Формула (порядок) записи упражнений на гимнастических снарядах, общеразвивающих и вольных.
В гимнастике существует определенный порядок (формула) записи упражнений, согласно которому (которой), упражнение (или отдельный элемент) записывается доступно, точно и кратко. Состоит эта формула (порядок) из пяти пунктов.
1. Исходное положение (И.п.) из которого начинается любое двигательное действие или предшествующее первому элементу движение: размахивание, размахивание в упоре на предплечьях, раскачивание и т.д.
2. Название основного движения: вис, подъем, оборот, перемах, спад, опускание, кувырок, и т.д.
3. Способ выполнения основного движения: махом, силой, разгибом, быстро, медленно, переворотом и другими способами.
4. Направление выполнения основного движения: назад, вперед, вправо, влево, книзу, кверху, внутрь, наружу.
5. Конечное или промежуточное (после выполнения отдельных элементов в целой комбинации) положение: упор, упор сзади, упор сидя, сед, вис согнувшись, вис прогнувшись.
В гимнастике существует две основные формы записи упражнений: обобщенная и конкретная.
Обобщенную форму записи применяют в случаях, когда не требуется точное описания каждого элемента или упражнения, что случается при составлении общих программ, общих учебных и рабочих планов, методических разработок и в некоторых других случаях.
При обобщенной форме записи, как правило, пользуются собирательными терминами, рассмотренными ранее и дающими представление об основной структуре движений. Так, в школьной программе по физической культуре вполне достаточной является такая запись общеразвивающих упражнений: одновременные и поочередные движения руками в основных направлениях; наклоны вперед; наклоны назад; повороты; приседания на одной и двух ногах; взмахи ногами в разных направлениях. При записи акробатических элементов: кувырки; стойки; перевороты; прыжки; равновесия. При записи строевых упражнений: построения; перестроения; строевые действия на месте; строевые действия в движении; размыкания; смыкания. При записи упражнений на гимнастических снарядах: подъемы; обороты; перемахи; круги одной ногой; упоры простые; упоры смешанные; висы простые; висы смешанные; опускания; спады. То есть, при обобщенной форме никакой конкретики не требуется.
Конкретная же форма записи предусматривает подробное описание каждого движения в соответствии с принятыми правилами гимнастической терминологии, основными требованиями, предъявляемыми к гимнастической терминологии, формулой записи упражнений. Конкретная запись должна давать совершенно точное, подробное и конкретное представление об особенностях выполнения каждого элемента в отдельности или комбинации в целом. Конкретная форма записи, в свою очередь, подразделяется на: терминологическую, сокращенную, графическую.
Терминологическая запись упражнений (элементов) производится в точном соответствии с определенными правилами, требованиями и порядком (формулой). Ничего лишнего при записи быть не должно
Упражнения на гимнастических снарядах можно записывать в строчку, отделяя один элемент от другого знаком тире, например:
Упражнение на перекладине:
Из виса стоя, согнув руки – подъем переворотом – оборот назад – перемах правой – соскок перемахом левой с поворотом направо.
Если же элементы в комбинации необходимо оценить, то запись производится в столбик, а справа проставляется стоимость каждого элемента:
Упражнение на брусьях:
1. Из размахиваний в упоре на плечах – 1,0 б
2. Подъем махом вперед в упор сидя сзади ноги врозь и перехват спереди – 2,5 б
3. Стойка на плечах силой – 2,5 б
4. Кувырок в упор сидя сзади ноги врозь – 1,5 б
5. Перемах внутрь и мах назад – 1,0 б
6. Соскок углом вправо махом вперед – 1,5 б
Терминологическая запись ОРУ
1–е упражнение. И.п. – о.с.
1. Левая назад на носок, руки вверх
2. И.п.
3. Правая назад на носок, руки вверх
4. И.п.
2–е упражнение. И.п. – упор присев
1. Упор лежа
2. Правая назад, согнуть руки
3. Упор лежа
4. Левая назад, согнуть руки
5. Упор лежа
6. Упор лежа ноги врозь
7. Упор лежа
8. И.п.
Комплекс ОРУ необходимо составлять правильно с точки зрения методики. Подбирать упражнения нужно так, чтобы разогреть организм занимающихся сверху вниз. В начале комплекса 5-6 упражнений для мышц шеи и верхних конечностей. В середине комплекса – 5-6 более сложных упражнений для мышц туловища и ног. В конце – 1-2 упражнения прыжкового характера и 1-2 упражнения на восстановление дыхания (типа потягиваний и расслаблении).
Вольные упражнения. 3-й юношеский разряд. Музыкальное сопровождение и его размер.
I. И.п. – о.с.
1. Левая в сторону на носок, руки в стороны.
2. И.п.
3. Правая в сторону на носок, руки в стороны.
4. И.п.
5. Упор присев.
6–7. Кувырок вперед в группировке.
8. О.с.
II
1–2. Равновесие на правой, руки в стороны.
3–4. Держать.
5. Упор присев.
6–7. Кувырок назад в группировке.
8. Упор лежа.
III
И так далее…
Вольные упражнения записываются строго по восьмеркам. Вверху указывается спортивный разряд, музыка и ее размер. Перед первой восьмеркой посередине ставится римская цифра I и рядом указывается исходное положение. Вверху слева проставляются арабские цифры и против них с заглавной буквы – двигательные действия. Затем записываются последующие восьмерки.
При сокращенной форме записи гимнастических упражнений, предназначенной как правило, для личного пользования, применяют условные сокращения, например: гимн. – гимнастика, эл. – элемент; упр. – упражнение, зан-ся – занимающийся.
Кроме этого можно применять различные символы и значки: ے – угол; + – упор;
┴ – шпагат; → – вправо; ← – влево; ↑ – кверху; ↓ – книзу; → ← – внутрь; ← → – наружу.
Однако, все это должно применяться в разумных пределах, чтобы самому не запутаться в своих записях.
Сокращенно выполняется запись гимнастических упражнений в учебных программах, пособиях, конспектах, где используются термины, объединяющие однотипные движения, например: подъемы (махом вперед, махом назад, переворотом, силой); соскоки (согнув ноги, ноги врозь, боком, углом), круги ногами (одноименные, разноименные, двумя)
Графическая запись – схематическое изображение исходного положения и основных движений с указанием счета под каждым рисунком. Графической записью пользуются при составлении конспектов уроков, при иллюстрации комплексов ОРУ, вольных упражнений, упражнений на гимнастических снарядах, при изображении последовательности действий в разных фазах выполнения упражнений. Она может быть выполнена «контурным» (силуэтным) или «линейным» («чертиками») изображением. Сочетание текстовой и графической записи – это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике (таблица).
Сочетание текстовой и графической записи