Периоды английской истории
|
|
Тюдоровский период | (1485—1558) |
---|---|
Елизаветинская эпоха | (1558—1603) |
Яковианская эпоха | (1603—1625) |
Каролинская эпоха | (1625—1642) |
Гражданские войны, республика и Протекторат | (1642—1660) |
Реставрация Стюартов и Славная революция | (1660—1688) |
Образование Великобритании | (1688—1714) |
Георгианская эпоха | (1714—1811) |
Регентство | (1811—1830) |
Викторианская эпоха | (1837—1901) |
Эдвардианская эпоха | (1901—1910) |
Первая мировая война | (1914—1918) |
Межвоенный период | (1918—1939) |
Вторая мировая война | (1939—1945) |
Славная революция (англ. Glorious Revolution) — принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт. В перевороте участвовал голландскийэкспедиционный корпус под командованием правителя Нидерландов Вильгельма Оранского, который стал новым королём Англии под именем Вильгельма III (в совместном правлении со своей женой Марией II Стюарт, дочерью Якова II). Переворот получил широкую поддержку среди самых разных слоёв английского общества. Маколей считал данное событие центральным во всей истории Англии.
Данное событие встречается в исторической литературе под названиями «Революция 1688 года» и «Бескровная революция»; последнее название, однако, отражает только характер перехода власти в Англии и не учитывает войны с якобитами в Ирландии и Шотландии.
В 1685 году после смерти английского короля Карла II, не имевшего законных детей, на трон Англии и Шотландии вступил его младший брат Яков II, дядя и тесть Вильгельма Оранского. Первоначально английское общество, помнившее эксцессы недавней революции, отнеслось к нему лояльно. Избранный парламент состоял в основном из консерваторов (тори).
Однако уже через несколько месяцев после коронации Яков, открыто исповедовавший католическую веру, начал проводить политику, вызвавшую крайнее неудовольствие протестантского большинства. Под предлогом борьбы с мелкими мятежами король создал постоянную армию, размер которой быстро вырос до 40 тысяч солдат, и вооружил её мощной артиллерией, причём предпочтение при наборе солдат отдавалось католикам из Ирландии. В ноябре того же 1685 года парламент был распущен и больше уже за весь период правления Якова не собирался[1]. В 1687 году король выпустил «Декларацию о религиозной терпимости», благоприятную для католиков. Опасения католической реставрации в стране и нового передела собственности оттолкнули от короля его естественных сторонников — тори. На все ключевые посты в стране король назначал католиков, а все проявившие малейшее недовольство или непослушание немедленно смещались со своих должностей. Часть оппозиционеров эмигрировала в Голландию.
Особенную тревогу англикан вызвало королевское разрешение католикам занимать офицерские должности в армии[2]. Могущественный французский король Людовик XIV заверил Якова в своей полной поддержке. Папа Римский Иннокентий XI, человек осторожный и проницательный, советовал Якову не форсировать события, но Яков не внял его совету[3].
Политика «религиозной терпимости» по отношению к католикам вызвала резкий протест англиканских епископов, а также общественности, возмущённой начавшимся изгнанием протестантов из соседней Франции после отмены Нантского эдикта (1685). Король в ответ приказал заключить 10 епископов в Тауэр. Некоторое время противники Якова надеялись на смерть пожилого короля, после чего трон Англии заняла бы его дочь-протестантка Мария, жена Вильгельма. Однако в 1688 году у 55-летнего Якова II неожиданно родился сын, и это событие послужило толчком к перевороту.
Рождение наследного принца вызвало у многих удивление и недоверие, подозревали «папистский обман» (до этого королева Мария Моденская 15 лет была бесплодна). Ходили упорные слухи, что в Сент-Джеймский дворец тайно принесли чужого ребёнка в большой металлической грелке для постели. Слухи подогревались тем, что при рождении наследника присутствовали в основном католики, не допустили даже принцессу Анну[4].
Противники короля (как тори, так и виги) сплотились в тайной оппозиции, умеренное крыло которой возглавил маркиз Галифакс, а более радикальное — граф Дэнби (Томас Осборн). Что особо важно, в заговоре участвовала и часть армейских офицеров, включая командующего армией Джона Черчилля. Совместно они решили обсудить вариант смены «тирана-паписта» на голландскую чету — Марию и Вильгельма.
Принц Вильгельм Оранский был крупнейшей фигурой среди протестантских правителей во всей Европе, и его как правителя Нидерландов тревожило укрепление Яковом II английской армии и флота, особенно в свете перспективы возможного англо-французского союза. Поэтому отстранение Якова II от власти представлялось Вильгельму крайне желательным даже независимо от собственных перспектив стать правителем Англии. К этому времени Вильгельм несколько раз посетил Англию и завоевал там большую популярность.
В 1688 году Яков II усилил гонения на англиканское духовенство и окончательно рассорился с тори. Защитников у него практически не осталось (Людовик XIV был занят войной за Пфальцское наследство). В июне семь видных английских политиков, представлявших радикальную оппозицию — граф Т. Дэнби, граф Ч. Шрусбери, лорд У. Кавендиш, виконт Р. Лэмлэй, адмирал Э. Рассел, епископ Лондонский Г. Комптон и Г. Сидни — написали секретное приглашение Вильгельму, где заверялось, в частности, что 19 из 20 англичан будут очень рады перевороту и воцарению протестантского короля. Послание переправил в Гаагу адмирал Герберт, переодетый матросом. Остальные заговорщики разъехались по стране, чтобы собрать приверженцев и деньги на предстоящую войну с королём. В августе свою поддержку письменно обещал Вильгельму генерал Джон Черчилль. Несколько месяцев Вильгельм выжидал, опасаясь, что Людовик XIV двинет войска на Голландию, но французский король предпочёл вторгнуться в Германию. Это решило судьбу операции.
Скрыть цель и масштаб военных приготовлений Вильгельма было невозможно, и в октябре король Яков попытался смягчить враждебное отношение своих подданных. В частности, он объявил о восстановлении нескольких уволенных лордов-протестантов и прекращении деятельности католических школ. Но было уже слишком поздно.
15 ноября 1688 года Вильгельм высадился в Англии с армией из 40 тысяч пехотинцев (включая матросов) и 5 тысяч кавалеристов. Армия вторжения состояла практически полностью из протестантов, в том числе английских вигов-эмигрантов и прусских союзников. На её штандарте были начертаны слова: «Я буду поддерживать протестантизм и свободу Англии».
Армия Якова II сосредоточилась в Солсбери, однако ни одного серьёзного сражения не произошло, большинство военачальников сразу перешли на сторону Вильгельма, включая генерал-лейтенанта Джона Черчилля. По существу единственное столкновение между войсками Вильгельма и Якова (в основном ирландцами, под командованием Патрика Сарсфилда) произошло 8 декабря 1688 года у города Рединг. Сторонники Вильгельма одержали победу, принудив якобитов отступить с небольшими потерями — от 20 до 50 солдат и один офицер.
Младшая дочь короля Анна, по совету своей наперсницы, жены Джона Черчилля Сары, уехала в лагерь Вильгельма. По всей стране начались вооружённые выступления против короля — активно поддержали переворот буржуазия, протестантское духовенство, видные парламентарии и даже королевские министры.
Потеряв надежду на армию, Яков II вернулся в Лондон и оттуда попытался вступить в переговоры с Оранским. Жену и сына он отправил во Францию. 11 декабря Яков II, брошенный всеми и всерьёз опасавшийся за свою жизнь, попытался бежать, но был пойман и возвращён в Лондон, уже присягнувший Вильгельму. В конце декабря Вильгельм помог Якову бежать во Францию[5], откуда тот попытался осуществить реставрацию, но без всякого успеха.
Вильгельм отверг предложение тори, чтобы на престол вступила Мария, а Вильгельм остался бы только консортом. В январе 1689 года парламент провозгласил Вильгельма и его супругу монархами Англии и Шотландии на равных правах. 9 сентября 1689 года (по григорианскому летоисчислению) Вильгельм III присоединился к Аугсбургской лиге против Франции. Спустя 5 лет Мария умерла, и в дальнейшем Вильгельм правил страной сам.
В годы правления Вильгельма III были проведены глубокие реформы, заложившие основу политической и экономической системы страны. В эти годы начинается стремительный взлёт Англии и её превращение в могучую мировую державу. Одновременно закладывается традиция, по которой власть монарха ограничивается рядом законоположений, установленных фундаментальным «Биллем о правах». Уменьшилась дискриминация протестантских меньшинств (Акт о веротерпимости), но сохранилась, а затем усилилась дискриминация католиков — они, в частности, не могли занимать престол и лишались права голоса, см. Акт о престолонаследии.
The final crisis of James's reign resulted from two related events. The first was the refusal of seven bishops to instruct the clergy of their dioceses to read the Declaration of Indulgence in their churches. The king was so infuriated by this unexpected check to his plans that he had the bishops imprisoned, charged with seditious libel, and tried. Meanwhile, in June 1688 Queen Mary (Mary of Modena) gave birth to a male heir, raising the prospect that there would be a Catholic successor to James. When the bishops were triumphantly acquitted by a London jury, leaders of all political groups within the state were persuaded that the time had come to take action. Seven leading Protestants drafted a carefully worded invitation for William of Orange to come to England to investigate the circumstances of the birth of the king's heir. In effect, the leaders of the political nation had invited a foreign prince to invade their land. This came as no surprise to William, who had been contemplating an invasion since the spring of 1688. William, who was organizing the Grand Alliance against Louis XIV, needed England as an ally rather than a rival. All Europe was readying for war in the summer of 1688, and James had powerful land and sea forces at his disposal to repel William's invasion. The crossing, begun on October 19, was a feat of military genius, however propitious the strong eastern “Protestant wind” that kept the English fleet at anchor while Dutch ships landed at Torbay (November 5). William took Exeter and issued a declaration calling for the election of a free Parliament. From the beginning, the Anglican interest flocked to him. James could only watch as parts of his army melted away. Yet there was no plan to depose the king. Many Tories hoped that William's presence would force James to change his policies; many Whigs believed that a free Parliament could fetter his excesses. When James marched out of London, there was even the prospect of battle. But the result was completely unforeseen. James lost his nerve, sent his family to France, and followed after them, tossing the Great Seal into the Thames. James's flight was a godsend, and, when he was captured en route, William allowed him to escape again. At the end of December, William arrived in London, summoned the leading peers and bishops to help him keep order, and called Parliament into being. The Convention Parliament (1689) met amid the confusion created by James's flight. For some Tories, James II was still the king. Some were willing to contemplate a regency and others to allow Mary to rule with William as consort. But neither William nor the Whigs would accept such a solution. William was to be king in his own right, and in February the Convention agreed that James had “abdicated the government and that the throne has thereby become vacant.” At the same time, the leaders of the Convention prepared the Declaration of Rights to be presented to William and Mary. The declaration was a restatement of traditional rights, but the conflicts between Whigs and Tories caused it to be watered down considerably. Nevertheless, the Whigs did manage to declare the suspending power and the maintenance of a standing army in peacetime illegal. But many of the other clauses protecting free speech, free elections, and frequent Parliaments were cast in anodyne formulas, and the offer of the throne was not conditional upon the acceptance of the Declaration of Rights.
|
Окончательный кризис правления Якова II результате двух связанных событий. Первым был отказ от семи епископов поручить духовенство их епархий читать Декларацию снисхождения в своих церквях. Король был так взбешен этим неожиданным чека своих планах, которые он имел епископов заключенных, обвиняемых в подстрекательстве к мятежу клевету, и пытались. Между тем, в июне 1688 Queen Mary (Мэри Модены) родила наследника мужского пола, что дает надежду на есть будет католиком преемником Джеймса. Когда епископы были торжественно оправдан Лондонской жюри, руководители всех политических групп внутри государства были убеждены, что пришло время принять меры. Семь ведущих протестанты подготовило тщательно сформулированное приглашение Вильгельма Оранского приехать в Англию, чтобы расследовать обстоятельства рождения наследника царского. По сути, лидеры политической нации пригласил иностранного принца вторгнуться свою землю. |