Во всех манускриптах автором романа называется Петроний Арбитр. Это прозвище подтверждают позднейшие ссылки и отзывы, в которых, без сомнения, речь идет об авторе «Сатирикона». Но, к сожалению, мы не имеем никаких точных сведений о его жизни. Это привело к тому, что большинство исследователей склонно отождествлять автора романа с тем Петронием, которого Тацит (ссылка на 3 кадре на «Тацит») изобразил в 17, 18–20-й главах XVI книги «Анналов».

В главе 17-й он сообщает о смерти Петрония вместе с другими представителями сенатской оппозиции: «...В течение нескольких дней погибли один за другим Анней Мела, Аниций Цериал, Руфрий Криспин и (Г.) Петроний» (рис. 12). В главе 18-й Тацит рисует яркий образ арбитра изящества (elegantiae arbiter) – законодателя хорошего вкуса при дворе Нерона (ссылка на 3 кадре на «Нерона»).

Рис. 12. Маковский К.Е. Смерть Петрония. 1904 г.

 

И хотя Тацит ничего не говорит о литературной деятельности Петрония (хотя и уделяет его биографии целых две главы), образ, нарисованный им, совпадает с тем представлением об авторе «Сатирикона», которое создается при чтении романа. Характерно и то, что Петроний носит когномен «Арбитр», и сенатор Тацита был назван друзьями «elegantiae arbiter».

Но есть и другие точки зрения. Так, Дж. Баньяни с небольшой долей вероятности допускает, что автором «Сатирикона» мог быть и другой Петроний, например, Г. Петроний Нигер.

Помимо Тацита существуют и другие античные свидетельства о Петронии:

- Теренциан Мавр в своем сочинении «De metris» наделяет Петрония эпитетом disertus («красноречивый»; «искусный, сведущий») и, говоря об анакреонтических размерах, замечает, что их часто употреблял Петроний;

- Макробий в комментариях ко «Сну Сципиона» говорит о нем как о романисте, который, как и Апулей, описывал страдания влюбленных. При этом первенство здесь Макробий отдает Петронию;

- Сидоний Аполлинарий упоминает Петрония в одном ряду с Цицероном, Титом Ливием и Вергилием, которых он называет eloquii;

В тех немногих работах русских ученых о Петронии, к которым относятся статьи в историях античной литературы, изданных до революции и в последующий период, вступительные статьи к русским изданиям «Сатирикона» (прежде всего Б.И. Ярхо и А.И. Пиотровского к изданию Ярхо) и еще несколько работ общего и частного характера (И.М. Гревса, М.М. Покровского и др.), принадлежность «Сатирикона» к эпохе Нерона, так же как авторство Петрония, упомянутого Тацитом, признавалось наиболее вероятным.