Изучение проблем государственной информационной политики самым непосредственным образом связано с теми знаниями, которые определяют природу новых информационных феноменов.

Одним из таких феноменов является информационное общество. Первое приближение к информационным знаниям связано именно с этим явлением, поскольку оно определяет и отражает современное состояние информационной эпохи, сквозь его призму происходит осознание и понимание правоведами той самой информационной парадигмы развития общества.

В литературе последнего времени ему уделяется довольно много внимание.

Специалисты отмечают, что важнейшим фактором влияния на характер современной политики, экономики, управления, науки и культуры является глобальное проникновение в эти сферы информационных технологий.

Термин «информационное общество» впервые применил в первой половине 1960-х гг. профессор Токийского технологического института Юдзиро Хаяши, а в научный оборот введение этого термина приписывается Фрицу Махлупу и Тодао Умесао – авторам, получившим широкую известность благодаря исследованиям динамического развития наукоёмких производств (82, 28).

 В 1960-е гг. многие характеристики будущего информационного общества определялась различными научными организациями в отчетах японскому правительству. При этом подчеркивалось, что компьютеризация обеспечит высокий уровень автоматизации производства и избавит людей от рутинной работы, а производство информационного продукта должно стать движущей силой образования и развития общества (78, 28-29).

Последующие события подтвердили этот тезис. К концу 1990-х гг. существенно изменились не только количественные и качественные показатели развития общественного производства, но и его социальные характеристики.

Темпы роста производства и потребления товаров, имеющих информационных характер, значительно превзошли динамику создания традиционных продуктов производства индустриальной эпохи. Массовое внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы человеческой деятельности качественно преобразовали жизнь и общественное сознание. Сегодня вовлеченный в общественное производство человек трудно себя представляет без компьютерных систем и технологий, сети Интернет и мобильного телефона - продуктов современной информационной эпохи. 

Главным элементом понимания информационного общества как феномена является то, что это не новая его форма политической организации, не новая форма производства и потребления материальных благ (т.е. экономической организации общества) и не новая форма общественного устройства (в социальном измерении), а новое состояние производства и использования знаний об окружающей действительности, основанное на достижениях технического прогресса.

Состояние производства и использования знаний принято определять как совокупность отдельных параметров процесса производства, получения и использования особого рода информации, отражающей смысловое значение объектов существующей действительности - знаний. Для того, чтобы общество приобрело новое качество, или новое состояние, которое характеризует его как информационное, оно должно основываться на прочном фундаменте знаний.

Знание, по определению Платона – «это то основательное, устойчивое, достоверное, что остается и стоит рядом с тем, что “шествует, несется и течет”, что позволяет снимать меру заблуждения» (79, 677).

Совокупность параметров получения информации в обществе исторически изменяются. До изобретения типографского станка они были одни, после изобретения и внедрения компьютерной техники они стали другими. Но эти параметры не только изменяются, они еще и определяют характеристику самого общества. Изменение параметров производства и получения информации способствует изменению параметров общества.

Итак, набор или система информационных параметров определяется признаками и чертами, характеризующими информационное общество.  Рассмотрим некоторые из них.

1. Высокоразвитая информационная инфраструктура и массовая (глобальная) информатизация.

Инфраструктура включает в себя такие компоненты, как компьютеры, цифровые системы передачи данных и средства связи, системы доступа к средствам связи, высокие информационные технологии и др.

Информатизация как организованный и научно обоснованный процесс создания базовых условий удовлетворения информационных потребностей с помощью средств вычислительной техники, электросвязи и компьютерных технологий начался с середины 1990-х гг. Этому способствовало, прежде всего, массовое производство удобной для персональной работы компьютерной техники. Несмотря на то, что первые персональные компьютеры были созданы еще в середине 1970-х гг., все же их массовое использование было затруднено не только экономическими  причинами (высокой стоимостью), но и относительно малыми их возможностями для эффективного использования.

Цифровые системы передачи информации, а также создание новых способов преобразования, обработки и использования компьютерной информации, т.е. информационных технологий, способствовали более широкому распространению компьютерной техники.

 Катализатором массовой информатизации стало создание новых технологических возможностей функционирования глобальной компьютерной сети Интернет. На рубеже 1980-90-х гг. стала внедряться новая система стандартов передачи данных, т.е. информации, обработанной на компьютере. Такие стандарты были разработаны на новом поколении  сетевых технологий и протоколов, которые позволяли с высокой скоростью производить, передавать и воспроизводить компьютерную информацию. Эти возможности были высоко оценены пользователями и сразу же стали  внедряться в передовых отраслях человеческой деятельности (государственном управлении, промышленности и финансово-кредитной сфере,  в науке и образовании, а также отдельных сферах юридической деятельности).

С этого момента интерес к информации значительно возрос. Черты массовой информатизации как признака информационного общества в настоящее время наблюдаются в мире и в России. Это проявляется не только в том, что процесс компьютеризации и внедрение ИКТ расширяется во всех отраслях экономики и государственном управлении, но и в массовом употреблении населением информационной инфраструктуры.

2. Широкий доступ к информационным ресурсам.

Технические и технологические возможности общества в использовании информации, остаются всего лишь возможностями. Для  реализации информационных потребностей необходимо создавать условия доступности к информационным ресурсам. Состояние доступа определяется соответствующими условиями (возможностью) получения информации или ознакомления с нею. Такие условия определяются режимом доступа или совокупностью условий организационного, правового и технического характера. Организационные условия доступа определяются административно-управленческими действиями. Правовые условия доступа устанавливаются нормативно-правовыми актами. Технические действия связаны выбором технических и технологических средств предоставления и получения информации.

Важнейшие для человека и общества массивы информации сосредоточены у государства и его организованных структурах (баз данных, реестровой информации, библиотеках, архивах, хранилищах и т.д.). Много информации персонального характера создается, фиксируется и хранится различными организациями в связи с их деятельностью. Нередко такая информация обрабатывается и хранится помимо воли и желания человека, но в силу общественных потребностей. Процесс предоставления возможности ознакомления (доступа) и получения такой информации еще пока не организован. В настоящее время ведутся работы по обеспечению доступа к официальной и персональной информации, однако дело идет очень медленно.

Доступ к так называемой «корпоративной информации», т.е. информации о деятельности хозяйственных организаций, вообще не организован. Со стороны руководителей корпораций движения в сторону создания организационных и правовых условий доступа к такой информации не наблюдается. Даже в тех случаях, когда предоставление такой информации по закону обязательно (в случаях загрязнения окружающей среды, например).

Дело осложняется еще и тем, что современные (электронные) формы и технологии взаимодействия между организациями и человеком в интересах удовлетворения его информационных потребностей трудно пока внедрить в массовом виде. На это существуют и экономические, и организационные, и технологические причины.

Одним словом, общественный доступ к информации как признак информационного общества пока еще существует только потенциально, хотя уже в настоящее время создано немало организационных и правовых условий мероприятий, направленных на обеспечение общей доступности к информации о деятельности государственных органов.

3. Рынок информационных продуктов.

В обществе, основанном на знаниях, необходим цивилизованный оборот информационных продуктов, т.е. материальных и нематериальных объектов информационного характера, имеющих потребительские свойства. К ним относятся структурно оформленные массивы информации, программные продукты и иные технологические информационные системы, которые необходимы для  удовлетворения информационных потребностей. Рынок информационных продуктов предполагает баланс между массовым потреблением и предложением производства информационных объектов.

Организационными являются такие условия, которые предполагают деятельность, связанную с организацией производства, структуризацией информационных ресурсов и вынесением их на рынок со стороны собственников и обладателей таких ресурсов. К правовым условиям относится создание системы эффективного информационного законодательства, которое наиболее адекватно отражает потребности всех  субъектов информационной деятельности, участвующих в обороте информационных продуктов, в т.ч. их производителей и потребителей. К финансово-экономическим условиям относится процесс создания механизма финансирования и учета информационных ресурсов, их оборота и потребления.

Нередко в литературе деятельность СМИ авторы определяют как информационный рынок. Это неверно ни с точки зрения формы рынка, ни с точки зрения его содержания. Задачей СМИ является наиболее адекватное отражение событий, формировать правдивый образ существующей действительности. В этой деятельности отсутствует экономическая природа и рыночные отношения. Сущность последних составляет свободный оборот товаров и услуг, стоимость которых определяется сбалансированным спросом и предложением.

Массовая и общедоступная информация об окружающей жизни никак не может определяться отмеченными критериями, она должна отвечать требованиям правды жизни и добросовестного освещения ее в допустимых формах. Причем, вне зависимости от формы распространения (печатной или электронной). Единственным стоимостным критерием здесь могут быть затраты, которые несет СМИ на приобретение и использование общедоступной информации, а также стоимость ее носителя (бумаги, электронных средств и др.).

 

Информационных рынок – это свободный оборот информационных продуктов и услуг, производство и реализация которых зависит от общественных потребностей в рамках, определяемых государством.

4. Информационный сектор экономики становится приоритетным направлением развития общества.

Процесс массовой информатизации в настоящее время бурно развивается. Он создает предпосылки к формированию самостоятельного сектора экономики, который обычно в литературе называется информационно-коммуникационным сектором (ИКТ-сектором), информационный сектор или информационно-технологическим сектором (ИТ-сектором).

ИКТ-сектор экономики - это та ее сфера, которая связана с производством, финансированием и потреблением информационных продуктов (включая программные продукты и технологии), электронной техники, телефонии и электросвязи, телекоммуникациях и многих других товаров и услуг, которые пользуются все большим спросом у потребителей.

Развитие сектора информационно-технологической индустрии обеспечивается:

Информационно-технологические компании (IT-компании) в рейтингах развития мировой экономики обычно занимают лидирующие места вместе с фирмами нефтегазового сектора. О приоритетном направлении развитие ИКТ-сектора свидетельствует факт активизации в России государственной политики в области информатизации, что подтверждается федеральными документами (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия», Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства и др.) а также региональными и муниципальными  программами «электронный регион», «электронный город» и другими формами развития информационного общества в России.

5.Высокий уровень информационной культуры.

Современная информационная культура по большому счету должна быть определяющим фактором развития гражданского общества в современных и особенно будущих информационных реалиях. Не самые совершенные компьютерные, телефонные и телевизионные  устройства, не самые наукоемкие высокие технологии будут определять векторы движения человека к своему совершенству. Главные черты информационной цивилизации будут определяться степенью и уровнем информационной культуры. Основной критерий развития информационного общества тесно связан с самим человеком, с его духовным содержанием, с его поступками в новом технологически обустроенном мире. Поэтому проблемы нравственности и этики будут определяющими.

Информационная культура как возможность поступать ответственно, самостоятельно реализуя свои информационные потребности и действия, тесно связана с понятием «информационная свобода», т.е. возможностью поступать беспрепятственно, но сообразуя свои информационные действия с аналогичными потребностями и действиями других членов человеческого сообщества.

Иначе говоря, каждый должен сопоставлять свои информационные желания (хотения) и, особенно, действия с тем, что обычно определяется этическими правилами, вне зависимости от того, поддерживаются такие правила силой и принуждением или нет.

Необходимо заметить, что конкретная информационная среда только тогда становится привлекательной для человека, когда она не имеет жестких правил и условий ее использования. Иначе и быть не может, так как в противном случае пользователь ищет другое место приобретения и приложения своих знаний.

Информационная свобода обычно понимается как всеобщая вольность в поиске, передаче и использовании абсолютно любой информации в обществе. В то же время свобода информации должна пониматься как естественная необходимость человека в получении наиболее адекватного отражения существующей действительности с тем, чтобы ориентироваться в жизненных ситуациях и находить для себя наиболее правильные варианты достойного выхода из кризиса. Это особенно актуально в настоящее время, когда жизнь наполнена кризисными ситуациями и опасными их проявлениями. Человек заинтересован в адекватном отражении и именно этот интерес, эта потребность носит естественную природу, поэтому право на информацию совершенно справедливо относят естественным правам человека.

Однако в этот естественный процесс отражения всегда пытаются проникнуть структуры, заинтересованные в том, чтобы естественный ход отражения действительности направить по иному вектору, в другое русло, выгодное для этих структур. К таким структурам относятся, например, средства массовой информации, которые призваны влиять на состояние информированности населения. В основном они правдиво отражают действительность, но нередко и весьма искаженно.

К сожалению, информационная культура нередко трактуется как уровень владения знаниями и навыками работы с информацией и средствами ее обработки, а свобода пользования информационной сферы нередко трактуется произвольно и не в интересах потребителя.

Это касается и среды Интернет, где наряду с благом можно несанкционированно получить «вредоносную информацию» в форме невостребованной графики, либо несанкционированное почтовое отправление. Пользователю информационной сферы нередко навязываются искаженные представления о культуре, примитивные и совершенно дикие смыслы, не имеющие ничего общего с благом. А именно для получения социально полезной информации задумана массовая информация как общественный феномен.

Информационная культура предполагает не только возможность овладения информационными знаниями, но и обязанность человека не злоупотреблять своими правами и свободами в общем информационном пространстве, поскольку невыполнение этого бремени может вызвать ущемление либо уничтожение аналогичных прав и свобод других людей.

Участникам информационных отношений ничего не остается, как только соблюдать этот исторический постулат, а потому самим непосредственно участвовать в организации правил поведения, используя всеобщую конструкцию поведения, основным содержанием которой должны быть разум и добрая воля.

На основании описанных признаков можно сформулировать определение информационного общества.

Информационное общество – такое состояние развития общества, которое характеризуется высокоразвитой информационной культурой, инфраструктурой и массовой информатизацией, широким доступом населения к информационным ресурсам, рынком информационных продуктов и приоритетным развитием информационного сектора экономики.