УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«ФИЗИКА»

 

1. Структура учебно-методического комплекса

 

Учебно-методический комплекс (УМК) «Физика» разработан в рамках Инновационной образовательной программы, осуществляемой в Томском государственном университете.

Целью курса «Физика» является освоение общих методов решения задач школьного курса физики. Особое внимание уделяется задачам повышенной сложности, а также задачам, при решении которых допускались многочисленные ошибки.

В соответствии с этим, целью учебно-методического комплекса является формирование навыков самостоятельного решения задач по физике.

 

В курсе рассматриваются следующие разделы:

    1) механика;

    2) молекулярная физика и термодинамика;

    3) электростатика;

    4) электрический ток;

    5) магнитное поле;

    6) колебания и волны;

    7) оптика;

    8) специальная теория относительности;

    9) основы квантовой физики;

УМК «Физика» рекомендуется для учащихся общеобразовательных школ для подготовки к вступительным экзаменам как в форме ЕГЭ, так и в форме межвузовских олимпиад. Он будет полезен также школьным преподавателям.

 

Потребность в разработке учебно-методического комплекса определяется современными требованиями к методическому обеспечению учебных программ и курсов, отвечающих современному уровню развития информационно-вычислительной техники.

Задачи проекта: разработать электронную версию УМК, включающего электронный учебник, построенный на гипертекстовой основе и тестовые задания.

Ожидаемые результаты состоят в повышении эффективности и доступности образовательного курса, расширении возможности его применения для обучения учащихся школ, для подготовки и переподготовки специалистов с привлечением института дистанционного обучения.

 

Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью компьютерных технологий, составляют:

- электронное учебное пособие,

- тестирующий модуль,

- общие рекомендации по решению задач,

- список рекомендованной литературы.

 

Кроме интерактивной части в комплект УМК «Физика» входит неинтерактивный элемент, также встроенный в электронное учебное пособие, в виде общих рекомендаций по решению задач.

Рекомендации включают разъяснения по организации самостоятельной работы с целью выбора наиболее эффективного пути работы и наиболее полного овладения знаниями.

 

2. Содержание учебно-методического комплекса

 

Содержание электронного учебного пособия соответствует рабочей программе курса, составленной с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пособие состоит из 12 разделов.


Общие рекомендации по решению задач

1. Механика

Примеры решения задач

2. Динамика

Примеры решения задач

3. Работа. Энергия. Законы сохранения в механике

Примеры решения задач

4. Статика

Примеры решения задач

5. Молекулярная физика и термодинамика

Примеры решения задач

6. Электростатика

Примеры решения задач

7. Электрический ток

Примеры решения задач

8. Магнитное поле

Примеры решения задач

9. Колебания и волны

Примеры решения задач

10. Оптика

Примеры решения задач

11. Теория относительности

Примеры решения задач

12. Основы квантовой физики

Примеры решения задач

Тестовые задания

Рекомендуемая литература


Тестирующий модуль

Тестирующий модуль, встроенный в электронное учебное пособие, состоит из 102 вопросов, сгруппированных в 20 содержательных блоков. Выбор заданий осуществляется тестирующей системой случайным образом.


3. Рекомендуемая литература

 

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1964. – 434 c/
  2. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.Г., Мякишев Г.Я. Физика. Задачи для поступающих в вузы: учеб. пособие для подготовительных отделений вузов. – М.: Физматлит, 2000. – 397 с.
  3. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9–11 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 351 c.
  4. Задачи по физике / Под ред. О.Я. Савченко. – М.: Наука, 1988. – 432 c.
  5. Кабардин О.Ф. Основы физики. – М.: Просвещение, 1991. – 367 с.
  6. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
  7. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Дрофа,  2004. – 416 с.: ил.
  8. Кобушкин В.К. Методика решения задач по физике. – Л., 1972. – 247 с.
  9. Меледин Г.В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1989. – 272 с.
  10. Мясников С.П., Осанова Т.Н. Пособие по физике: учеб. пособие для подготовительных отделений вузов. – 5-е изд., исправл. и перераб. – М.: Высшая школа, 1988. – 399 с.: ил.
  11. Парфентьева Н.А., Фомина М.В. Решение задач по физике. В помощь поступающим в вузы. – Ч. 1. – М.: Мир, 1993. – 206 с.: ил.
  12. Парфентьева Н.А., Фомина М.В. Решение задач по физике. В помощь поступающим в вузы. – Ч. 2. – М.: Мир, 1993. – 210 с.: ил.
  13. Пособие по физике для поступающих в вузы / Под общ. ред. М.С. Цедрика. – 2-е изд., стереотипное. – Минск: Высшая школа, 1966. –  279 с.: ил.
  14. Сборник задач по курсу физики с решениями: учеб. пособие для вузов / Т.И. Трофимова, З.Г. Павлова – 4-е изд., стереотипное. – М.: Высшая школа,  2003. – 591 с.
  15. Сборник задач по элементарной физике: пособие для самообразования / Буховцев Б.Б., Кривченков В.Д., Мякишев Г.Я., Сараева И.М. – 5-е изд., перераб. – М.: Наука, 1987. – 416 с.: ил.
  16. Физика: 3 800 задач для школьников и поступающих в вузы / Авт.-сост. Н.В. Турчина, Л.И. Рудакова, О.И. Суров и др. – М.: Дрофа, 2000. – 672 с.: ил.
  17. Элементарный учебник физики / Под ред. Г.С. Ландсберга. – В 3 кн. – М.: Физматлит, 2000.
4. Автор

Воронцов Алексей Александрович – ассистент кафедры общей и экспериментальной физики ФФ ТГУ.