1.1. Физическая культура и спорт как отрасль и объект менеджмента
Термин «МЕНЕДЖМЕНТ» (management) – английского происхождения и на русский язык одним словом не переводится. Оксфордский толковый словарь предлагает следующие толкования термина «менеджмент»:
Среди российских специалистов термин «менеджмент» все более утверждается как синоним русского слова «управление», но смысл слова «управление» на самом деле шире, так как оно употребляется не только применительно к различным сферам человеческой деятельности, но и к биологическим, техническим системам.
В «Словаре иностранных слов» менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
Что же такое спортивный менеджмент? По определению доктора педагогических наук, профессора И. И. Переверзина, СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – это теория и практика эффективного управления физкультурными и спортивными организациями, действующими в рыночных условиях. Таким образом, мы будем употреблять термин «спортивный менеджмент» в том же значении, что и давно известное нам словосочетание «управление физической культурой и спортом».
Физическая культура составляет подотрасль такой отрасли народного хозяйства России, как «Здравоохранение и социальные услуги». Системообразующим фактором любой отрасли является организация.
ОТРАСЛЬ «Здравоохранение и социальные услуги»
ПОДОТРАСЛЬ «Физическая культура»
Спортивная организация
Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят около 110 тысяч различного типа физкультурных и спортивных организаций (спортивные школы и училища олимпийского резерва, спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные клубы, высшие учебные заведения, общеобразовательные школы и т.д.).
В физкультурно-спортивных организациях России трудится более 270 тысяч специалистов (тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и т.д.), а также около миллиона рабочих и технического персонала. По последним данным в секциях и группах по видам спорта занимается около 15,5 миллиона человек и почти 22 миллиона посещают учебные занятия по физической культуре.
Основным продуктом деятельности этих организаций являются физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы физкультурно-спортивных занятий, программы и системы учебно-тренировочных занятий, методические комплексы, спортивные зрелища и т.д.
Из всего вышеизложенного очевидно, что физическая культура и спорт в качестве отрасли и объекта менеджмента представляют собой совокупность организаций и учреждений, осуществляющих деятельность по производству физкультурно-спортивных услуг, по физическому совершенствованию людей на научно-обоснованной, программно-методической и официально признанной нормативной основе.
Наличие подотрасли физической культуры и спорта является также объективной основой разработки наряду с общей теорий менеджмента еще и специальной отраслевой теории спортивного менеджмента, которая отражает специфические закономерности функционирования данной отрасли в конкретных условиях.
Таким образом, спортивный менеджмент представляет собой один из видов отраслевого специального менеджмента, обеспечивающих эффективное функционирование организаций отрасли физической культуры и спорта в рыночных условиях.
Иначе говоря, спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид трудовой профессиональной управленческой деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов.
Содержание спортивного менеджмента составляют:
Общий и спортивный менеджмент имеют еще одно характерное свойство – наличие профессиональных руководителей (за рубежом их называют менеджерами).
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР – это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации, владеющий искусством научного управления и наделенный правом принимать управленческие решения.
Искусство менеджмента характеризуется как раз особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей практической управленческой деятельности.