Понятие «компетентность» уже, чем понятие «профессионализм», поскольку человек может быть профессионалом в своей области, но не обязательно компетентным во всех вопросах конкретной профессии.
Компетентность определяют:
- как сочетание психических свойств;
- как психическое состояние, которое дает возможность человеку действовать самостоятельно и ответственно;
- как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции.
А.К. Маркова выделяет следующие виды профессиональной компетентности:
специальная компетентность — владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие;
социальная компетентность - владение коллективной профессиональной деятельностью и принятыми приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития;
индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках своей профессии; готовность к постоянному профессиональному росту; способность к самосохранению; неподверженность профессиональному старению; умение рационально организовывать свой труд (без перегрузок).
Совокупность этих видов профессиональной компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, в общении, становлении личности и индивидуальности профессионала.
Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) -это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности человека.
Таким образом, ППК представляет собой совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия структурировать научные и практические знания в целях более эффективного решения педагогических задач.
Основные составляющие ППК.
Специально-педагогическая компетентность педагога предполагает его осведомленность и авторитетность в области конкретной науки, определяющей содержание учебного предмета, которым должны овладеть обучаемые.
Специальная компетентность педагога базируется на его научной компетентности (знания науки плюс умения и навыки применять их на практике).
Научно-педагогическая компетентность предполагает умение педагога превращать науку в средство воспитательного воздействия на обучаемого.
Методическая компетентность предполагает выбор оптимальных методов обучения для решения конкретных дидактических задач — в том числе обучения будущих педагогов методике преподавания.
Социально-психологическая компетентность педагога — это его знание процессов общения, которое осуществляется внутри групп обучаемых, между педагогом и группами, между педагогом и обучаемыми, и с учетом этого успешное решение поставленных задач для достижения педагогических результатов.
Дифференциально- психологическая компетентность предполагает знание педагогом индивидуальных особенностей каждого обучаемого, его способностей, сильных сторон его характера, достоинств и недостатков предшествующей подготовки.
Аутопсихологическая компетентность состоит в осведомленности педагога о сильных и слабых сторонах его собственной личности и своей педагогической деятельности, о способах профессионального самосовершенствования, которое позволит повысить эффективность его труда.
Общепедагогическая компетентность предполагает осведомленность педагога о необходимости научного подхода к проектированию и организации педагогического процесса, результатом которого могут быть технологии обучения и воспитания.
Профессионализм в педагогической деятельности
Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач.
Результатом решения педагогических задач является переход обучаемого из одного состояния в другое и достижение психического новообразования в личности и деятельности.
Результатом решения функциональных задач является создание инструментария педагогического воздействия для получения психологических продуктов деятельности. Самыми эффективной формой такого инструментария являются педагогические технологии.
Профессионализм деятельности педагога может рассматриваться с учетом следующих аспектов:
- теории совершенствования профессионально-педагогической деятельности;
- профессионализм педагогического творчества;
- технологий исследования;
- технологий психолого-педагогического конструирования;
- технологий психолого-педагогического взаимодействия.
Психологическая структура педагогической деятельности — это последовательная взаимосвязь и система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей посредством решения педагогических задач. В ней выделяются проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.
Проектировочный компонент включает
1). цель и стратегию деятельности;
2). определение форм, методов и средств достижения результата в соответствии с поставленной целью.
Конструктивный компонент включает:
1). отбор и структуру содержания информации, которая должна стать достоянием обучаемых;
2). проектирование деятельности обучаемых, в которой необходимая информация может быть усвоена;
3). проектирование собственных деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучаемыми.
Организаторский компонент включает организацию:
1). информации в процессе ее сообщения обучаемым;
2). различных видов деятельности обучаемых таким образом, чтобы результаты соответствовали поставленным целям;
3). собственных деятельности и поведения в процессе взаимодействия с обучаемыми. Интеграция является основной функцией организаторской деятельности, она достигается при использовании разнообразных средств, форм и методов организаторской деятельности. К ним относятся: учет, контроль, проверка исполнения, индивидуальная ответственность за результат своей деятельности.
Коммуникативный компонент включает установление правильных взаимоотношений между:
1). педагогом и коллективом обучаемых;
2). обучаемыми в микрогруппах;
3). педагогом и педагогическим коллективом;
4). педагогом администрацией.
Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает изучение:
1). содержания и способов воздействия на других людей;
2). возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей;
3). особенностей педагогического процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.