АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – понимается: 1) как исчерпывающее знание об объекте; 2) как предел, к которому стремится наше знание; 3) как момент абсолютного, непреходящего знания в составе относительного знания.
АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений, разрывая сущность и явление, ограничиваясь ощущениями.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – понятие, охватывающее многообразные теории зап. философии 20 в., сложившиеся в рамках аналитической традиции. В широком плане – АФ – это определенный стиль философского мышления, подразумевающий строгость и точность используемой терминологии наряду с осторожным отношением к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям.
АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) – философское учение о человеке, человеческом бытии, не сводимом только к социальным и биологическим свойствам и качествам. Человек – существо универсальное. Философская антропология стремится показать целостность человека, взятого в единстве его телесности, воли, эмоций и разума.
АНТРОПОМОРФИЗМ – наделение природный вещей и предметов деятельности людей человеческими чертами, придание им человеческого облика.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире как центральной.
АНТИСЦИЕНТИЗМ – характерная для общественного сознания ХХ в. философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс.
АРХЕТИП – 1) прообраз, первоначальный образ, идея (у Платона – эйдос); 2) структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения все людям (в аналитической психологии К. Юнга).
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – понятие, используемое рядом психологических концепций для обозначения мотиваций личности, не проходящих через ее сознание, некие автоматизмы поведения.
БИОСФЕРА – активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения.
БЫТИЕ – все существующее (сущее как таковое): природное бытие, социальное бытие, бытие человека, духовное бытие.
ВЕРИФИКАЦИЯ – установление истинности или эмпирической осмысленности научных утверждений.
ВОЛЮНТАРИЗМ – направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей.
ВОЛЯ – сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА – совокупность предметов и явлений живой и неживой природы, вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественного производства, и составляющих необходимое условие существования и развития человеческого общества.
ГЕРМЕНЕВНИКА – 1. – искусство истолкования текстов; 2. – направление философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка.
ГИЛОЗОИЗМ – философская концепция, отрицающая границу между «живым» и «неживым» и признающая всеобщую одушевленность универсума.
ГИПОТЕЗА – научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно.
ГНОСЕОЛОГИЯ или (и) ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
ГОСУДАРСТВО – аппарат управления обществом, наделенный властью, опирающийся на силу закона или на органы принуждения.
ГУМАНИЗМ – (лат. – человечный) – совокупность взглядов, выражающих уважение к достоинству человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Содержание понятия «гуманизм» носит конкретно-исторический характер.
ДАРВИНИЗМ – материалистическая теория эволюции органического мира, обоснованная Ч. Дарвиным и его последователями.
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ – философские концепции, сводящие закономерности развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции.
ДВИЖЕНИЕ – внутренне присущее материи, неотъемлемое ее коренное свойство (атрибут), способ ее существования. Движение неразрывно связано с материей, не существует без нее; оно вечно, несотворимо и неуничтожимо, т.е. не может исчезнуть и не может быть создано из ничего. В широком смысле движение – это всякое изменение, оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной.
ДЕТЕРМИНИЗМ – система философских взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира.
ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
ДИСКУРСИВНЫЙ – (от позднелат. – discursus – рассуждение, довод) – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Дискурсивное знание предполагает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное.
ДОГМАТИЗМ – метафизический способ мышления, признающий в процессе познания только абсолютную истину и отрицающий относительную. Догматизм может проявляться и в деятельности людей.
ДУАЛИЗМ – философское направление, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу и независящими друг от друга, двух начал – идеального и материального.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – это процесс деятельности людей и результаты их деятельности в духовном производстве, в духовной сфере быта и в изменении духовной природы человека.
ЗАКОН РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА – внутренняя, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь общественных явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
ИДЕАЛИЗМ – философское направление, противоположное материализму, утверждающее, что сознание, мышление, психическое – первично, определяюще, а материя, природа, физическое – вторично, производно. Причем, объективный идеализм признает духовное первоначало вне и независимо от человеческого сознания, а субъективный идеализм – на первый, определяющий план выносит сознание субъекта (отдельного человека или людей вообще). ИНДИВИД – понятие применимо тогда, когда мы хотим выделить отдельного человека как представителя рода человеческого. Понятие «индивид» включает как общие (свойственные роду человеческому), так и индивидуальные качества.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – Сознание индивида, личности как представителя социальной общности, сочетающего в себе общие (групповые) и индивидуальные интересы, взгляды, представления.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – означает единичные, неповторимые черты и свойства человека (как существенные, так и несущественные)
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – философско-социологическая концепция, исходящая из членения всемирной истории на основе стадий или технологических эпох: аграрная, промышленная, сфера услуг, и, наконец, информационная. Последняя характеризуется смещением акцента в развитии человечества на производство и потребление информации на основе «глобальной электронной цивилизации».
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – то, что не может быть постигнуто разумом, выражено в логике, в понятиях, в системной упорядоченной форме. К сфере иррационального может быть отнесен широкий спектр проявлений человеческого внутреннего мира: эмоции, страсти, переживания, состояния сознания, интуиция, воля, различного рода озарения и духовные экстазы.
ИСТИНА – соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Истина всегда конкретна.
КУЛЬТУРА – есть общественное явление, которое выступает мерой и способом реализации сущностных сил человека как социального субъекта в его деятельности и в созданных в результате этой деятельности продуктах материального и духовного производства.
ЛИЧНОСТЬ – под личностью следует понимать совокупность определенных социальных качеств индивида как субъекта деятельности. В понятии «личность» выражается социальная сущность человека, которая является производной от тех конкретно-исторических условий, в которых человек формируется.
ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – вторая ступень в познании действительности человеком посредством абстрактного мышления, которое осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений.
МАТЕРИАЛИЗМ – одно из двух противоположных философских направлений, которое исходит из первичности материи, природы, бытия, а сознание, мышление рассматривает как свойство материи.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – это процесс деятельности людей и результаты их деятельности в материальном производстве, в материальной сфере быта и в изменении физической природы человека.
МАТЕРИЯ – философская категория, являющаяся центральной для различных материалистических систем и, прежде всего диалектического материализма, где она трактуется как объективная реальности, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Понятие материи не отождествляется с каким-либо ее конкретным видом или свойством.
МЕТАФИЗИКА – противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Метафизика – результат односторонности в познании, абсолютизации отдельных сторон и моментов познавательного процесса.
МЕТОД – (в философии) – способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов человека на мир и свое место в нем, оценка этих взглядов и использование результатов оценки в своей практической деятельности.
МОНИЗМ – способ рассмотрения явлений мира, исходя из какого-то одного начала, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм, в зависимости от того, какое первоначало кладется в основу теоретического построения – материальное или идеальное.
НАТУРФИЛОСОФИЯ – (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем разнообразии связей и закономерностей ее явлений.
НАУКА – 1) одна из форм общественного сознания; 2) сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – качественное изменение методов теоретического исследования и типа мышления.
НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – качественный скачок в развитии современных производительных сил, характеризуемый превращением науки в ведущую силу производства, внедрением автоматического управления и изменением технологических методов производства.
НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – единое развитие науки и техники.
НООСФЕРА – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Ноосфера – новая, высшая стадия биосфер, связанная с возникновением и развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов ближайшей сферы Земли, глубоко изменяя ее в своей деятельности. (Причем результаты этой деятельности ведут не только к положительным, но и негативным проявлениям для жизни самого человека).
ОБЩЕСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – (в марксистской философии) категория, характеризующая определенную ступень развития общества, которой присущи особый способ материального производства и, соответствующие ему, социальная структура, и идеологическая надстройка
ОБЩЕСТВО – это самоорганизующаяся, сложно динамическая система отношений людей к природе и между собой, складывающаяся на основе разнообразных видов деятельности по удовлетворению их индивидуальных и групповых потребностей.
ОБЪЕКТ – понятие, служащее для обозначения вещи или предмета, а с XVIII в. – то, что противостоит субъекту в познавательной и практической деятельности.
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО – понятие, введенное К. Поппером и обозначающее демократическое общество, которое характеризуется плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми структурами правового государства, а также готовностью изменять свои государственные институты сообразно реальным потребностям людей.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – категория, характеризующая процесс развития познания. Научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми.
ОТРАЖЕНИЕ – есть всеобщее свойство материи, и означает способность реагировать определенным образом на воздействия извне. Каждой форме структурной организации материи, каждой форме движения материи, связанной с этой организацией, соответствует и своя особая форма отражения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.
ПАНПСИХИЗМ – философская концепция о всеобщей одушевленности природы.
ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир.
ПАРАДИГМА – понятие, означающее совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении научных проблем.
ПОЗНАНИЕ – вид человеческой деятельности, связанный с активным целенаправленным отражением действительности в сознании человека
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА – это система институтов, организаций и учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами, нациями, государствами.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций.
ПРИРОДА – в широком смысле – весь материальный мир в многообразии его форм (включая и человеческое общество); в узком смысле – внешняя среда как совокупность физико-химических, биологических явлений и процессов, образующих естественные условия существования и развития общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы».
ПРОИЗВОДСТВО – процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Производство есть вечное естественное условие человеческой жизни – основа всей человеческой истории.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ – формы бытия материи, ее неотъемлемые коренные свойства. Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой – протяженность материальных объектов. Временные отношения – это порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность.
РАЦИОНАЛИЗМ – учение в теории познания, согласно которому логическое мышление рассматривается как «чистое мышление», якобы независимое от чувственных данных (опыта).
РЕАЛЬНОСТЬ – (от позднелатинского – realis – вещественный, действительный). Понятием реальность обозначается все существующее в мире. Различают объективную реальность – все существующее в мире независимо от сознания; и субъективную реальность – сознание человека, общества.
РЕЛЯТИВИЗМ – разновидность метафизического способа мышления, признающего в процессе познания только относительную истину.
РЕФЛЕКСИЯ – способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания.
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ – способность человека понимать и оценивать себя как личность. Важно, чтобы самосознание было адекватно действительному положению вещей. На процесс формирования личности одинаково вредно сказываются как недооценка, так и переоценка своих способностей.
СВОБОДА ЛИЧНОСТИ – означает активное и сознательное воздействие человека на условия жизни, его способность достигать свои цели, осуществлять свои планы. Свобода личности определяется: 1) степенью господства данного общества над силами природы (степенью ее познания и овладения); 2) характером общественных отношений и политическим строем общества; 3) степенью контроля над собственной деятельностью и поведением (уровень развития самосознания личности).
СЕНСУАЛИЗМ – учение в теории познания, признающее ощущения единственным источником познания действительности.
СКЕПТИЦИЗМ – философское учение, выражающее сомнение в возможности получения истинных знаний о мире.
СОЗНАНИЕ – высшая форма отражения действительности, свойственная человеку. Оно представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего личного бытия. В зависимости от носителя следует различать личное (индивидуальное) и общественное сознание.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – область философского знания, исследующая наиболее общие характеристики общественной жизни, социальные закономерности, их специфику.
СТРУКТУРАЛИЗМ – обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем.
СХОЛАСТИКА – тип религиозной философии, развившейся в средневековых университетах. Характеризуется подчинением философии примату теологии и особым интересом к формально-логической проблематике.
СЦИЕНТИЗМ – термин, обозначающий взгляды людей, которые чрезмерно преувеличивают роль науки в культуре и в обществе в целом.
ТЕХНИКА – система искусственных органов и средств человеческой деятельности, предназначенных для ее облегчения и повышения эффективности, применяемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.
УНИВЕРСУМ – понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью.
ФАТАЛИЗМ – философское воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного развертывания событий, что исключает свободу выбора и случайность.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – одно из главных направлений в философии 20 в. Исходный пункт философии как философского учения – возможность обнаружения и описания интенциональной жизни сознания (Гуссерль), бытия личности (Шелер) и фундаментальных структур человеческого существования (Хайдеггер). Основная идея Ф. – неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры.
ФИЛОСОФИЯ – особая форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека, составляющая основу мировоззрения, исследующая преобразовательное, познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – течение в философии кон. 19 – нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного положения «жизнь» как основополагающую основу мира.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – анализирует сущность, направление, ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – (лат. сivilis – гражданский) – 1) совокупность всех форм и видов материального выражения культурной деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства, всех видов коммуникаций (форм общения), социальных институтов и т.д.; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) это реальная культурно – историческая целостность людей, общества в целом, в рамках которой осуществляются объективные закономерности социального развития, преломляясь через потребности, интересы и смыслы человеческой жизнедеятельности.
ЧЕЛОВЕК – биосоциальное понятие, характеризующее общие черты, свойственные человеческому роду (Homo sapiens). Специфические черты человека, выражающие его сущность как «человека» – сознание, духовная жизнь, способность пользоваться самыми разнообразными орудиями труда. Человек есть психосоматическое целое: душа и тело находятся в единстве, зависят друг от друга и имеют равноценное значение.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – первая ступень познания действительности человеком посредством органов чувств, т.е. живое созерцание в форме ощущения, восприятия, представления.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ – (существование) – означает истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним предметным объективированным формам.
ЭМПИРИЗМ – гносеологическая позиция, сторонники которой сводят научное знание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание.
ЭТИКА – учение о нравственности, интеллектуальных предпосылках морального сознания.
ЭСТЕТИКА – философское учение о прекрасном и формах его проявления в искусстве, жизни и природе.
ЯЗЫК – знаковая система, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций, реализации преемственности поколений.