Сведения о курсе
Сложившаяся в России социокультурная ситуация делает учебный курс «Стилистика и культура речи» наиболее социально востребованной дисциплиной в профессиональной подготовке филологов. Его актуальность подтверждают дискуссии об «обеднении языка», «языковом хаосе», «девербиализации культуры», идущие в последнее десятилетие не только в научной периодике, но и в отечественной публицистике. Об этом свидетельствует и феномен активно развивающейся «дилетантской», «наивной», «стихийной» лингвистики, которая порождена интересом и рефлексией рядовых носителей языка по поводу вопросов, традиционно остающихся за рамками школьной программы преподавания русского языка.
Цель ЭОР – углубление и систематизация представлений о русском языке как социокультурном феномене и основном средстве коммуникации. Задача – повышение речевой культуры выпускников филологического факультета на основе развития языкового сознания и оценочного отношения к единицам и ресурсам языка, формирование навыков свободного владения литературной языковой подсистемой в ее устной и письменной реализации.
ЭОР включает теоретические сведения, языковой материал для анализа в рамках практических и самостоятельных внеаудиторных занятий, тестовые задания, а также справочный материал, что позволит студентам самостоятельно освоить разделы (темы), не охваченные лекционным курсом, и пройти аттестацию (зачет).
Концепция ресурса рассчитана на планомерное овладение теоретическим знаниями и одновременную выработку навыков ортологического и социокультурного комментария к текстам полидискурсивного пространства рубежа XX–XXI столетий, анализа и интерпретации фактов современного русского языка.
Задания носят практически-деятельностный характер и способствуют формированию у студентов целого ряда профессиональных и общекультурных компетенций.
Языковой материал для анализа представлен текстовыми фрагментами различной жанровой и дискурсивной природы, в том числе аутентичными текстами, созданными абитуриентами Томского университета в рамках межвузовских олимпиад и вступительных экзаменов в 2005–2012 гг.
Справочный материал включает орфоэпический минимум, отсылку к статьям тематического номера журнала «Отечественные записки» (2005), посвященного языковой ситуации в России, список основной и дополнительной литературы по курсу.
Тестовый модуль обеспечивает промежуточный контроль студентов в форме самопроверки.
Сведения об авторе
Калиткина Галина Васильевна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета ТГУ.
Сведения о разработчиках
Корректура – Зелева Татьяна Владимировна, ведущий редактор издательства ТГУ.
Программирование – Степаненко Александр Александрович, программист ИДО ТГУ. Специалист в области разработки баз данных.
Методическое сопровождение – Гусельникова Марина Геннадьевна, специалист по учебно-методической работе ИДО ТГУ.