Образовательная система для педагога сначала выступает как ведущий фактор профессионального становления и развития творческого потенциала, а затем как объективный фактор профессиональной самореализации творческого потенциала.

         В содержании образования выделяют 4 блока:

  1. Знания о мире и способах деятельности. (Способы овладения этими знаниями: 1). восприятие, осмысление, запоминание; 2). применение знаний в знакомой ситуации; 3). применение знаний в новой ситуации.
  2. Опыт осуществления способов деятельности (то, что накоплено человечеством). Способы овладения: 1). эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности; 2). осуществление профессионально-педагогической деятельности по образцу; 3). применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации.
  3. Опыт творческой деятельности (то, что накоплено человечеством, но у каждого человека, осуществляющего созидательную деятельность, может дополняться индивидуальным опытом). Способы овладения: 1). формирование умения выявлять и формулировать проблемы образовательной системы; 2). частично-поисковая педагогическая деятельность; 3). исследовательская деятельность в области социализации подрастающего поколения.
  4. Опыт эмоционально-волевого отношения к миру. Специфические элементы данного блока — опыт проявления личности педагога в процессе педагогических взаимодействий и ее профессионально-педагогическая направленность.                                                                                                         

     Таким образом, содержание педагогического образования включает следующие компоненты:

1). систему профессионально-педагогических знаний;

2).  систему профессионально-педагогических навыков и умений;

3). опыт творческой педагогической деятельности;

4). сформированные личностные и профессионально значимые качества педагога.                                                                                                           

 Этот общий подход используется на этапе подготовки будущих педагогов, пока они еще не выполняют педагогические функции самостоятельно.                                                                                                                      

 Формирование педагогического опыта

        С первого года самостоятельной деятельности начинается интенсивное формирование педагогического опыта. Именно педагогический опыт дополняет те знания, которые молодой специалист получил при обучении в вузе. В процессе педагогической деятельности совершенствуются полученные знания, развиваются личностные качества и педагогические способности, формируются профессиональные умения и навыки.

         Система профессионально-педагогических знаний, которая необходима для грамотного осуществления педагогической деятельности. Ее составные части:

1). знание содержания образования;

2). знание обучаемых, их возможностей в осуществлении учебной деятельности;

3). знание собственной педагогической деятельности;

4). знание себя как личности и как профессионала.                                                                                                                                                                              

 Система профессионально-педагогических умений и навыков. Ее составные части:

1). отбор, дидактическую организацию и передачу содержания образования как объекта деятельности обучаемых;

2). общение с обучаемыми; перевод обучаемых с уровня «объект образования, воспитания» на уровень «субъект образования, воспитания»; формирование у них опыта осуществления учебной деятельности, направленной на усвоение содержания образования;

3). организацию и осуществление собственной педагогической деятельности а процессе обучения;

4). формирования себя как личности и как профессионала, развитие профессионально значимых качеств и педагогических способностей; постоянное совершенствование себя как личности и как профессионала;

5). организацию педагогического процесса, т.е. использование системы умений и навыков в качестве инструментария педагогического воздействия для решения задач воспитания и развития обучаемых в процессе обучения.          

        Таким образом, эта система профессионально-педагогических умений и навыков необходима для достижения результата в соответствии с поставленной целью.                                                                                                                                                                                                                                                       

Педагогический опыт как составляющая педагогического мастерства

           Педагогический опыт можно определить как «совокупность педагогических знаний, умений, навыков эмпирического и научного происхождения, освоенных посредством практической деятельности в процессе воспитания, обучения и образования».(Г.И. Хозяинов).

         Важную роль в педагогической деятельности играет личность человека.

Три основные аспекта личности педагога в профессиональной деятельности:

1). гражданская и профессионально-педагогическая направленность личности;

2). личностные качества педагога, в том числе профессионально значимые;

3). педагогические способности, которые помогают человеку овладеть профессией и осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне.                                                                                                                  

Личностный аспект основ педагогического мастерства — это осознаваемое и неосознаваемое педагогическое воздействие личности педагога на обучаемых, способствующее достижению конечной цели.                             Особенно важное значение имеет индивидуальность личности. Именно она придает мастерству педагога своеобразие и неповторимость.                              Педагогический опыт, являясь результатом практической деятельности педагога, становится опорой для самореализации его творческого потенциала на пути к мастерству.

 

 

Виды педагогического опыта

         1. Традиционный — его отличительные способности: деятельность соответствует известным образцам; удовлетворительные и хорошие стабильные результаты; стремление к реализации принципа соответствия дидактическим и методическим требованиям.

         2. Передовой - его отличительные способности: деятельность не только соответствует известным образцам, но и основывается на новейших научно-методических достижениях; хорошие и высокие стабильные результаты; стремление к реализации принципа новизны приемов, методов и средств обучения.

         3. Новаторский - его отличительные способности: деятельность имеет новые, не встречавшиеся ранее в практике элементы, выходит за рамки методических предписаний; высокие стабильные результаты; стремление к реализации принципа оптимальности деятельности педагога и учащихся, основанной на их взаимодействии в достижении результата.                                                                                                                                                                         Изучение передового педагогического опыта      (ПО)                                      

         Основными этапами этого процесса являются:

1. анализ своего педагогического опыта;

2. изучение и анализ передового и новаторского педагогического опыта;

3. формирование своего (ПО) на уровне передового или новаторского пед -го опыта.                                                                                                       

Изучение пед-го опыта может быть направлено на решение основных задач:

- определение достоинств и недостатков (ПО);

- определение причин недостатков (ПО);

- поиск путей устранения этих недостатков;

- формирование педагогических образцов (эталонов);

- разработка критериев и показателей эффективности (ПО);

- выявление основных тенденций развития (ПО);

- поиск эффективных форм, методов, средств и способов практического внедрения (ПО).                                                                                                                 Решение этих задач приводит к рациональной и эффективной организации собственной деятельности, деятельности отдельных педагогов, педагогических коллективов и педагогических систем.