О курсе

Требования для участия в курсе: студент должен знать методологические основы науки, современные концепции и методики чтения, основные социологические и психологические методы исследования читателей, осуществлять классификацию читательских групп.

Цели: ознакомить студентов с историей развития науки; представить основные методы исследования читательской аудитории; дать методику дифференциации читательских мотивов, интересов и потребностей; раскрыть формы применения знаний по социологии и психологии чтения в книгоиздательской деятельности.

Ожидаемые результаты: студент должен сформировать первичные навыки проведения социально-психологического исследования читателей с последующей обработкой и интерпретацией полученных результатов для их применения в редакционно-издательской практике.

Содержание предмета: курс включает 9 разделов, последовательность которых определяется логическим подходом к изложению материала:

I. Методологические основы психологии и социологии чтения.

II. Формирование науки о чтении в России.

III. Психологические аспекты процесса чтения.

IV. Проблемы типологии чтения и классификации читателей.

V. Социологические методы исследования читательской аудитории.

VI. Система основных психологических методов в науке о чтении.

VII. Социально-психологические особенности книги как средства выражения и распространения культуры.

VIII. Читательская деятельность как творческий процесс.

IX. Социально-психологические аспекты деятельности издательства.

 

Программа курса включает следующие темы:

I. Методологические основы психологии и социологии чтения.

1.1. Предмет, задачи курса, его междисциплинарный характер.

1.2. Чтение как социальное явление и средство массовой коммуникации.

1.3. Проблема чтения в современном российском обществе.

1.4. Методология и терминосистема психологии и социологии чтения.

II. Формирование науки о чтении в России.

2.1. Истоки читательской культуры в России.

2.2. Чтение, его распространение и изучение в XVIII–XIX вв.

2.3. Теория чтения Н.А. Рубакина.

2.4. Изучение читателя в советское время.

III. Психологические аспекты процесса чтения.

3.1. Текст как объект читательской деятельности. Виды информации в тексте. Типология текстов.

3.2. Этапы читательской деятельности. Понятие установки чтения.

3.3. Процесс понимания текста.

3.4. Восприятие художественного текста.

IV. Проблемы типологии чтения и классификации читателей.

4.1. Основные подходы в изучении типологии читателей.

4.2. Современные типологии читателя.

4.3. Виды чтения.

4.4. Читательская мода.

V. Социологические методы исследования читательской аудитории.

5.1. Виды социологических исследований.

5.2. Понятие выборки.

5.3. Методы прикладных социологических исследований. Методы сбора данных.

VI. Система основных психологических методов в науке о чтении.

6.1. Метод самонаблюдения (интроспекции).

6.2. Метод самооценивания сформированности читательских умений Л.Н. Засориной.

6.3. Тестирование. Структурный метод исследования чтения.

VII. Социально-психологические особенности книги как средства выражения и распространения культуры.

7.1. Книга в пространстве современной культуры.

7.2. Электронная книга.

7.3. Литературные иерархии. Основные характеристики и социально-психологические функции классической литературы.

7.4. Беллетристика, ее роль в формировании читательской культуры.

7.5. Социально-психологические особенности и функции массовой литературы.

VIII. Читательская деятельность как творческий процесс.

8.1. Типологическая модель читательской деятельности.

8.2. Формирование круга чтения читателя.

8.3. Особенности современных методик чтения. Методы и формы фиксации и воспроизведения результатов чтения.

IX. Социально-психологические аспекты деятельности издательства.

9.1. Маркетинг книгоиздающего предприятия.

9.2. Социологические исследования книжного рынка.

9.3. Социально-психологические аспекты рекламы книг.

 

Формат работы в курсе: курс читается лекционно и осваивается в форме ЭОР.

По каждой теме, предназначенной для практической отработки, студентам предлагаются тестовые задания.

Оценка за курс – накопительная.

Язык преподавания: русский.

Место курса: входит в блок дисциплин магистерской специальности «Филологическое обеспечение издательского дела» по направлению подготовки «Филология».

 

Автор курса:

Воробьева Татьяна Леонидовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования филологического факультета ТГУ.

 

Разработчики курса:

Корректура – Можаева Татьяна Васильевна.

Программирование – Терентьев Антон Николаевич, ведущий электроник, администратор сети ИДО ТГУ, специалист по организации видеоконференцсвязи и разработке баз данных.

Методическое сопровождение – Гусельникова Марина Геннадьевна, специалист по учебно-методической работе ИДО ТГУ.