Цель курса

Освоение студентами представлений о закономерностях  онтогенеза ВПФ в детском и подростковом возрасте в норме и патологии.

Освоение студентами методов нейропсихологической диагностики и коррекции  в детском и подростковом возрасте.

 

Задачи учебного курса

  1. Активация и интеграция  понятийных блоков базовых курсов, таких как:
    • Анатомия и физиология ЦНС.
    • Психофизиология.
    • Психогенетика
    • Нейропсихология.
    • Психология развития.
  2. Знакомство студентов с закономерностями формирования функционально-морфологического субстрата ВПФ в период детского и подросткового возраста.
  3. Знакомство студентов с клиническими предикторами и маркерами осложнённого  развития  ВПФ.
  4. Формирование у студентов сенситивности  к клиническим  проявлениям дисфункции мозговой основы ВПФ
  5. Формирование у студентов навыков построения диагностических и постановки  коррекционных целей.

 

Место курса

Входит в блок основных дисциплин специальности, закладывает основы  знаний  в области проблематики онтогенеза морфофункциональной основы высших психических функций.

 

Требования к уровню освоения курса

В результате освоения программы студент должен:

 

II. Содержание курса

Темы и краткое содержание

  1. Принципы организации ВПФ в детском и подростковом возрасте.
    Концепция культурно- исторического развития ВПФ. Закономерности становления ВПФ. Представление о функциональных системных перестройках в процессе развития ВПФ. Роль социально-психологических и  биологических факторов в оформлении ВПФ. Представление о социальном опосредовании и биологических предпосылках в развитии ВПФ. Этнокультурные аспекты  становления ВПФ.
  2. Возрастные аспекты мозговой организации высших психологических функций. 
    Закономерности созревания образований КГМ,  ПКЦ и ассоциативных путей ГМ в  становлении ВПФ.  Нейропсихологическое основание кризисов детского возраста. Соотношение психических новообразований и созревания структур ГМ. Принцип зоны ближайшего развития в семейном и школьном образовании  как условие гармонизации становления ВПФ и  их материального субстрата.
  3. Нейропсихологические детерминанты индивидуальных различий и их ранние проявления.
    Ранние предикторы гармоничного и осложнённого развития ВПФ: вегетовисцеральные дисфункции, консолидация сна, рефлекторная гипервозбудимость, дисгармоничный рефлекторный профиль.  Комплекс оживления, доречевые вокализмы и поисковая активность. Нейропсихологическиедетерминаты индивидуальных различий в детском возрасте. Возрастные аспекты межполушарного взаимодействия. Перераспределение функциональной активности ПШ в онтогенезе.
  4. Минимальные мозговые дисфункции как фактор биологического риска осложнённого развития ВПФ.
    Вопросы этиологии, патогенеза. Возможности превентивной диагностики,  профилактики, коррекции. Сопряженность  соматофункциональных дисфункций и нейропсихологических нарушений при МДМ. Клинические и дидактические корреляты ММД, принципы коррекции и оптимизации условий индивидуального развития.
  5. Формирование гностико-праксических функций в  ДВ.
    Нейропсихологические основания становления речи. Гуление, лепет, внешняя и внутренняя речь с точки зрения нейропсихологии. Гностические и праксические компоненты нарушений речевого развития. Дизартрии,  Дизлалии, алалии в ДВ. Проблематика фонематического слуха  и проблематики письма. Нарушение  функций письма и счёта. Пути нейропсихологической коррекции в ДВ Нарушение произвольных движений и действий. Проблема апраксий. Проблема восстановления ВПФ после ЧМТ в детском возрасте (на клиническом материале отделенийдетской больницы №4) .
  6. Проблематика   аномального  развития праксиса и гнозиса в  ДВ. Феноменология дизонтогенезагностико-праксических функций в ДВ. Детерминанты индивидуального развития праксиса. Нейропсихологическое обеспечение деятельности и развитие способностей. Индивидуальный стиль деятельности: его оформление в онтогенезе и детерминанты его становления.
  7. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития
    Гиперкинетический синдром с дефицитом внимания. СДВ. Синдром Жиля де ля Туретта. Нейропсихологические основы девиантного поведения в подростковом возрасте. Вегетовисцеральные  маркеры  нейропсихологической проблематики в  подростковом возрасте.  Понятие функциональнойдефицитарности и функциональной  несформированности. Функциональная несформированность префронтальных отделов мозга. Функциональная несформированность левой височной области. Функциональнаянесформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня. Функциональная несформированность правого полушария. Функциональная дефицитарность базальных (подкорковых) образований мозга. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дизгенетический синдром.
  8. Проблемы нарушения чтения и счёта.
    Нейропсихологическая диагностика и  коррекция в системе школьного образования.  Дидактогенные  маски нейропсихологической проблематики в детском возрасте. Понятие дислалии, дизартрии  дисграфии, дислексии. Клинические формы нарушения функций речи, чтения, письма. Нейропсихологическая основа письма и письменной речи.  Феноменология аномального оформления  функций письма и письменной речи. Возможность диагностики и принципы коррекции.
  9. Принципы нейропсихологической диагностики и коррекции в ДПВ.
    Основные этапы НП обследования. Диагностика эмоционально-личностной сферы: мотивация, круг интересов, система отношений, особенности вербальной и невербальной коммуникации. Диагностика уровня развития ВПФ: динамический, кинестетический, пространственный праксис, слухоречевая и зрительная память, Наглядно-образное и вербально-логическое мышление, импрессивная и экспрессивная речь, зрительно-предметное и зрительно-пространственное восприятие, общая организация деятельности, произвольная регуляция и контроль деятельности. Диагностика зоны ближайшего развития.

 

2. Темы семинарских занятий.

  1. Нейропсихологические детерминанты индивидуальных различий и их ранние проявления.
  2. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.
  3. Проблемы нарушения чтения и счёта.

 

3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. ФАП и закономерности её формирования.
  2. ФАП и её функционально-морфологическое обеспечение.
  3. Церебральная организация функции речи.
  4. Антенатальные и постнатальные предпосылки формирования церебральной основы  функций речи.

 

4. Примерный перечень вопросов  к экзамену:

  1. Основные проблемы  нейропсихологии  детского возраста.
  2. Нейропсихологическое обоснование кризисов  адаптации в детском возрасте.
  3. Дидактогенные маски нейропсихологической проблематики в детском  возрасте.
  4. Проблематика формирования церебрального морфофункционального основания ВПФ в медицинском, педагогическом и внутрисемейном дискурсах.
  5. Закономерности становления ВПФ в детском возрасте.
  6. Понятие о гетерохронии формирования ВПФ. Пример практического приложения представлений о гетерохронии  формирования ВПФ.
  7. Функциональные системные перестройки (ФСП) в процессе развития ВПФ. Наблюдаемые проявления  ФСП в жизнедеятельности ребёнка.
  8. Понятие и пример нейропсихологическогопатофеномена. Практическое значение представлений о патофеномене.
  9. ВПФ: основные принципы мозговой организации и перестройки в развитии.
  10. Социальноеопосредование и биологические предпосылки в развитии ВПФ
  11. Закономерности созревания кортикальных структур.
  12. Периоды  внутриутробного развития  ЦНС – их роль в  становлении ВПФ.
  13. Сенситивный период: условия благополучного протекания и критерии завершения.Его роль в организации  и перестройке ВПФ.
  14. Биологические факторы риска девиантного онтогенеза ВПФ: период новорожденности.
  15. Биологические факторы риска девиантного онтогенеза ВПФ: период  младенчества.
  16. Биологические предикторы риска девиантного онтогенеза ВПФ: младший дошкольный возраст.
  17. Биологические факторы риска  девиантного онтогенеза ВПФ:  дошкольный возраст.
  18. Социальные факторы риска девиантного онтогенеза.
  19. Синдром гиперактивности.  Клинические формы,  проявления. Принципы коррекции.
  20. Церебральные предпосылки компенсации нейропсихологических синдромов функциональной дефицитарности. Их психологические  эквиваленты.
  21. Синдром  гиперактивности  с дефицитом внимания: проявления  на этапе образования в начальной школе. Принципы диагностики и коррекции.
  22. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: проявления в старшем дошкольном возрасте: принципы диагностики и коррекции.
  23. Церебральные основания компенсации СДВГА.
  24. Понятие ММД (его клинические эквиваленты). Значение в становлении ВПФ. Принципы диагностики и коррекции.
  25. Клинические формы дисфункции речи, чтения, письма,
  26. Принципы профилактики и коррекции дисфункции речи,  чтения, письма.
  27. Становление устной речи в детском возрасте: предпосылки, периоды,  риски.
  28. Формы нарушений  речи в детском возрасте. Основные клинические варианты.
  29. Понятие дизартрии. Ранние предикторы, клинические проявления.
  30. Дифференцированный диагноз нарушений речи в детском возрасте.
  31. Основные клинические формы дисфункций речевого аппарата в детском возрасте.
  32. Понятие дислалии: ранние предикторы, клинические проявления. Основные клинические  формы.
  33. Дифференцированный диагноз  дислалий с другими формами речевых девиаций в детском возрасте.
  34. Синдромы отклоняющегося развития ВПФ: нейропсихологический аспект (церебральное основание, общее представление о патогенетическом  механизме).
  35. Понятие функциональной  дефицитарности и функциональной  несформированности.
  36. Функциональная несформированность префронтальных отделов мозга: клинические  следствия и возможности оптимизации условий развития.
  37. Дидактогенные маски синдрома функциональной несформированности префронтальных отделов мозга
  38. Функциональная несформированность левой височной области: клинические следствия и возможности оптимизации условий развития.
  39. Дидактогенные маски синдрома функциональной левой височной области.
  40. Функциональнаянесформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня: клинические  следствия и возможности оптимизации условий развития.
  41. Дидактогенные маски синдрома функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня.
  42. Функциональнаянесформированность правого полушария: клинические следствия и возможности оптимизации условий развития.
  43. Дидактогенные маски синдрома функциональной несформированности правого полушария.
  44. Функциональная дефицитарность базальных (подкорковых) образований мозга: клинические  следствия и возможности коррекции и оптимизации условий развития.
  45. Дидактогенные маски синдрома функциональной дефицитарности базальных образований мозга.
  46. Функциональнаядефицитарность стволовых образований мозга: клинические  следствия и возможности коррекции и оптимизации условий развития.
  47. Синдром  функциональной дефицитарности стволовых образований мозга в медицинском и психосоматическом дискурсах.
  48. Дизгенетический синдром: клинические следствия и возможности коррекции и оптимизации условий развития.
  49. Неречевые маркеры отягощённого развития речевых функций.
  50. Становление чтения: принципы организации функции, формы нарушения, профилактика и коррекция.
  51. Уровни организации письменной речи.
  52. Взаимосвязь функций чтения, письма и письменной речи.
  53. Церебральная организация  артикуляционной составляющей функции речи.
  54. Церебральная организация импрессивной составляющей функции речи.
  55. Церебральная организация экспрессивной составляющей функции речи.
  56. Церебральные функциональные предпосылки девиантного и деликвентного поведения. Обоснование возможностей  коррекции девиантных тенденций с позиций нейропсихологии.
  57. Основные закономерности освоения письменной речи  в детском возрасте.
  58. Функциональные предпосылки письменной речи.
  59. Нарушения в развитии  письменной речи: формы,  принципы коррекции.
  60. Нарушения  в развитии письма: формы и принципы коррекции.
  61. Нейропсихологические основы  трудностей в обучении: клиника,  принципы реабилитации.
  62. Репрезентация нейропсихологической проблематики детского и подросткового возраста в  МКБ-10.
  63. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте: показания и ограничения.
  64. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте: основные принципы и методические подходы.
  65. Принципы нейропсихологической коррекции в ДПВ.
  66. Формирующее обучение и его нейропсихологическое  обоснование.
  67. Аппаратные методы функциональной диагностики в ряду методов исследования церебральной основы ВПФ.
  68. Представление о нейропсихологическом синдроме в детском возрасте.
  69. Нейропсихологические предпосылки школьной дезадаптации.
  70. Нейропсихологическое обоснование кризисов развития в детском возрасте.
  71. Закономерности созревания образований ассоциативных путей ГМ в период постнатального онтогенеза.
  72. Социально-психологические факторы, оптимизирующие и дестабилизирующие процессы консолидации ассоциативных путей.
  73. Синдромы перинатального поражения центральной нервной системы как предикторы отягощённого формирования ВПФ.
  74. Проблематика консолидации сна как предиктор индивидуальных особенностей в формировании  ВПФ.

 

5. Курсовая работа.

Курсовая работа базируется на материалах учебного курса «Нейропсихология детского возраста» и может иметь как реферативный, так и практический характер. Основной  целью этой работы является привитие навыков нейропсихологического исследования и формирования предпосылок для освоения методов нейропсихологической психокоррекции. Написание подобной работы предусматривает изучение целого ряда литературных источников, а для практической курсовой еще и проведение нейропсихологического исследования.Требования к содержанию и оформлению курсовой работы изложены в Методических указаниях (Томск:ТГУ, 2005. – 30 с.). Курсовая работа защищается в присутствии комиссии.

Перечень примерных тем курсовых работ:

  1. Закономерности становления ВПФ в детском возрасте.
  2. Основные проблемы  нейропсихологии  детского возраста.
  3. Периоды  внутриутробного развития  ЦНС – их роль в становлении ВПФ.
  4. Предикторы осложнённого развития ВПФ: Возможности оптимизации условий индивидуального развития.
  5. Синдром гиперактивности. Клинические формы, проявления. Принципы коррекции.
  6. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: клинические проявления в возрастном аспекте.
  7. Речевые нарушения в детском возрасте: клинические формы, принципы диагностики, профилактики и коррекции.
  8. Становление устной речи в детском возрасте.
  9. Становление функции чтения: принципы организации функции, формы нарушения, профилактика и коррекция.
  10. Закономерности освоения письменной речи  в детском возрасте.
  11. Нарушения в развитии  письменной речи: формы,  принципы коррекции.
  12. Нарушения  в развитии функции письма: формы и принципы коррекции.
  13. Нейропсихологические основы трудностей в обучении: клиника, диагностика, принципы реабилитации.

III. Распределение курса по темам и видам работ

пп.

Наименование

тем

Всего

часов

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная

работа

в том числе

лекции

семинары

лабораторные

занятия

1

Принципы организации ВПФ в детском и подростковом возрасте

2

6

2

Возрастные аспекты мозговой организации высших психологических функций.

2

6

3

Нейропсихологические детерминанты индивидуальных различий и их ранние проявления

4

2

8

4

Минимальные мозговые дисфункции как фактор биологического риска осложнённого развития ВПФ

2

6

5

Формирование гностико-праксических функций в  ДВ

4

6

6

Проблематика аномального развития праксиса и гнозиса в ДВ

2

2

7

7

Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития

2

2

7

8

Проблемы нарушения чтения и счёта

2

2

6

9

Принципы нейропсихологической диагностики и коррекции в ДПВ

 

2

2

6

ИТОГО

90

22

10

58

 

IV.     Форма итогового контроля.

Устный экзамен в 8-м семестре, предполагающий ответ на теоретический вопрос и  решение клинической задачи.

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб.пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; под ред. Л. С. Цветковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 272 с. (Сер.«Библиотека психолога»).
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. – М., 1995.
  3. Ахутина Т. В.Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход //Вопросы психологии. – 2002. – №4.
  4. Ахутина Т. В. , Каширская Е. В. Нейропсихологический анализ индивидуальных особенностей переработки лексической информации //Вопросы психологии. – 2000. – №3.
  5. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии:учеб.пособие. – М.: Речь,2005. – 293 с.
  6. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования: Практикум. – М.:  Речь, 2005. – 400 с.
  7. Глозман Ж.М., Потанина А., Соболева А.Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2004. – 80с
  8. Манелис Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. –1999. – Т. 6, № 3. – С. 8–24.
  9. Манелис Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. – 1997. – № 3. –С. 25–37.
  10. Манелис Н. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 24 с.
  11. Микадзе Ю. В. Дифференциальная психология детского возраста // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С 111–119.
  12. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с., ил.
  13. Микадзе Ю. В. Нейропсихология и диагностика способности к обучению// Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. –М., 1999. – С. 434–435.
  14. Микадзе Ю. В. Синдромный анализ в нейропсихологии детского возраста // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение XXI века»: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья /под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. – Казань; М.: Глобус, 2006. – С. 245–246.
  15. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебник. –М.: Генезис, 2000. –180 с.
  16. Хомская Е. Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты//Вопросы психологии. – 2002. – №4 (ЭР).
  17. Хрестоматия по нейропсихологии /под ред. Е. Д. Хомской. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.– 896 с.
  18. Цветков А. В. Методы нейропсихологической коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. – 2010.– № 4. – С. 33–40.
  19. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: Изд-во МГУ, 2000.
  20. Цветкова Л. С.Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности.– М. : Просвещение – АО «Учеб. лит.», 1995. – 304 с.
  21. Цветкова Л. С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. – 2-е изд. – М.; Воронеж, 2003.
  22. Цветкова Л. С. Нейропсихология речи письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.
  23. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 2000. –С. 127.
  24. Цветкова Л. С., Цветков А. В. Проблема синдрома в нейропсихологии детского возраста //Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 164–170.
  25. Цветкова Л. С., Цветков А. В. Проблема фактора в нейропсихологии детского возраста //Вопросы психологии. – 2008. – № 6. –С. 57–65.
  26. Цветкова Л. С., ЦветковА. В. Проблема хронотопа с позиций нейропсихологии // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. – 2010. – № 3. –С. 5–11.

Рекомендуемая  литература (дополнительная)

  1. Асёнова И. В. Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга // Вопросы психологии. – 2005. –№ 1. – С. 100–104.
  2. Астаева А. В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском возрасте // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. – 2010. – № 4 (180). С. 71–76.
  3. Астаева А. В. Особенности применения классического качественного анализа в современной психологии детского возраста // Вестник ЮУрГУ. – 2009. – № 5. – С. 4–9.
  4. Афанасьева Е. А.Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Логопедия. 2009. № 2(24). С. 27–31.
  5. Ахутина Т. В.Методика оценки речи детей 6–8 лет: нейропсихологический подход // Проблемы детской речи – 1999: Материалы Всероссийской конференции (Санкт-Петербург, 24–26 ноября 1999). – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 204 с.
  6. Ахутина Т. В.Нейролингвистический анализ динамической афазии. – М., 1975.
  7. Ахутина Т. В., Пылаева Н. МНейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. – М., 1996.
  8. Ахутина Т. В.Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии. – 2002. – №4.–С.101–110.
  9. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Материалы I  Международной конференции памяти  А. Р. Лурия. – М.: Изд-во  РПО, 1998. – С. 201–208.
  10. Бадалян Л. О.Детская неврология. – М.: Медицина, 1975.
  11. Барт К.Трудности в обучении: раннее предупреждение: пер. снем. Н. А. Горловой, А. А. Михлина. – М., 2006.
  12. Белякова Л. И.Импрессивная и экспрессивная сторона речи детей шестилетнего возраста с нормальной речью и заиканием / Л. И. Белякова, В. Матанова // Вопросы психологии. – 1990. – С.61–67.
  13. Беребин М. А.,Астаева А. В. К вопросу о качественно и психометрическом подходах в современной нейропсихологической диагностике // Вестник ЮУрГУ. – №32. – 2008. – С. 19–28.
  14. Бианки В. Л., Удалова Г. П.Латерализация полушарного контроля помехоустойчивости // Физиологический журнал им. Сеченова. –1983. – Т. 69.
  15. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии:учеб.пособие. – М.: Речь,2005. – 293 с.
  16. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А.Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина, 1988.
  17. Визель Т.Г. Основы психологии: учебник для студентов вузов. – М.: АСТ; «Атрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
  18. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
  19. Выготский Л. С.Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  20. Выготский Л. С.Развитие высших психических функций. – М.,1960.
  21. Газзанига М.Расщепленный человеческий мозг // Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е. Д. Хомской. – М.: РПО, 1999. – С. 128–132.
  22. Гермаковска А.Коррекция дискалькулии у школьников с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб.,1992.
  23. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического исследования. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – 160 с.
  24. Голдберг Э.Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация. – М.: Смысл, 2003. – 335 с.
  25. Грибанов А. В., Рысина Н. Н. Особенности поведенческого реагирования у детей с дискалькулией // Экология человека. – 2011. – № 3. – С. 56–60.
  26. Давыдов В. В.Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предме­тов). – М., 1972.
  27. Даньковская Я. Ю.Аграмматизмы в устной и письменной речи учащихся младших классовс задержкой психического развития нейропсихологический подход) // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. –2010. –№ 4. –С. 170–173.
  28. Деглин В. Л.Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. – Амстердам; Киев: Ассоциация психотерапевтов, женевская инициатива в психиатрии, 1996.
  29. Демьянов Ю. Г.Клинико-психологические исследования детей с затруднениями усвоения элементарныхшкольных навыков: автореф. дис. … канд. мед.наук. – Л., 1970.
  30. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М.Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М., 2000.
  31. Еремеева В. Д.Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – С.128–135.
  32. Исенина Е. И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С.104–107.
  33. Каменская С. Н., Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А.К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами срединных структур у правшей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. – М., 1976.
  34. Караева И. Г.Взаимосвязь математического и речевого развития в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. –2006. – № 2 (12). – С. 45–48.
  35. Катасонова А. В. Кравцова Н. А. Особенности развития высших психических функций у часто болеющих детей младшего школьного возраста // Сибирский психологический журнал. – 2005. – №22. – С. 25–28.
  36. Ковязина М. С., Балашова Е. Ю.О некоторых особенностях психических функций при аномалиях в развитии комиссуральной системы мозга//Психология перед вызовом будущего:Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ 23–24 ноября 2006/под ред. Ю. П. Зинченко. – М. : МГУ, 2006. – С. 109–112.
  37. Ковязина М. С., Балашова Е. Ю. О пространственных представлениях у детей с разной степенью сформированности межполушарного взаимодействия // Психологические исследования. –2009. – № 1(3) (ЭР).
  38. Ковязина М. С., Балашова Е. Ю., Казакова Е. А.Особенности межполушарного взаимодействия в двигательной сфере у детей в норме и при отклонениях в развитии//Журнал прикладной психологии. – 2005. –№2–3. – С. 2–11.
  39. Ковязина М. С., Кузнецова Д. А.Нейропсихологический анализ межполушарного взаимодействия в непроизвольных мнестических процессах // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 126–132.
  40. Коновалов В. Ф. Изучение межполушарных взаимоотношений у детей в процессе мнестической деятельности / В. Ф.Коновалов, И. С.Сериков //  Вопросы психологии. –1986. – №1. –С.137–145.
  41. Корсакова Н. К., Москавичюте Л. И. Подкорковые процессы мозга и психические процессы. – М.: МГУ, 1985. – 183 с.
  42. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М., 2001. – С. 154.
  43. Крутецкий В. А.Психология математических способностей школьников / под ред. Н. И. Чуприковой. – М.: Воронеж, 1998.
  44. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В.Нарушения речи и их коррекция у детейс задержкой психического развития: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с. – (Коррекционная педагогика).
  45. Левина Р. Е.Нарушения речи и письма у детей //Избранные труды. – М.: Аркти, 2005.
  46. Леонтьев А. А.Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1969.
  47. Леонтьев А. Н.Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1974.
  48. Ливинская А. М. Расстройства развития речи у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед.наук. – СПб., 2007. – 20 с.
  49. Лурия А. Р.Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. –М.: Изд-во МГУ, 1962.
  50. Лурия А. Р.Об изменчивости психических функцийв процессеразвития ребёнка.
  51. Лурия А. Р.Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978.
  52. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учеб.пособие для студ. психол. факультетов. – М.:  Академия, 2008.  – 352 с.
  53. Лурия А. Р., Цветкова Л. С.Нейропсихологический анализ решения задач. – М., 2010.
  54. Лурия А. Р.Высшиекорковыефункциичеловека. –СПб.,2008.
  55. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман,и др. – СПб.:–Питер, 2004. – 80с.
  56. Нейропсихологическая диагностика, обследование  письма и четния младших школьников / под. ред Т.В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, 2008. – 128 с.
  57. Нейропсихологическая модель мозговой организации высших психических функций у детей, страдающих бронхиальной астмой /Н. Г. Манелис и др. // Вопросы психологии. – 2000. – №1.– С.46–53.
  58. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи / А. В. Астаева, Д. И. Воронкова, М. Б. Королёва // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. – Вып. 10. – 2010. – № 27. – С . 82–86.
  59. Ньокиктьен Ч.Детская поведенческая неврология. Т. 1/ пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. – М.: Теревинф, 2009.– 288 с.
  60. Ньокиктьен Ч.Детская поведенческая неврология. Т. 2/ пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. – М., 2010.
  61. Переслени Л. И. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников / Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупров // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С.154–157.
  62. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. – М.: Медицина, 2004.
  63. Правило Е. С. Дизонтогенетическая концепция гиперактивного расстройства с дефициом внимания // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. – Вып. 5. – 2009. – № 18. – С. 95–98.
  64. Пуляевская О. В. Развитие познавательных функций у детей шестилетнего возраста с разной межполушарной асимметрией мозга // Сибирский психологический журнал. – 2005. – №21. – С. 118–122.
  65. Рысина Н. Н.,Грибанов А. В.Понятие о дискалькулии: психофизиологические аспекты РАЗВИТИЯ (обзор) // Вестник Поморского университета. Сер. Естественные науки. – 2011. – № 1. – С. 77–88.
  66. Садовникова И. Н. - Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –  М., 1997.
  67. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2000. – 180 с.
  68. 68. Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей: учеб.пособие. – М. : Изд-во МГУ, 1991.
  69. Семенович А. В.Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
  70. Симерницкая Э. Г.Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
  71. Синельников В. Б.: Формирование образного мышления у дошкольников //Вопросы психологии. –  1991. – № 2. – С. 15–22.
  72. Сиротюк А. Л.Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.
  73. Сиротюк А. Л. Родовая травма как причина дезадаптационных механизмов в детской популяции // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2006. –№ 1. – С. 112–116.
  74. Смирнова Е. О.: Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе //Вопросы психологии. – 1990. – №3.
  75. Сугробова Г. А. Влияние обучения в школе раннего развития на нейропсихологический статус дошкольников // Известия ПГПУ. Естественные науки. – 2006. – №1 (5) – С. 138+142.
  76. Сугробова Г. А.Комплексная оценка особенностей школьно-значимых показателей функционального развития детей 6–7 лет и критерии прогнозирования школьных трудностей: автореф. дис. … канд. биол. наук. – М., 1999.
  77. Троицкая Л. А.Особенности эмоциональной сферы и познавательной деятельности у детей и подростков в норме и при патологии ЦНС:автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 2009.
  78. Фингелькурц Ан. А.Фингелькурц Ал. А.Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. – 2000. – №5. – С. 111–121.
  79. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В.Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. –136 с.
  80. Хомская Е. Д.,Ефимова И. В. , Сироткина Е. Б.Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики) // Вопросы психологии. – 1988. – №2.– С. 147–151
  81. Хомская Е. Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты // Вопросы психологии. – 2002. – № 4.– С.50–62.
  82. Ченцов Н. Ю.Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрослых // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. –1980. –№ 3. – С. 63–71.
  83. Шапкин С. А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации  // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С.102–116.
  84. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М.Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале детской речи). – М.: Наука, 1990. – 168 с.
  85. Школьнаядезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н.Н. Заваденко и др. //Вопросы психологии. – 1999. – №4.– С. 21– 26
  86. Якобсон С. Г.,Сафонова Н. М.Анализ формирования механизмов произвольного внимания удошкольников // Вопросы психологии. – 1999. – №5. – С.3–9.
  87. Якобсон С. Г.,Сафонова Н. М.Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников // Вопросы психологии. –  2000.– №6. – С. 19–25.
  88. Яковлев С. Б.Коррекция аграмматическойдисграфии у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Проблемы комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей: Материалы научно-практических конференций 2000–2001 гг. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 186 с.
  89. Annet M. Laterality of childhood hemiplegia and the growth of Speech and intelligence (1973). Cortex I. – P. 4–33.
  90. Badian N. A. Dyscalculia and Nonverbal Disorders of Learning / H. R. Myklebust (Ed. ) // Progress in Learning Disabilities. – N.Y., 1983. –Vol.5.– Р.235–264.
  91. Bogen J. E.Split-brain syndromes // Handbook of clinical neurology. Clinical neuropsychology / Frederiks J.A.M.(Ed.).– Amsterdam: Elsevier, 1985.– Vol.1, № 45. – P. 99–106.
  92. Brown T. E.Attention-Deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents, and Adults. – Washington; London, 2000.
  93. Brown W., Paul L.Cognitive and Psychosocial Deficit in Agenesis of the Corpus Callosum with Normal Intelligence // Cognitive Neuropsychiatry.– 2000. – Vol. 5, № 2. – P. 135–157.
  94. Bryden M. P.Laterality: Functional asymmetry of the brain. –N. Y. :Academiс Press, 1982.
  95. Calculation Difficulties in Children of Very Low Birthweight: a Neural Correlate / E. B. Isaacs, C. J. Edmonds, A. Lucas et al. // Brain. – 2001. –124.– P.1701–1707.
  96. Dehaene S., Cohen L.Two Mental Calculation Systems: A Case Study of Severe Acalculia with Preserved Approximation // Neuropsychol. – 1991. – 29. – P. 1045–1074.
  97. Geffen G., Jones D., Geffen L. Interhemispheric control of manual motor activity // Behavioral Brain Research. – 1994. – Vol. 64, № 1. – Р. 131–140.
  98. Henry R. R., Sats P., Saslow E.Early brain damage and ontogenesis of functional asymmetry. / Early brain damage. Vol I.Research orientation and clinical observation. –N. Y.: Ac press, Inc.,  –P. 253–274.
  99. Impairment in Children //Rourke B. P. Neuropsychology of learning disabilities. Essentials of subtype analysis. –N. Y., 1985. – P. 167–183.
  100. Serrien D., Nirkko A., Wiesendanger M.Role of the corpus callosum in the bimanual coordination: a comparison of patients with congenital and acquired callosal damage // European Journal of Neuroscience. – 2001. –Vol. 14, № 11. – P. 1897–1905.
  101. Shalev R., Weirtman R., Amir N.Developmental Dyscalculia // Cortex. – 1988.–24.– P.555–561.
  102. Silver P. H., Jeeves M. A.Motor coordination in callosal agenesis // Callosal agenesis: Natural split brain? / Lassonde M., Jeeves M. A. (Eds. ).– N. Y.: Plenum Press, 1994.– P.207–219.
  103. Watson R. T., Heilman K. M.Callosal apraxia // Brain. – 1983.– Vol.106, № 2. –P. 391–403.