1. Успешность обучения
1. Осуществить оценку (самооценку) ОДП по данному критерию, используя 10-бальную шкалу (табл. №1).
2. Осуществить оценку (самооценку) ОДП по этому же критерию посредством его первичных признаков (табл. №9).
Таблица №9 Шкала оценки ОДП по первичным признакам критерия 1
Первичные признаки |
Оценка (самооценка) в баллах 1 0,5 0 (выражен (имеет (отсут- ярко) место) ствует) |
1. Формирование интереса обучаемых к своему предмету
2. Овладение прочными и глубокими знаниями
3. Формирование прочных навыков и умений
4. Обучение практическому применению полученных знаний, навыков и умений
5. Формирование системы знаний, навыков умений |
|
Сумма баллов: |
|
2. Комплексное решение задач образования, воспитания, развития обучаемых.
1. Осуществить оценку (самооценку) ОДП по данному критерию, используя 10-бальную шкалу (табл. №1).
2. Осуществить оценку (самооценку) ОДП по этому же критерию посредством его первичных признаков (табл. №10).
Таблица №10 Шкала оценки ОДП по первичным признакам критерия 2
Первичные признаки |
Оценка (самооценка) в баллах 1 0,5 0 (выражен (имеет (отсут- ярко) место) ствует) |
1. Обучение умению преодолевать трудности, проявлять настойчивость и волевые усилия в решении задач образования, воспитания, развития
2. Формирование научного мировоззрения
3. Формирование коллектива и личностных качеств обучаемых
4. Развитие способностей обучаемых и воспитание у них творческого отношения к учебной деятельности
5. Формирование ответственности за результаты учебной деятельности и поведение |
|
Сумма баллов: |
|
3. Степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания»
1. Осуществить оценку (самооценку) ОДП по данному критерию, используя 10-бальную шкалу (табл. №1).
2.Осуществить оценку (самооценку) ОДП по этому же критерию посредством его первичных признаков (табл. №11).
3.Сравнить оценки по первому и второму вариантам. Проанализировать и выявить причину их расхождения (если разница более 1 балла). Сделать окончательный выбор оценки.
Таблица №11. Шкала оценки ОДП по первичным признакам критерия 3
Первичные признаки |
Оценка (самооценка) в баллах 1 0,5 0 (выражен (имеет (отсут- ярко) место) ствует) |
1. Обучение приемам учебной деятельности
2. Формирование познавательной самостоятельности обучаемых
3. Формирование мотивов обучения
4. Привитие навыков учения и самообразования
5. Формирование у обучаемых активной жизненной позиции, и потребности в самовоспитании |
|
Сумма баллов: |
|
4. Совершенствование профессиональной деятельности
Таблица №12 Шкала оценки ОДП по первичным признакам критерия 4
Первичные признаки |
Оценка (самооценка) в баллах 1 0,5 0 (выражен (имеет (отсут- ярко) место) ствует) |
1. Постоянное совершенствование своих знаний, умений, навыков
2. Постоянный поиск нового в работе, проявление творческой инициативы 3. Изучение опыта других педагогов
4. Анализ и обобщение своего опыта работы
5. Ответственное отношение к профессиональной деятельности и ее результатам |
|
Сумма баллов: |
|
1. Осуществить оценку (самооценку) ОДП по данному критерию, используя 10-бальную шкалу (табл. №1).
3. Сравнить оценки по первому и второму вариантам. Проанализировать и выявить причину их расхождения (если разница более 1 балла). Сделать окончательный выбор оценки.
5. Профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога
1. Осуществить оценку (самооценку) ОДП по данному критерию, используя 10-бальную шкалу (табл. №1).
2. Осуществить оценку (самооценку) ОДП по этому же критерию посредством его первичных признаков (табл. №13).
Таблица №13 Шкала оценки ОДП по первичным признакам критерия 5
Первичные признаки |
Оценка (самооценка) в баллах 1 0,5 0 (выражен (имеет (отсут- ярко) место) ствует) |
1. Сформированность профессионально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций
2. Авторитет среди педагогов
3. Авторитет среди обучаемых
4. Активное участие в общественной педагогической работе
5. Использование опыта данного педагога другими педагогами
|
|
Сумма баллов: |
|
3. Сравнить оценки по первому и второму вариантам. Проанализировать и выявить причину их расхождения (если разница более 1 балла). Сделать окончательный выбор оценки.
Проставить в таблице № 14 окончательные оценки по каждому критерию результативно-личностного аспекта обучающей деятельности педагога и вычислить общую сумму баллов
Таблица №14 Определение обобщенного результативно-личностного показателя
Критерии |
Оценка (баллы) |
1. Успешность обучения
2. Комплексное решение задач образования, воспитания, развития
3. Степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания»
4. Совершенствование профессиональной деятельности
5. Профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога |
|
Сумма баллов (S2): |
|
Полученная сумма баллов (S2) представляет собой обобщенный результативно-личностный показатель (ОРЛП).
Шкала уровней оценки ОДП такая же, что и по обобщенному функциональному показателю (см. табл. № 8).
Определение уровня профессионализма педагога по комплексному показателю
Комплексный показатель (КП) — определяется по результатам оценки ОДП по обоим аспектам — функциональному и результативно-дичностному и представляет собой общую сумму баллов (S3), полученную в результате сложения суммы баллов S1 и суммы баллов S2.
На основании этого показателя определяется уровень реализации ОДП в процессе обучения. Для этого необходимо воспользоваться шкалой уровней профессионализма педагога по комплексному показателю (табл. №15).
Таблица №15 Шкала профессионализма педагога по комплексному показателю
Уровни профессионализма |
Комплексный показатель (кол-во баллов) |
I (очень низкий)
II (низкий)
III (ниже среднего)
IV (средний)
V(выше среднего)
VI(высокий — педагогическое мастерство с преобладанием деятельности по образцу)
VII (очень высокий — педагогическое мастерство с преобладанием творческого подхода) |
От 0 до 20
от 21 до 40
от 41 до 50
от 51 до 69
от 70 до 79
от 80 до 90
от 91 до 100 |
Анализ (самоанализ) полученных результатов по системе «ЛИДЕР»
Полученные результаты дают основание для анализа (самоанализа) результатов обучающей деятельности каждого педагога. Сделать это можно в такой последовательности.
1. Прежде всего необходимо ответить на вопросы:
- удовлетворены ли вы результатами проведенной оценки (самооценки)?
- насколько совпадают (или не совпадают) результаты оценки и самооценки?
- по каким критериям наблюдается наибольшее расхождение в оценке и самооценке и каковы его причины? 2. Все критерии ( в зависимости от оценки) надо разделить на три группы:
1). критерии, оценки по которым совпадают с установленным уровнем профессионализма;
2). критерии, оценки по которым выше установленного уровня;
3). критерии, оценки по которым ниже установленного уровня. В первой группе реализация критериев осуществляется на достигнутом педагогом уровне. Вторая группа критериев отражает наиболее сильные стороны деятельности педагога, т.е. те ее аспекты, по которым у него наблюдается наибольший успех. Третья группа критериев заслуживает особого внимания — это более слабые стороны в деятельности педагога. Повышение уровня профессионализма позволит устранить имеющиеся недоработки по этим критериям.
3). Осуществить анализ обучающей деятельности педагога по каждому критерию посредством его первичных признаков. Это предоставит педагогу возможности для профессионального роста, поможет наметить пути устранения имеющихся недостатков на основе сильных сторон его деятельности. Обобщенный анализ полученных результатов всего педагогического коллектива позволит наметить пути повышения квалификации педагогов с учетом наиболее слабых сторон их профессиональной деятельности.
Таблица №16 Сравнение уровней профессионализма по А.К. Марковой и Г.И. Хозяинову
Уровни профессионализма педагога (по А.К. Марковой) |
Уровни профессионализма педагога (по Г.И. Хозяинову) |
1. Допрофессионализм
2. Профессионализм: а). адаптация человека к профессии б). самоактуализация человека в профессии в). свободное владение профессией в форме мастерства
3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм)
4.Непрофессионализм (псевдопрофессионализм) |
I (очень низкий)
II (низкий) III (ниже среднего) IV(средний) V (выше среднего) VI (высокий — педагогическое мастерство с преобладанием деятельности по образцу) VII (очень высокий — педагогическое мастерство с преобладанием творческого подхода) Может проявляться на I, II и III уровнях
|
Сравнительный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1). общие подходы к определению уровня профессионализма и уровня обучающей деятельности педагога (по системе «ЛИДЕР») полностью совпадают;
2). педагогическое мастерство представляет собой высший уровень профессионализма (суперпрофессионализм).