Электронный образовательный ресурс «Практикум по орфографии и пунктуации» создан для студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по специальности 032700 – филология (Профили подготовки – «Отечественная филология»; «Литературное творчество»; «Издательское дело и редактирование»). Настоящий образовательный ресурс представляет собой комплекс, органично объединяющий теоретические сведения о русском языке, основных закономерностях и процессах, происходящих в нем, орфографические и пунктуационные правила, а также серию упражнений, позволяющих сразу же отработать и закрепить теоретические знания на практике. Все сведения сопровождаются наглядными иллюстрациями, позволяющими (в том числе и представителю нефилологической специальности) понять основные языковые процессы и специфику существования языка.

Целями создания ресурса «Практикум по орфографии и пунктуации» являются присвоение знаний об орфографических нормах и выработка навыков применения их в теоретической, практической и научно-исследовательской и др. видах деятельности, в т.ч. при написании квалификационных и научных работ; формирование представления о русском языке как о социально-культурном феномене нации и основном средстве коммуникации

Цели данного ресурса конкретизировались в следующих задачах:

 

Учебная дисциплина, в рамках которой был создан данный ресурс, входит  в систему базовых филологических курсов в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение теории и практики русского языка. Настоящая дисциплина предваряет циклы дисциплин профилизации (прежде всего учебные курсы  «Современный русский язык. Фонетика»,  «Современный русский язык. Морфология», «Современный русский язык. Синтаксис».

Вместе с тем, одной из ключевых особенностей данного ресурса является то, что правила и закономерности в области орфографии и пунктуации представлены в нем гармонично объединенными: темы по орфографии и пунктуации закономерно чередуются, что, в свою очередь, облегчает запоминания материала студентами и позволяет избежать «перегрузки» однообразными правилами и упражнениями.

 

Содержание ресурса позволяет освоить орфографические нормы не только студентам-филологам, но и представителям других специальностей.

 

Ярко выраженная практическая направленность ресурса позволяет избежать чрезмерного теоретического объема и дает прекрасную возможность сосредоточиться на освоении правил и закономерностей русской орфографии с непосредственным выходом на их практическое использование.

 

Основные отличительные характеристики ресурса определяются тем, что его пользователем может быть не только студент-филолог, но представитель иной профессии. Так, например, ресурс может использоваться (полностью или частично) в рамках преподавания курса «Русский язык и культура речи»  на нефилологических факультетах: обычно в рамках преподавания данной дисциплин не уделяется внимания орфографии (хотя острая социальная потребность в этом есть), подобный же ЭОР может сэкономить время и дать студентам необходимые знания в области орфографии.

 

В результате использования ЭОР пользователи узнают:

 

Научатся:

Овладеют:

Кроме того, использование данного ЭОР преследует еще одну цель: развитие профессиональных компетенций: способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях – что, в свою очередь, что актуально для представителя любой специальности.

 

Программа рассчитана на сочетание работы в аудитории с самостоятельной работой.

Все разделы, представленные в ЭОР, разработаны с опорой на учебно-методические пособия, представленные в списке рекомендованной литературы.

Тестирующий модуль, представленный в рамках ресурса, дает возможность самостоятельно проверить и оценить уровень подготовки, своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях.

 

Сведения об авторе

Агапова Нина Александровна – ассистент кафедры русского языка филологического факультета Томского государственного университета.

 

Сведения о разработчиках

Корректура – Агапова Нина Александровна, ассистент кафедры русского языка филологического факультета Томского государственного университета.

Методическое сопровождение – Гусельникова Марина Геннадьевна, специалист по учебно-методической работе ИДО ТГУ.

Программирование – Степаненко Александр Александрович, программист ИДО ТГУ. Специалист в области разработки баз данных.