Сведения о курсе

 

Сложившаяся в России социокультурная ситуация делает учебный курс «Стилистика и культура речи» наиболее социально востребованной дисциплиной в профессиональной подготовке филологов. Его актуальность подтверждают дискуссии об «обеднении языка», «языковом хаосе», «девербиализации культуры», идущие в последнее десятилетие не только в научной периодике, но и в отечественной публицистике. Об этом свидетельствует и феномен активно развивающейся «дилетантской», «наивной», «стихийной» лингвистики, которая порождена интересом и рефлексией рядовых носителей языка по поводу вопросов, традиционно остающихся за рамками школьной программы преподавания русского языка.

Цель ЭОР – углубление и систематизация представлений о русском языке как социокультурном феномене и основном средстве коммуникации. Задача – повышение речевой культуры выпускников филологического факультета на основе развития языкового сознания и оценочного отношения к единицам и ресурсам языка, формирование навыков свободного владения литературной языковой подсистемой в ее устной и письменной реализации.

ЭОР включает теоретические сведения, языковой материал для анализа в рамках практических и самостоятельных внеаудиторных  занятий, тестовые задания, а также справочный материал, что позволит студентам самостоятельно освоить разделы (темы), не охваченные лекционным курсом, и пройти аттестацию (зачет).

Концепция ресурса рассчитана на планомерное овладение теоретическим знаниями и одновременную выработку навыков ортологического и социокультурного комментария к текстам полидискурсивного пространства рубежа XX–XXI столетий, анализа и интерпретации фактов современного русского языка.

Задания носят практически-деятельностный характер и способствуют формированию у студентов целого ряда профессиональных и общекультурных компетенций.

Языковой материал для анализа представлен текстовыми фрагментами различной жанровой и дискурсивной природы, в том числе аутентичными текстами, созданными абитуриентами Томского университета в рамках межвузовских олимпиад и вступительных экзаменов в 2005–2012 гг.

Справочный материал включает орфоэпический минимум, отсылку к статьям тематического номера журнала «Отечественные записки» (2005), посвященного языковой ситуации в России, список основной и дополнительной литературы по курсу.

Тестовый модуль обеспечивает промежуточный контроль студентов в форме самопроверки.

 

Сведения об авторе

 

Калиткина Галина Васильевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета ТГУ.

 

Сведения о разработчиках

 

Корректура – Зелева Татьяна Владимировна, ведущий редактор издательства ТГУ.

Программирование – Степаненко Александр Александрович, программист ИДО ТГУ. Специалист в области разработки баз данных.

Методическое сопровождение – Гусельникова Марина Геннадьевна, специалист по учебно-методической работе ИДО ТГУ.