Среди разнообразных средств гимнастики наиболее широкое распространение имеют общеразвивающие упражнения (ОРУ). Само их название указывает на то, что они решают преимущественно задачи общего физического развития. В основе ОРУ лежат анатомически возможные движения в суставах тела, т.е. ОРУ – аналитическим путем создаваемые упражнения, включающие движения отдельных частей тела или их сочетания и оказывающие всестороннее воздействие на организм. Широта использования ОРУ обусловлена их особенностями.

Первая особенность – простота и доступность. Общеразвивающие упражнения просты по своей структуре, поэтому им несложно обучать и они доступны всем категориям занимающихся.

Вторая особенность ОРУ состоит в возможности избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы. Это определяет использование их для решения всевозможных частных задач физического воспитания, а также создает условия для гармонического развития двигательного аппарата.

Третья особенность ОРУ заключается в возможности строго дозировать нагрузки, определяя содержание упражнений, их количество, количество повторений каждого, интервалы отдыха, темп, характер выполнения упражнений, вес отягощений, исходные положения.

Для удобства ориентировки в бесконечном множестве ОРУ приведем несколько классификаций, имеющих практическое значение (рис.2.24).

 

рис 2.24

Рис. 2.24. Классификация общеразвивающих упражнений по различным признакам

 

  1. Классификация ОРУ по анатомическому признаку. В зависимости от того, какие мышечные группы обеспечивают движения, ОРУ делятся на: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для ног и тазового пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для всего тела. Классификация предусматривает и дальнейшее дробление с выделением упражнений для конкретных мышечных групп и даже отдельных мышц.
  2. Классификация по признаку преимущественного воздействия. В зависимости от направленности воздействия ОРУ делятся на: упражнения на силу; упражнения на растягивание и упражнения на расслабление. Сочетание упражнений этих трех типов является содержанием и всех других упражнений, которые, однако, принято выделять, учитывая их методическую значимость. Это упражнения на осанку, упражнения на координацию и дыхательные упражнения.
  3. Классификация по признаку использования предметов и снарядов. ОРУ могут выполняться без предметов; с предметами (палка, скакалка, гантели, набивной мяч и т.д.); на снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка, стул и т.д.); на тренажерах и с тренажерами.
  4. Классификация по признаку организации группы. ОРУ можно разделить на одиночные упражнения, упражнения вдвоем; упражнения втроем; упражнения в кругу в сцеплении; упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах; упражнения в движении.
  5. Классификация по исходным положениям. В зависимости от исходных положений, на которых выполняются ОРУ, их можно разделить на: упражнения выполняемые из стоек; из седов; из приседов; из положений лежа; из упоров; из висов и т.п.

Для точного обозначения конкретного упражнения могут быть использованы данные всех классификаций, например: упражнения вдвоем на силу мышц живота с набивным мячом из исходного положения лежа на спине.

Для того, чтобы назвать упражнение, требуется знание терминов, обозначающих каждое положение, входящее в состав упражнения. Общепринятыми терминами основных положений, используемых в ОРУ, являются стойки, упоры, приседы и полуприседы, седы, выпады, наклоны, положения рук.