МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный университет
Физический факультет
УТВЕРЖДАЮ:
Декан физического факультета
_________________ В.М. Кузнецов
"_____"__________________2011 г.
Рабочая программа дисциплины
Методы определения параметров математических
моделей по данным измерений
Направление подготовки
230400 – «Информационные системы и технологии»
Наименование магистерской программы
Информационные системы и технологии в геодезии и картографии
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Статус дисциплины:
Профессиональный цикл
Томск-2011 г.
1. Цели освоения дисциплины
Целью курса «Методы определения параметров математических моделей по данным измерений» является формирование у студентов современных представлений о задачах определения параметров математических моделей по данным измерений и основных методах их решения в разных областях естествознания, включая геодезию.
Задачами курса являются:
n изучение классификации ошибок измерений и основных вероятностных характеристик оценок параметров моделей;
n приобретение навыков построения целевой функции в линейных и нелинейных задачах оценивания параметров моделей и основных алгоритмов их решения;
n изучение особенностей и свойств итерационных методов Гаусса-Ньютона, Ньютона, градиентного спуска, Левенберга-Марквардта, продолжения по параметру и их модификаций в задачах наименьших квадратов (НК), а также метода вариационно-взвешенных квадратических приближений в задаче наименьших модулей;
n формирование представлений о классификации задач оценивания по степени нелинейности и методах оценок точности решений, включая определение вероятностных областей возможных решений;
n приобретение навыков статистического моделирования задач.
Изучение данного курса включает также в себя решение несложных практических задач, что должно сформировать навыки решения задач оценивания.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина относится к профессиональному циклу. К моменту изучения курса «Методы определения параметров математических моделей по данным измерений» магистранты должны изучить основы математических дисциплин, включая линейную алгебру, математический анализ, теорию вероятностей и математическую статистику, а также численные методы, информатику и языки программирования.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК–1);
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–2);
- использование на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 4);
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК–6);
- б) профессиональными (ПК):
- способность демонстрировать профессиональные навыки работы в научном коллективе, порождать новые идеи (креативность) (ПК–1);
- способность осознавать и формулировать основные проблемы своей предметной области, применять универсальные методы и средства для их решения (ПК–2);
- способность профессионально эксплуатировать современное техническое оборудование, программное, математическое и лингвистическое обеспечения информационных технологий (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-3);
- способность осуществлять сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК–10);
- умение осуществлять постановку и проведение экспериментов по заданной методике, проводить анализ результатов экспериментов, осуществлять выбор оптимальных решений, подготавливать и составлять обзоры, отчеты и научные публикации (ПК–13);
- способность формировать новые конкурентоспособные идеи в области теории и практики информационных технологий и систем, разрабатывать методы решения нестандартных задач и новые методы решения традиционных задач (ПК–15);
- в) специальными (СК):
- умение применять современные методы типографики и презентации для представления результатов работы (СК–11).
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часов.
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Практич. аанятия
|
Сам. работа с препод.
|
Индивид. самост. раб.
|
|
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
Основные понятия. Общие представления об измерениях и их ошибках. Классификация ошибок измерений.
|
1
|
1
|
2
|
|
|
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Элементы линейной алгебры/
|
1
|
1
|
2
|
|
|
|
Устный опрос.
|
-
|
Элементы математической статистики.
|
1
|
2
|
2
|
2
|
|
2
|
Письменная проверочная работа.
|
-
|
Оценки и их классификация. Метод максимального правдоподобия.
|
1
|
3
|
2
|
|
|
2
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Методы безусловной минимизации целевых функций. Алгоритмы прямого поиска.
|
|
3
|
2
|
|
2
|
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Методы безусловной минимизации целевых функций. Итерационные алгоритмы.
|
1
|
4
|
2
|
2
|
2
|
|
Письменная проверочная работа.
|
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
Линейная задача наименьших квадратов (НК) и ее вероятностное обоснование. Системы условных и нормальных уравнений
|
1
|
5
|
2
|
|
|
2
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Линейная задача НК. Примеры из различных областей естествознания.
|
1
|
5
|
2
|
|
2
|
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Ковариационная матрица ошибок НК-оценок. Методы определения точности оценок.
|
1
|
6
|
2
|
|
|
|
Обсуждение.
|
-
|
Виды доверительных областей и их обоснование.
|
1
|
7
|
2
|
|
|
2
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Доверительные эллипсоиды и методы их построения.
|
1
|
7
|
|
2
|
|
2
|
Письменная проверочная работа.
|
-
|
Методы отбраковки измерений.
|
1
|
8
|
2
|
|
|
|
Обсуждение.
|
-
|
Весовые матрицы и способы их построения в задачах оценивания. Теоретические и практические аспекты. Примеры.
|
1
|
8
|
2
|
|
|
2
|
Доклады студентов.
|
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
Нелинейная задача наименьших квадратов (НК). Системы нормальных уравнений.
|
1
|
9
|
2
|
|
|
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Нелинейная задача НК. Примеры из различных областей естествознания.
|
1
|
9
|
|
2
|
|
2
|
Письменная проверочная работа.
|
-
|
Методы Ньютона и Гаусса-Ньютона, их свойства.
|
1
|
10
|
2
|
2
|
|
2
|
Письменная проверочная работа.
|
-
|
Методы градиентного спуска и Левенберга-Марквардта.
|
1
|
11
|
2
|
|
|
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Методы продолжения по параметру и их модификации.
|
1
|
11
|
2
|
|
2
|
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Теоретические и практические аспекты применения итерационных и прямых методов в задачах НК.
|
1
|
12
|
2
|
2
|
|
2
|
Письменная проверочная работа.
|
-
|
Методы вычисления частных производных от измеряемых параметров по определяемым параметрам в задачах оценивания. Примеры.
|
1
|
13
|
2
|
|
2
|
|
Доклады студентов.
|
-
|
Критерии применимости в нелинейных задачах НК матрицы ковариации ошибок определяемых параметров.
|
1
|
13
|
2
|
|
2
|
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
-
|
Классификация нелинейных задач оценивания. Методы построения доверительных областей в нелинейной постановке.
|
1
|
14
|
2
|
|
|
2
|
Устный опрос. Обсуждение.
|
|
Модуль 4
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
Нелинейная задача наименьших модулей и ее обоснование.
|
1
|
14
|
2
|
|
|
|
Обсуждение.
|
-
|
Метод вариационно-взвешенных квадратических приближений в задаче наименьших модулей.
|
1
|
15
|
2
|
|
|
2
|
Доклады студентов.
|
|
Модуль 5
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
Рекуррентные алгоритмы оценивания параметров моделей.
|
1
|
15
|
2
|
|
2
|
2
|
Доклады студентов.
|
-
|
Краткий обзор общих методов устойчивого оценивания.
|
1
|
16
|
2
|
|
|
|
Обсуждение.
|
-
|
Минимаксный подход Хубера определения устойчивых оценок.
|
1
|
16
|
2
|
|
|
|
Обсуждение.
|
|
Промежуточная аттестация
|
1
|
|
2
|
|
|
2
|
Косультация-диалог.
|
|
Итоговая аттестация
|
1
|
|
2
|
|
|
2
|
Экзамен
|
|
Всего часов
|
|
|
54
|
12
|
14
|
28
|
|
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Информационные системы и технологии» реализуется компетентностный подход, который предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения лекций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Примерный перечень контрольных вопросов к лекциям
Контрольные вопросы к модулю 1
- В чем отличие «личной» ошибки измерений от «инструментальной» ошибки измерений?
- Определение понятия «внешняя» ошибка, «методическая» ошибка и ошибка «модели». В чем их отличие?
- Определение понятия «систематическая», «случайная» и «грубая» ошибка измерений.
- Существует ли четкое разделение между систематическими и случайными ошибками?
- В каких случаях можно делать предположение о нормальном распределении случайных ошибок?
- Какую матрицу называют диагональной, единичной, симметрической, нулевой и транспонированной по отношению к данной матрице?
- Сформулируйте необходимое и достаточное условия существования у квадратной матрицы обратной матрицы.
- Определение понятия собственные значения и собственные вектора матрицы.
- Сингулярное разложение матрицы. Перечислите применения сингулярного разложения матриц в прикладных задачах.
- Приведите для вещественных чисел аналог операции обращения матриц. Какие способы обращения матриц вы знаете?
- Определение понятия математическое ожидание, дисперсия и ковариация. В чем отличие матриц ковариаций от корреляционных матриц?
- Какие оценки называют несмещенными, состоятельными и эффективными? Имеют ли эти свойства оценки, которые находятся из решения реальных задач?
- Что нужно знать для нахождения оценок по методу максимального правдоподобия?
- К какой задаче сводится метод максимального правдоподобия при нормальном распределении ошибок измерений?
- В чем отличие методов прямого поиска и итерационных методов решения задач минимизаций целевой функции?
- Достоинства и недостатки симплексного метода и метода Гаусса-Ньютона.
Контрольные вопросы к модулю 2
- Какие математические модели лежат в основе линейной задачи НК?
- Влияет ли наличие систематических ошибок на точность НК-оценок и достоверность оценок точности, определяемых на основе ковариационных матриц?
- Какой вид доверительных областей имеет наименьшие размеры?
- Определите вершины доверительного эллипсоида, если известно сингулярное разложение матрицы ковариации оценок.
- Какие способы построения доверительных эллипсоидов вы знаете?
- Что можно сказать о точности оценок и доверительных эллипсоидах, если они получены при одинаковой точности измерений, но в одном случае ошибки измерений распределены по нормальному закону, в другом по иному закону?
- Каким образом можно сравнивать объемы доверительных эллипсоидов?
- Что показывают собственные значения и числа обусловленности матриц нормальных уравнений и матриц ковариаций?
- Обязательно ли использование весовых множителей в задачах, в которых измеряемые параметры разной размерности (разного вида)?
- Обязательно ли знание приближенного решения в линейной задаче НК?
- Что представляют собой уровенные поверхности целевой функции в линейной задаче НК?
Контрольные вопросы к модулю 3
- Какие математические модели лежат в основе нелинейной задачи НК?
- Какие делаются допущения в трактовке нелинейной задачи НК?
- Является ли в математической статистике строго обоснованной теория нелинейного оценивания?
- Какую матрицу называют матрицей Гессе? Какой должна быть матрица Гессе, чтобы задача НК была корректной?
- Какие основные методы решения нелинейных задач НК вы знаете? Достоинства и недостатки методов. Какой метод является основным и почему?
- Какие уравнения в нелинейной задаче НК называются нормальными уравнениями?
- Какие существуют способы вычисления матриц частных производных от измеряемых параметров по определяемым параметрам? Особенности определения частных производных способом конечных разностей. Какой способ является универсальным?
- Достоинства и недостатки метода градиентного спуска и метода Левенберга-Марквардта.
- Перечислите основные методы продолжения по параметру. Что представляют собой алгоритмы приближений Эйлера?
- На чем основаны способы определения доверительных областей в нелинейной задаче НК?
- Классификация нелинейных задач. Мера (показатель) нелинейности. Критерии применимости в нелинейных задачах НК матриц ковариаций.
- Можно ли в общем случае путем параметрических преобразований перевести нелинейную задачу НК в класс линейных задач? Приведите примеры, когда такие преобразования возможны.
- Какой метод решения задач НК в математической статике называется в классической и космической геодезии параметрическим способом, а в астрономии методом дифференциальных поправок?
- Достоинства и недостатки представления доверительных областей по граничным поверхностям.
- Может ли быть в нелинейных задачах эллипсоидальная поверхность уровенной?
Контрольные вопросы к модулю 4
- Сформулируйте задачу наименьших модулей (НМ). При каком распределении ошибок измерений НМ-оценки определяемых параметров являются наилучшими?
- Алгоритм какого метода решения задачи НК лежит в основе метода вариационно-взвешенных квадратических приближений?
- Определяется ли в задачах НМ ковариационная матрица ошибок НМ-оценок?
- Являются ли НМ-оценки менее чувствительными к грубым ошибкам измерений, чем НК-оценки?
- Какими методами решается задача НМ, и какой метод является более простым?
Контрольные вопросы к модулю 5
- Какие виды рекуррентных алгоритмов вы знаете и их особенности?
- Как обрабатывается измерительная информация в рекуррентном алгоритме при нахождении оценок определяемых параметров?
- Можно ли классический алгоритм метода Гаусса-Ньютона путем алгебраических преобразований представить в виде рекуррентного алгоритма?
- Достоинства и недостатки рекуррентных алгоритмов по сравнению с обычными алгоритмами.
- Какие свойства должны иметь устойчивые оценки? Какое свойство является важнейшим?
- Можно ли считать устойчивые оценки эффективными?
- Какое математическое положение лежит в основе способов устойчивого оценивания?
- Как влияет на точность определяемых оценок отклонение реального распределения ошибок измерений от предполагаемого распределения?
- Являются ли оценки в способе Хубера более точными по сравнению с НК-оценками при распределении ошибок измерений по нормальному закону?
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе
Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение по курсу «Методы определения параметров математических моделей по данным измерений»
- Роль математической модели при обработке измерений.
- Методы обращения матриц.
- Обоснование предположений о законах распределения ошибок измерений.
- Точность оценки и неравенство информации.
- Распределения многомерных непрерывных случайных величин.
- Линейные преобразования случайных векторов.
- Многомерное нормальное распределение.
- Распределения Стьюдента, и Фишера – Снедекора.
- Интервальное оценивание.
- Метод максимума апостериорной вероятности.
- Метод неопределенных множителей Лагранжа, его обоснование.
- Обоснование сходимости итераций метода вариационно-взвешенных квадратических приближений.
Перечень вопросов, выносимых на зачет
Перечень выносимых на зачет вопросов по модулю 1
- Предмет и основные задачи теории оценивания.
- Классификация ошибок измерений и их значение в задачах оценивания.
- Основные вероятностные характеристики оценок.
- Обратные матрицы. Методы обращения матриц. Сингулярное разложение матриц.
- Обращение Мура-Пенроуза. Основные свойства псевдообращений.
- Методы минимизации целевых функций.
- Метод максимального правдоподобия.
Перечень выносимых на зачет вопросов по модулю 2
- Линейная задача наименьших квадратов. Теорема Гаусса-Маркова.
- Условные и нормальные уравнения в задаче наименьших квадратов. Вычислительные схемы решения линейной задачи НК.
- Оценки точности решений линейных задач НК.
- Доверительные области в теории линейного регрессионного анализа.
- Алгоритмы метода Монте-Карло построения доверительных эллипсоидов.
- Весовые матрицы и способы их задания.
- Методы отбраковки измерений.
Перечень выносимых на зачет вопросов по модулю 3
- Нелинейная задача наименьших квадратов. Матрица Гессе. Особенности уровенной поверхности целевой функции.
- Основные методы решения нелинейной задачи НК и их особенности.
- Метод Гаусса-Ньютона, его свойства. Теоремы сходимости итераций метода Гаусса-Ньютона.
- Модификации метода Гаусса-Ньютона.
- Метод градиентного спуска, его модификации. Достоинства и недостатки метода.
- Метод Левенберга-Марквардта. Достоинства и недостатки метода.
- Метод продолжения по параметру, его модификации.
- Методы вычисления частных производных от измеряемых параметров по определяемым параметрам.
- Прямые методы решения нелинейной задачи НК. Симплексный метод.
- Доверительные области в теории нелинейного регрессионного анализа.
- Мера (показатель) нелинейности задачи определения доверительных областей. Точный метод и приближенные методы вычисления показателя нелинейности. Классификация нелинейных задач.
- Методы определения доверительных областей в нелинейной задаче НК.
- Методы построения вероятностных распределений возможных значений определяемых параметров.
Перечень выносимых на зачет вопросов по модулю 4
- Задача наименьших модулей и ее вероятностное обоснование.
- Метод вариационно-взвешенных квадратических приближений.
- Задачи наименьших модулей и наименьших квадратов, особенности их решения.
Перечень выносимых на зачет вопросов по модулю 5
- Виды рекуррентных алгоритмов оценивания параметров, их особенности.
- Алгоритм динамической фильтрации, его особенности.
- Преобразование алгоритма Гаусса-Ньютона в задаче НК в виде рекуррентного алгоритма.
- Методы устойчивого оценивания. Достоинство и недостатки методов.
- Способ оценивания Хубера, его достоинства и недостатки.
Глоссарий
- Измерение – процесс нахождения значения физической величины с помощью специальных технических средств – измерительных приборов.
- Измерительный прибор – устройство, с помощью которого осуществляется сравнение измеряемой величины с физической величиной того же рода, принятой за единицу измерения.
- Прямое (непосредственное) измерение – измерение, в котором значение определяемой величины находят непосредственно сравнением измеряемого объекта с единицей измерения (эталоном).
- Косвенное измерение - измерение, в котором значение определяемой величины вычисляется по результатам прямых измерений других величин, с которыми она связана известной функциональной зависимостью.
- Точность измерений - характеристика качества измерений, отражающих близость результатов измерений к истинному значению измеряемой величины.
- Систематическая ошибка – ошибка, которая выражает существенные связи, возникающие в процессе измерений или в процессе их обработки, и которая неизбежно появляется каждый раз при создании определенных условий.
- Случайная ошибка – ошибка, которая отражает менее существенные связи и которую невозможно в точности воспроизвести, создавая те или иные условия измерений.
- Грубая ошибка – частный вид случайной ошибки, когда эта ошибка намного превосходит заданные (паспортные) характеристики точности прибора.
- Несмещенная оценка – статистическая оценка, математическое ожидание которой совпадает с истинным значением оцениваемого параметра.
- Состоятельная оценка – статистическая оценка, сходящаяся при увеличении объема выборки измерений до бесконечности к истинному значению оцениваемого параметра по вероятности (слабая состоятельность) или почти всюду (сильная состоятельность).
- Эффективная оценка – статистическая оценка, имеющая минимальную дисперсию в классе всех несмещенных оценок рассматриваемого параметра.
- Ковариация – числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин с конечными дисперсиями.
- Ковариационная матрица – матрица, элементами которой являются попарные ковариации компонент случайного вектора.
- Доверительная область – область в параметрическом пространстве, накрывающая с заданной вероятностью неизвестные точные значения оцениваемых параметров.
- Сингулярное разложение матрицы – представление матрицы в виде произведения матриц собственных (сингулярных) векторов и собственных (сингулярных) чисел.
- Задача (взвешенных) наименьших квадратов (НК) – задача нахождения оценок параметров из условия минимума суммы квадратов (взвешенных) невязок.
- Метод Гаусса-Ньютона – модификация метода Ньютона, в которой из матрицы Гессе исключаются элементы, представляющие собой комбинации невязок и вторых частных производных от измеряемых параметров по определяемым параметрам.
- Матрица Гессе – матрица вторых частных производных от целевой функции задачи НК по определяемым параметрам.
- Параметрический способ (геодезия) – аналог названиям: метод Гаусса-Ньютона (математика), метод дифференциальных поправок (астрономия).
- Задача (метод) наименьших модулей – задача нахождения оценок параметров из условия минимума суммы модулей взвешенных невязок.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Мудров В.И., Кушко В.Л. Методы обработки измерений: Квазиправдоподобные оценки.М.: Радио и связь, 1983. 304 с.
- Эльясберг П.Е. Определение орбит. М.: Наука, 1977. 416 с.
- Худсон Д. Статистика для физиков. М.: Мир, 1970. 296 с.
- Аттетков А.В., Галкин С.В., Зарубин В.С. Методы оптимизации. М.: Изд-во МГТУ, 2001. 440 с.
- Гантмахер Ф.Р. Теория матриц. М.: Наука, 1966. 576 с.
- Авдюшев В.А. Численное моделирование орбит. Томск: Изд-во НТЛ, 2010. 284 с.
- Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ: В 2-х кн. М.: Финансы и статистика, 1986. Кн. 1. 366с.
Дополнительная литература
- Бард Й. Нелинейное оценивание параметров. М.: Статистика, 1979. 349 с.
- Жданюк Б Ф. Основы статистической обработки траекторных измерений. М.: Сов. радио, 1978. 384 с.
- Андронов А.М., Копытов Е.А., Гринглаз Л.Я. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 461 с.
- Воеводин В.В. Энциклопедия линейной алгебры. Электронная система ЛИНЕАЛ. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. 544 с.
- Уоткинс Д.С. Основы матричных вычислений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 644 с.
- Форсайт Дж., Малькольм М., Моулер К. Машинные методы математических вычислений. М.: Мир, 1980. 280 с.
- Кемниц Ю.В. Теория ошибок измерений. М.: Недра, 1970. 188 с.
- Линник Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений. М.:Физматгиз, 1962. 352 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Все виды материально-информационной базы Научной библиотеки ТГУ. Мультимедийное оборудование физического факультета ТГУ. Сеть Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 230400 Информационные системы и технологии.
Автор: профессор Черницов Александр Михайлович
Рецензент (ы): _________________________
Программа одобрена на заседании методической комиссии физического факультета ТГУ от ___________ года, протокол № ________.