным и ясным для всех. Эта ясность увеличивает доверие к принятым способам решения. Доверие заинтересованных сторон к процессу принятия решений побуждает их к выполнению договорных обязательств. Особую важность указанный момент приобретает в обществе с иерархическим стилем руководства, характеризующимся недоверием к внутренней мотивации, а посему тяготеющим к строгим методам контроля.

Ограничение метода, основанного на принципе широкого участия. Если заинтересованные стороны не желают участвовать сами или признавать участие других, проект МППА не может быть использован. Не имеет значения, чем мотивируется это нежелание, – страхом перед очевидностью, отсутствием интереса, ненадежностью партнеров или другим. Если заинтересованные стороны отказываются, использование становится невозможным, поскольку подразумевается только добровольное участие. Следовательно, при командной системе в социальном контексте принятия решений «сверху вниз» возникают трудности использования проекта МППА.